Среда, 27.11.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 99
Гостей: 99
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным т

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов является центральным этапом проведения специальной оценки условий труда, по результатам которого принимается решение о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (в случае, если указанные факторы не выявлены) или решение о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г. не выделял идентификацию вредных и опасных производственных факторов в качестве самостоятельного этапа проведения аттестации рабочих мест. Согласно данному Порядку процедура аттестации рабочих мест состояла из двух этапов: а) оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; б) оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Первый этап - оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включал в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; комплексную оценку условий труда на рабочих местах. При этом оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводилась путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса. Сравнивая процедуры специальной оценки условий труда с ранее действовавшей аттестацией рабочих мест, Е. Семенова заметила, что «процедура осуществления спецоценки в основном такая же, как и аттестация рабочих мест по условиям труда. Но появился и новый этап - «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» (ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ)»[1].

Таким образом, фактически оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда объединяла в себе процедуру идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и процедуру их исследования (испытания) и измерения, которые в настоящее время рассматриваются законодательством как самостоятельные этапы специальной оценки условий туда.

Выделение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в качестве самостоятельного этапа специальной оценки условий труда отражает протекающие в трудовом законодательстве процессы его дифференциации. Оно позволяет законодателю более полно учесть особенности данной процедуры, что способствует повышению эффективности ее правового регулирования и усилению гарантий прав лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются специальной оценкой условий труда.

Действующее российское законодательство о специальной оценке условий труда понимает под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ).

Данное определение несколько суживает понятие идентификации вредных и опасных производственных факторов, сводя ее содержание только к процессу сопоставления и установления совпадения имеющихся на рабочем месте факторов с факторами, предусмотренными классификатором. Между тем, такое сопоставление невозможно без предварительного выявления действующих на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов. Поэтому процесс их выявления также следует отнести к идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Отмеченное упущение законодателя восполняется ведомственным нормативным правовым актом. В соответствии с утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н Методикой проведения специальной оценки условий труда, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:

выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом № 426- ФЗ;

принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

оформление результатов идентификации.

По существу Методика проведения специальной оценки условий труда 2014 г. расширяет понятие идентификации вредных и опасных производственных факторов, закрепленное в Федеральном законе № 426-ФЗ. Однако тем самым данный нормативный правовой акт, который, подчеркнем, имеет подзаконный характер, выходит за рамки действующего закона и вступает с ним в противоречие. В то же время, как было указано выше, сужение федеральным законом понятия идентификации вредных и опасных производственных факторов следует рассматривать как упущение закона, подлежащее устранению. Поэтому полагаем целесообразным внести следующие изменения в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ:

вместо слов «Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление» записать: «Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются выявление, описание, сопоставление». Далее - по тексту.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда 2014 г. предусматривает три способа выявления на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов и их источников:

изучение представляемых работодателем документации и иных материалов;

осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы;

опрос работников и (или) их непосредственных руководителей.

В юридической литературе допустимые способы проведения идентификации вредных и опасных производственных факторов иногда трактуются чрезмерно ограниченно и сводятся изучению соответствующих документов. Так, например, Г. Зайцевой было высказано мнение что «идентификация проходит исключительно документально, без каких-либо замеров» . Мы не можем согласиться с указанным мнением. Хотя проведение идентификации, действительно, не предусматривает проведение каких- либо измерений (это происходит на этапе исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов), в то же время законодательство не ограничивает эксперта, проводящего идентификацию, исключительно изучением документов. Возможность использования экспертом таких способов проведения идентификации, как осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником, и опрос работника, прямо вытекает из положений абз. 10 п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда 2014 г. Но указанные методы не связаны с изучением каких-либо документов.

Согласно п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда 2014 г. изучению в ходе идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов подлежат техническая (эксплуатационная) и технологическая документация, должностные инструкции, результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, а также ряд иных документов и материалов, которые работодатель обязан предоставить эксперту, проводящему идентификацию, при условии наличия таковых. Закрепленный в Методике проведения специальной оценки условий труда 2014 г. перечень документации и материалов, представляемых эксперту, проводящему идентификацию условий труда, носит закрытый и исчерпывающий характер, а потому расширительному толкованию не подлежит.

