Закон предусматривает две формы контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда: а) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона № 426- ФЗ; б) профсоюзный контроль (ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ).
Г осударственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами. Таковым органом является федеральная инспекция труда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В субъектах РФ и на местах контроль за соблюдением трудового законодательства непосредственно возложен на главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации и главных государственных инспекторов труда, старших государственных инспекторов труда, государственных инспекторов труда соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости . [1]
По субъектам, деятельность которых в сфере специальной оценки условий труда подлежит контролю, государственный контроль можно разделить на два вида: 1) проверка соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда работодателями; 2) проверка соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда.
Порядок проведения проверки соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда работодателями специальным нормативным правовым актом не регламентирован. При проведении такой проверки инспекции труда руководствуются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра- ва[2] [3], которые определяют общие требования к проверкам, проводимым федеральной инспекцией труда, и полномочия ее должностных лиц.
Важное значение имеет государственный контроль за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда организациями, уполномоченными на проведение такой оценки, так как практика показывает, что указанные организации нередко допускают нарушения требований закона, что снижает качество проводимых ими специальных оценок условий труда. По данным Роструда основными нарушениями законода
тельства о специальной оценке условий труда, допускаемыми организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, являются: проведение измерений испытательными лабораториями, у которых истек срок действия аккредитации или прекращено (приостановлено) действие аттестата аккредитации; использование организациями приборов и средств измерений, не прошедших поверку; непроведение измерений обязательных факторов, установленных Методикой проведения специальной оценки условий труда. Некоторые организации осуществляют измерения вредных и (или) опасных производственных факторов только на бума
ге.
Порядок проведения проверки соблюдения требований Федерального закона № 426-ФЗ организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда регулируется Рекомендациями по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, утвержденными приказом Роструда от 02.06.2014 № 199 [4] [5] (далее - Рекомендации от 02.06.2014).
Рекомендации от 02.06.2014 не определяют предмет проверки, оставляя его на усмотрение руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) исходя из обстоятельств и фактов, послуживших основанием для ее проведения. В то же время Рекомендации от 02.06.2014
содержат положения, касающиеся предмета проверки. Во-первых, изложив требования Федерального закона № 426-ФЗ, предъявляемые к организациям, проводящим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ), Рекомендации от 02.06.2014 подчеркивают, что указанные выше требования являются обязательными, соблюдение которых подлежит проверке в первоочередном порядке. Во-вторых, Рекомендации от 02.06.2014 в императивном порядке указывают, что «ни при каких обстоятельствах задачами и предметом любой проверки, проводимой государственными инспекторами труда в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, не может являться оценка качества проведенной ими специальной оценки условий труда, так как в соответствии с положениями статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона № 426-ФЗ решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда» (абз. 2 п. 5 Рекомендаций от 02.06.2014).
Включение в предмет проверки соблюдения требований Федерального закона № 426-ФЗ организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, требований, которым должны отвечать эти организации, представляется логичным и обоснованным, поскольку проведение специальной оценки условий труда организацией, не отвечающей требованиям закона, является серьезным нарушением законодательства о специальной оценке условий труда. Но категорический запрет на оценку качества специальной оценки условий труда, проведенной проверяемой организацией, на наш взгляд, суживает возможности государственной инспекции труда по предотвращению нарушений закона в сфере специальной оценки условий труда и, тем самым, затрудняет реализацию задач, возложенных на инспекцию законом (ст. 355 ТК РФ).
В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» осуществление государственной экспертизы условий труда отнесено к полномочиям Федеральной службы по труду и занятости (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости). Однако нарушения требований законодательства о специальной оценке условий труда, допущенные организацией, проводящей такую оценку, и подлежащие выявлению государственным инспектором труда в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда, могут в той или иной степени отражаться на качестве проведенной специальной оценке условий труда. Поэтому, чтобы объективно оценить тяжесть и опасность выявленных в ходе проведения проверки нарушений закона, допущенных проверяемой организацией, государственный инспектор труда должен оценить влияние этих нарушений на качество проведенной специальной оценки условий труда. Оценка такого влияния, в свою очередь, подразумевает необходимость оценки качества проведенной специальной оценки условий труда, что входит в противоречие с требованиями указанных выше Рекомендаций от 02.06.2014.
Следует обратить внимание еще на один момент. В соответствии с пп. 1.1. приказа Роструда от 02.06.2014 № 199 на руководителей государ- [6]
ственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации возложена обязанность обеспечить «осуществление системного государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Таким образом, положения Рекомендаций от 02.06.2014, в том числе и о запрете оценки качества проведенной специальной оценки условий труда, распространяются на проверку соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда не только организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, но также и работодателями. Между тем, исполнить функции по контролю за соблюдением работодателем требований законодательства о специальной оценке условий труда без оценки качества проведенной специальной оценки условий труда весьма затруднительно.
