Среда, 27.11.2024, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Г осударственно-правовое содержание молодежной политики в России

К исследованию содержания государственной молодежной политики предлагается применить методику использования двух подходов: регулятивного и компонентного.

Первое использование регулятивного подхода нашло применение еще в 1903 г. в Соединенных Штатах Америки. По мнению В.В. Кудряшова, «его применение позволило бы накапливать опыт с прицелом на выработку более современных регулятивных подходов, адекватных состоянию и направлениям развития российской экономики»[1]. Впоследствии различными авторами предлагалось «усовершенствовать нормативные положения и делиться с другими странами подробной информацией об успешном и неуспешном опыте различных регулятивных подходов»[2] [3] [4].

Термин «регулятивный» означает «определяющий направление, развиЛ

тие чего-либо, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь» . Это философский термин, означающий такие научные положения, которые лишь субъективно направляют исследование известного предмета. Регулятивный подход к содержанию того или иного предмета, процесса или явления успешно применялся в финансовом, банковском, уголовном праве, в сфере охраны окружающей среды, в связи с чем предлагается его применить в конституционном праве.

На основе изучения имеющихся дефиниций регулятивный подход к исследованию содержания государственной молодежной политики можно определить как совокупность теоретического и практического блоков, отражающих особенности формирования и реализации ГМП на основе всего комплекса нормативного регулирования.

В теоретический блок входит формирование государственной молодежной политики конституционно-правовыми средствами: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Практический блок включает формы реализации указанных правовых актов. В юридической науке различают четыре основные формы реализации права: соблюдение; использование; исполнение; применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по

-5

осуществлению правовых норм . Все четыре формы диссертант рассматривает сквозь призму реализации государственной молодежной политики.

При соблюдении правовых актов субъекты - органы государственной власти, органы местного самоуправления Российской Федерации и молодежь - воздерживаются от совершения противоправных действий. Особенностью данной формы реализации является то, что она касается главным образом правовых запретов, осуществляется вне конкретных правоотношений. Например, ст. 13 Конституции России закрепляет прямой запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, в том числе и молодежных общественных объединений.

При исполнении вышеперечисленные субъекты осуществляют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Особенностью указанной формы является то, что она предполагает активные действия субъектов и отличается известной императивностью, властностью, так как за неисполнение могут последовать санкции.

В процессе реализации нормы права применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами, эта форма связана с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Это одна из форм государственной деятельности, направленная на претворение правовых предписаний в практику. Правоприменение осуществляют специальные субъекты, что непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе[5]. Применение норм права в сфере реализации ГМП - это деятельность органов публичной власти, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении индивидуально-определенных субъектов в конкретных жизненных обстоятельствах.

Деятельность специальных субъектов в реализации государственной молодежной политики проанализирована на примере деятельности основных ведомственных органов, осуществляющих молодежную политику, Министерства образования и науки Российской Федерации, его структурного подразделения Федерального агентства по делам молодежи, органов по делам молодежи в субъектах РФ. Их полномочия подробно рассмотрены и классифицированы в п. 2.2. Правоприменение в реализации молодежной политики осуществляют не только указанные органы, но и специальные субъекты, так как оно связано с эффективностью действия нормативных правовых актов и совершенствованием механизма правового регулирования. Это деятельность Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, региональных омбудсменов по защите прав молодежи (рассмотрена в п. 2.4).

Спецификой молодежной политики является привлечение к ее реализации институтов гражданского общества: общественно-политических организаций и движений, политических клубов, благотворительных фондов, научных и культурных организаций, спортивных сообществ, органов местного самоуправления по месту учебы, работы или жительства, семьи. Эти общности людей, носящие негосударственный и неполитический характер, располагающие неправовыми средствами, методами воспитания и убеждения, с помощью которых можно влиять на стремление у молодежи принимать активное участие в реализации ГМП[6].

В регионах Российской Федерации осуществляется взаимодействие органов государственной власти с молодежными объединениями. К примеру, в Санкт-Петербурге с 2007 г. реализуется программа по созданию Домов молодежи в каждом районе города. На сегодняшний день Дома молодежи открыты в уже 10 районах города. Открыты молодежные информационные центры, клубы по интересам, кружки и секции. На середину 2016 г. в Санкт- Петербурге сформирована сеть подростково-молодежных учреждений, при этом действуют уже 325 клубов; организована деятельность 3 598 кружков и секций (из них только 533 платных), с охватом более 105 000 человек; в 196 клубах организованы места свободного общения[7].