Однако, по нашему мнению, ограниченность перечня документация и материалы суживает возможности эксперта по выявлению вредных и [2] опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Так, например, ряд существенных сведений об условиях труда на данном рабочем месте и имеющихся вредных или опасных производственных факторов могут содержаться в жалобах и заявлениях работников, направленных работодателю, а также в материалах проверки по данным заявлениям. Подобные документы и материалы не включены в список источников для изучения экспертом, проводящим идентификацию. В то же время восполнить сведения, содержащиеся в этих материалах, иным путем, в частности, посредством опроса работника, подавшего жалобу, не всегда возможно в силу того, что рад существенных обстоятельств, связанных с подачей работником жалобы, могут быть им забыты к моменту опроса. Кроме того, на момент проведения специальной оценки условий труда такой работник может уже не работать в данной организации. Поэтому полагаем необходимым закрепить открытый перечень документов и материалов, которые могут быть представлены работодателем эксперту, проводящему идентификацию. Для этого предлагаем дополнить абз. 8 п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда 2014 г. через запятую следующими словами;

«а также иные документы и материалы, содержащие характеристики условий труда на данном рабочем месте».

Закрепляя осмотр и ознакомление с фактически выполняемыми работами, а равно опрос работников и их непосредственных руководителей как способы выявления вредных и опасных производственных факторов, Методика проведения специальной оценки условий труда 2014 г. оставляет использование указанных способов на усмотрение эксперта, проводящего идентификацию, позволяя ему, тем самым, ограничиться только изучением документации. Однако при этом не может быть полностью исключена возможность несоответствия или неполного соответствия сведений, содержащихся в документах и материалах, представленных эксперту, реальному состоянию условий труда на рабочем месте, действующим вредными опасным производственным факторам и степени их воздействия на работника. При таких условиях отказ эксперта от непосредственного осмотра рабочего места и ознакомления с условиями труда на нем, а также от опроса работников, чреваты опасностью того, что некоторые из действующих вредных или опасных факторов не будут учтены, а идентификация будет проведена не полностью и ее результаты не будут соответствовать реальному состоянию условий труда на данном рабочем месте. Поэтому полагаем, что следует обязать эксперта, проводящего идентификацию, использовать все разрешенные законодательством средства и методы для выявления на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Для этого считаем целесообразным внести следующие изменения в абз. 10 п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда 2014 г.:

вместо слов «может также проводиться» записать слова «должно также проводиться».

Выявленные производственные факторы сопоставляются с предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (содержание понятий вредного производственного фактора и опасного производственного фактора рассмотрено во втором параграфе главы 1 настоящего диссертационного исследования).

Следует отметить, что Руководство Р 2.2.2006-05 (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса)[3] [4] отличает от понятия вредных и опасных производственных факторов понятия тяжести труда и напряженности труда. Под понятием тяжести труда понимается характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Напряженность труда трактуется как характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

В такой трактовке понятия тяжести труда и напряженности труда соответствуют понятиям тяжести трудового процесса и напряженности трудового процесса, используемым Федеральным законом № 426-ФЗ и Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ тяжесть трудового процесса определяется как показатели физической нагрузки на опорнодвигательный аппарат и на функциональные системы организма работника; напряженность трудового процесса - как показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника. Однако Федеральный закон № 426-ФЗ и Классификатор, в противоположность Руководству Р 2.2.2006-05, рассматривают их как вредные и (или) опасные производственные факторы. В то же время, если следовать определению вредного производственного фактора, закрепленного в ст. 209 ТК РФ, согласно которой вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию, то такие факторы, как тяжесть и напряженность трудового процесса, под него не подпадают, так как не обязательно влекут за собой заболевание работника. Но, если исходить из определения вредного производственного фактора, данного в ГОСТ 2.0.002-80[5], который под вредным производственным фактором понимает производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства, то факторы трудового процесса, его тяжесть и напряженность, могут рассматриваться как вредные, поскольку приводят к снижению работоспособности работника.

В целях преодоления отмеченных несоответствий и противоречий между действующими нормативными правовыми актами в сфере охраны труда полагаем необходимым привести терминологию рассмотренных выше актов к единообразию. При этом, на наш взгляд, основой должны стать положения, закрепленные в ГОСТ 2.0.002-80, как лучше отвечающие потребностям практики и более соответствующие международным стандартам.

Если по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов указанные факторы не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда. Таковые функции возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда РФ). В настоящее время действует Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденный Минтруда РФ приказом от 07.02.2014[6]. Предусматривается три способа подачи декларации:

лично работодателем (в случае, если работодателем является индивидуальный предприниматель) или его представителем в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения работодателя;

направление декларации почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

подача в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В декларацию в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места также включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

Срок подачи декларации ограничен тридцатью рабочими днями со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация. При этом Порядок подачи декларации не содержит указания на юридические последствия нарушения работодателем указанного срока. Между тем, нарушение работодателем срока подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому полагаем целесообразным дополнить п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, следующими словами:

«Нарушение работодателем установленного срока подачи декларации влечет его юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

На Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы возлагается функция формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утвержден Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н (Приложение № 3 к Приказу).