Запрет на оценку качества проведенной специальной оценке условий труда также ставит препятствия для решения задач, возложенных на государственную инспекцию труда Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее - Постановление № 875). Постановление № 875 определило в качестве предмета федерального государственного надзора в сфере труда, в частности, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда (п. 4 Постановления № 875). Кроме того, Постановление № 875 наделило государственных инспекторов труда полномочиями запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям
Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4995.
охраны труда (пп. «з» п. 13 Постановления № 875). При этом следует отметить, что законодательство о специальной оценке условий труда, надзор за соблюдением которого должен осуществляться государственной инспекцией труда, регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ). Именно по результатам проведенной специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах и решаются иные вопросы охраны труда работников, такие как: обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством и т.п. (ч. 2 ст. 3 и ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ).
Таким образом, применение работодателем норм права в сфере охраны труда в значительной степени определяется результатами проведенной специальной оценки условий труда. Соответственно, для того, чтобы государственный инспектор труда мог выполнить свои обязанности и реализовать полномочия, возложенные на него Постановление Правительства № 875, ему необходимо проверить и оценить качество проведенной специальной оценки условий труда.
Российский законодатель ставит перед государственной экспертизой труда и федеральной инспекции труда как органа, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, аналогичные задачи. Согласно ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ к целям государственная экспертиза условий труда относятся, в частности, оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В то же время, ч. 2 ст. 355 ТК РФ ставит перед федеральной инспекцией труда на первое место задачу обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, т.е. включая гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Это также свидетельствует о том, что запрет на оценку качества проведенной специальной оценки условий при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда не имеет разумных оснований.
Таким образом, можно заключить, что закрепленные законом предмет и задачи государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда шире предмета задач экспертизы качества специальной оценки условий труда и включают в себя последние. Поэтому положения абз. 2 п. 5 Рекомендаций от 02.06.2014 о том, что предметом проверки, проводимой государственными инспекторами труда не может являться оценка качества проведенной ими специальной оценки условий труда, необоснованно суживают предмет государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и затрудняют решение стоящих перед ним задач. В целях повышения эффективности задачи государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда полагаем целесообразным исключить из п. 5 Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, утвержденных Приказом Роструда от 02.06.2014 № 199, абзац второй.
В связи с тем, что вышеизложенный анализ законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу специальной оценки условий труда, показал, что предмет и задачи государ-
ственной экспертизы условий труда входят составными частями, соответственно, в предмет и задачи государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда, встает вопрос о соотношении между понятиями «государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства» и «государственная экспертиза условий труда» (или «экспертиза качества специальной оценки условий труда»).
Исходя из соотношения между предметами (и задачами) государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и государственной экспертизы условий труда, можно предположить, что экспертиза представляет собой особую форму контроля. Но такой вывод был бы поспешным.
Регулируя порядок проведения государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и порядок проведения государственной экспертизы условий труда, российский законодатель относит их проведение к компетенции различных государственных органов: субъектом государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда является федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ), а субъектом государственной экспертизы условий труда - Федеральная служба по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1 ТК РФ, Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н[7]). Уже этот критерий не позволяет рассматривать государственную экспертизу условий труда как особую форму государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда.
Различаются государственный контроль за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и государственная экспертиза условий труда основаниями для проведения.
Проверки соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда проводятся государственными инспекторами труда на основании имеющихся планов либо во внеплановом порядке в следующих случаях (п. 10 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875):
- истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- поступление в федеральную инспекцию труда: обращений, заявлений или запросов о проведении проверки
- наличие приказа руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, федеральная инспекция труда как субъект государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда играет активную роль в инициировании проверки.
В то же время Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда не вправе инициировать проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по своему усмотрению. Согласно ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ, такая экспертиза осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.
Существенным является различие в правовых последствиях, наступающих по результатам форму государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и государственной экспертизы условий труда. В рамках осуществления государственного контроля государственные инспекторы труда по результатам проведенной ими проверки соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Постановления № 875). При этом государственные инспекторы труда имеют, в частности, право:
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда и т.д.
Таким образом, в результате осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда у работодателей возникают определенные дополнительные обязанности.