Законодатель устанавливает пятилетний срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Однако предусмотрена возможность прекращения действия декларации и проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Основаниями для такого решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти служат следующие обстоятельства (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ):

несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц), произошедший с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация;

выявление профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Иных оснований прекращения действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Федеральный закон № 426-ФЗ не предусматривает. Но определяя обязанности Федеральной службы по труду и занятости по формированию и ведению реестра деклараций, Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливает, что в случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации (п. 6 Порядка). Тем самым данный подзаконный нормативный правовой акт вводит дополнительное основание прекращения действия декларации, не предусмотренное федеральным законом. Поскольку в самом федеральном законе нет указаний на делегирование исполнительному органу власти полномочий по расширению списка оснований прекращения декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то норма о прекращении ее действия в случае выявления факта недостоверности указанных в ней сведений должна быть признана незаконной и недействующей.

Однако, на наш взгляд, введение в Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда данного основания прекращения действия декларации представляется обоснованным с точки зрения обеспечения адекватной оценки условий труда и соблюдения трудовых прав работников. Поэтому считаем, что российскому законодателю следует принять во внимание позицию Минтруда России, выраженную в Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, и внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 426-ФЗ. Предлагаем дополнить ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания:

«Действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда прекращается и проводится повторная специальная оценка условий труда в случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в данной декларации».

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет, по истечении которых срок ее действия считается продленным на следующие пять лет, если отсутствуют обстоятельства, указанные в ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ. При наличии указанных в ч. 5 Федерального закона № 426-ФЗ обстоятельств действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Следует заметить, что закон предусматривает и иные основания для проведения внеплановой специальной оценка условий труда. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в частности, в таких случаях, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов или сырья, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников и др. Наличие указанных ч. 1 ст. 17 в Федерального закона № 426-ФЗ оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда указывает на реальную возможность того, что условия труда на данном рабочем месте существенно изменились. Соответственно, действие имеющейся декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда должно быть прекращено. Однако законодатель не указывает на необходимость прекращения действия декларации, если имеются основания для проведения внеплановой оценки условий труда. Полагаем, что этот пробел в законе должен быть восполнен. Для этого предлагаем дополнить ч. 2 ст. 17 Федеральный закон № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания:

«Если в случаях, указанных в части первой настоящей статьи, в отношении рабочих мест, подлежащих внеплановой специальной оценке

условий труда, действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, внесенная в реестр деклараций в соответствии с частью третьей статьи 11 настоящего Федерального закона, действие данной декларации прекращается».

В качестве одного из оснований проведения внеплановой специальной оценки условий труда закон предусматривает наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ). Полагаем, что в целях более полного обеспечения трудовых прав работников, содержание указанного основания должно быть расширено. Возможность инициировать внеплановую специальную оценку условий труда следует также предоставить самим работникам и их представителям (помимо органов первичных профсоюзных организаций или иных представительных органов работников). Поэтому предлагаем изложить п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ в следующей редакции:

«наличие мотивированных предложений работников, их представителей либо выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда».

Рассмотрение вопросов идентификации вредных и опасных производственных факторов и декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда показало следующее.

Закрепленное в Федеральном законе № 426-ФЗ определение понятия идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не отражает реального содержания данного этапа специальной оценки условий труда и нуждается в расширении. В него должно быть включено указание на выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса.

Действующие нормативные правовые акты в сфере специальной оценки условий труда ограничивают возможности эксперта в проведении идентификации вредных и опасных производственных факторов. В целях преодоления указанного недостатка следует закрепить в Методике проведения специальной оценки условий труда 2014 г. открытый перечень документации и материалов, представляемых эксперту, проводящему идентификацию условий труда, а также обязать его использовать при проведении идентификации осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, и опрос работников и (или) их непосредственных руководителей.

Предусмотренная законом процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не в полной мере обеспечивает соблюдение трудовых прав и законных интересов работников. Работникам и их представителям следует предоставить право инициировать внеплановую специальную оценку условий труда в случае ухудшения условий труда на рабочем месте данных работников.

 

[1] Семенова Е. Трудовое право - 2014 // ЭЖ-Юрист. 2014. № 4. С. 1.

[2] Зайцева Г. Специальная оценка условий труда: на что обратить внимание? // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 9. С. 48.

[3] Приложение № 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

[4] Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) // Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора. 2005.№ 3.

[5] ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1980 № 4954).. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

[6] Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» // Российская газета от 28.05.2014. № 118.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.05.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%