По результатам государственной экспертизы условий труда утверждается заключение, один экземпляр которого выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а другой направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Рассмотрение соотношения между государственным контролем за соблюдением законодательства о специальной оценке и государственной экспертизы условий труда показывает, что государственный контроль представляет собой одно из основных средств обеспечения законности в сфере отношений по поводу специальной оценки условий труда. В отличие от него, государственная экспертиза условий труда является вспомогательным средством обеспечения надлежащего качества специальной оценки условий труда.
Российский законодатель предоставил профессиональным союзам право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и должностными лицами законодательства о труде (ч. 1 ст. 370 ТК РФ, ч. 1 ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[8]), в том числе - законодательства о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ). В целях обеспечения реализации указанного права, профсоюзы наделены достаточно широкими полномочиями. Так, согласно ст. 370 ТК РФ, профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют, в частности, право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями и т.д.
Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде закреплено и в ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[9] [10]. Данной нормой предусмотрено, что для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами (абз. 1 ч. 2 ст. 19 Федерального закона). Таким образом, законодатель делегировал профсоюзам полномочия по определению компетенции создаваемых ими инспекций труда, определению круга их прав и обязанностей. При этом профсоюзы могут делегировать инспекциям труда только те права, которыми они сами наделены законом. Однако, реализуя указанные полномочия, Федерация независимых профсоюзов России вышла за пределы своей компетенции. В новой редакции Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов к основным полномочия правовой инспекции труда профсоюзов отнесено право «беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов» (п. 3.1. Типового положения). Между тем, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», закрепляя право профсоюзных инспекторов труда беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности (ч. 3 ст. 19 Федерального закона), не указывает на то, что то, что такое посещение может осуществляться в любое время суток. Действующими нормативными правовыми актами правом посещения работодателя в любое время суток наделены только государственные инспекторы труда (п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
В целях предотвращения превышения профсоюзами своих полномочий полагаем целесообразным внести следующие изменения в абз. 1 ч. 2 ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»:
вместо слов: «которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзам», записать слова: «которые в пределах прав, предоставленных профсоюзам законом, наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами».
Профсоюзный контроль за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда преследует те же цели и задачи и имеет тот же предмет, которые присущи государственному контролю. Учитывая, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти (ст. 5 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), возникает проблема согласованности проведения проверок соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда государственным инспектором труда и профсоюзным инспектором. Закон требует от профсоюзов и их инспекций труда при осуществлении своих полномочий взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальными органами (ч. 7 ст. 370 ТК РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Это же требование закреплено в п. 3.6 Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов. Однако указанные нормы не могут предотвратить несогласованность планов профсоюзов и государственных инспекций труда по проведению проверок соблюдения требований Федерального закона № 426-ФЗ, что чревато нарушением нормального функционирования предприятий и повышенными дополнительными расходами работодателей. Поэтому полагаем целесообразным обязать профсоюзные организации и их инспекции труда координировать свои планы проведения проверок соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда с соответствующими планами государственных инспекций труда. Для этого предлагаем дополнить ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания:
«Профессиональные союзы и их инспекции труда координируют свои планы проверок за соблюдением требований настоящего Федерального закона с планами проверок, проводимых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами».
Рассмотрение проблем контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда показало, что правовое регулирование контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда имеет следующие упущения и пробелы:
полномочия государственных инспекторов труда ограничены. Лишение их права оценивать качество проведенной специальной оценки условий труда снижает эффективность государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ;
наделяя профсоюзы широкими полномочиями в области осуществления контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда, законодатель не предусмотрел механизмов, предотвращающих выход профсоюзов за пределы прав, предоставленных им законом и превышения ими своих полномочий;
законодательство о специальной оценке условий труда не предусматривает координации проводимых профсоюзами мероприятий по проверке соблюдения требований Федерального закона № 426-ФЗ с аналогичными мероприятиями, проводимыми органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, что создает условия для нарушения нормального функционирования проверяемых предприятий.
Полагаем, что предложенные выше изменения и дополнения действующего законодательства о специальной оценке условий труда позволят преодолеть указанные недостатки и повысить эффективность государственного и профсоюзного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ.
[1]
См. п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. 201. № 37. Ст. 4995.
[2] Собрание законодательства РФ. 2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
[3] Постановление Правительства РФ от 01.09.2012. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4995.
Контроль за проведением специальной оценки условий труда // http://www.trudohrana.ru/article/102615-qqe-16-m2-kontrol-deyatelnosti-organizatsiy- provodyashchih-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda.
[5] Приказ Роструда от 02.06.2014 № 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
[6] Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
[7] Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» // Российская газета от 14.11.2014. № 260.
[8] Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
[9] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
[10]
Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 № 7-15 «О внесении изменений в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
|