В 2012 г. в Санкт-Петербурге создана молодежная коллегия - коллегиальный совещательный орган при губернаторе Санкт-Петербурга. Цель деятельности - разработка предложений по вопросам взаимодействия молодежи с исполнительными органами государственной власти, привлечения молодежи к участию в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга, а также учета ее интересов при разработке и реализации соответствующих программ и планов[8] [9]. Помимо молодежной коллегии организован Центр культуры «Факел» для реализации творческих идей на благо общества. Одним из основных направлений его работы является помощь в реализации взаимодействия молодежных общественных организаций и властных структур. В апреле 2016 г. был создан Арктический молодежный центр компетенций - площадка построения прочных связей между организациями, работающими в области развития Арктики, и талантливой молодежью. Г лавная цель Центра - определение практических инструментов и реализация мероприятий для самореализации молодежи путем включения в качестве активного субъекта в стимулирование и развитие региональных научно-образовательных, проектно-аналитических, производственных сил в сфере развития Арктической зоны РФ .

В Вологде учреждена Молодежная палата в целях взаимодействия молодежи с органами власти на муниципальном уровне. Молодежная палата призвана выполнять очень важную задачу - быть индикатором интересов

молодежи. В г. Липецке действует Молодежный Совет «Без границ»[10] [11] [12]. 17 февраля 2017 г. реализован проект «Экскурсионные программы для школьников «Местное самоуправление в городе Липецке», в котором приняли участие более 200 учащихся. Около ста волонтеров приняли участие в противопаводковых мероприятиях. Среди них студенты ЛГТУ, Финуниверситета, ЛЭГИ, ВЭПИ, металлургического колледжа, Молодежного правительства

л

города Липецка, Молодой Гвардии Единой России . В Воронеже с 2000 г. функционирует Дом молодежи. Однако, начальник отдела по работе с молодежью управления образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж Юлия Агупова призналась, что Воронеж «сейчас переживает не лучшие времена по работе с молодёжью, исходя из тех ресурсов, которые есть, и тех рамок, в которые сейчас городские чиновники по- ставлены»3.

Последней формой реализации права является использование. Это такая форма, когда молодежь, по своему усмотрению и желанию использует предоставленные ей права и возможности, удовлетворяет законные интересы. Характерный признак данной формы - добровольность. Реализуются главным образом управомочивающие нормы. Особую сложность при реализации прав, свобод и законных интересов молодежи чаще всего составляют случаи, когда необходимо при этом издание правоприменительных актов, а также совершение действий, предшествующих изданию акта либо связанных с его исполнением. Если сравнить правоприменительные процессы, возникающие при реализации права молодежи на поступление в ВУЗ, получение жилья или оказании медицинской помощи, то можно убедиться в существенном различии между указанными процессами.

В повседневной жизни молодежь часто совершает разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступая друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода сделки, договоры. Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления молодым гражданином своего права необходимо содействие или вмешательство компетентных органов или должностных лиц (например, в реализации права на трудоустройство, вступления в брак).

Следовательно, регулятивный подход к исследованию содержания ГМП можно определить как совокупность теоретического и практического блоков, отражающих особенности ее формирования и реализации на основе всего комплекса нормативного регулирования. Теоретический блок подразумевает формирование молодежной политики конституционно-правовыми средствами, практический - реализацию нормативных правовых актов.

Вторым подходом к исследованию содержания государственной молодежной политики является компонентный. Компонент - множество элементов сложной системы, образующих единую элементарную структуру для достижения некоторой локальной цели в процессе ее функционирования[13]. Это свойство сложных систем. Необходимость выделения в составе сложной системы структурных образований, отвечающих определению компонента, обусловлена удобством для целей управления. На определенном этапе прогнозирования выделяются и анализируются подсистемы сложной системы, которые в процессе функционирования будут образовывать новые структурные формации - компоненты, отвечающие требованиям общности на основе единой цели.

Применение компонентного подхода заключается в выделении структурных элементов, образующих в совокупности содержание молодежной политики. Компонентный подход к исследованию содержания ГМП позволил выделить четыре структурных компонента: институциональный; регулятивный; функциональный; культурно-идеологический[14].

В состав институционального компонента входят субъекты, реализующие молодежную политику. Ими являются: государство; государственные органы; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица; органы местного самоуправления; различные общественные объединения; политические партии, отдельные граждане. В этот же компонент включена и молодежь, как особая категория населения, являющаяся субъектом, реализующим государственную молодежную политику. Детальное рассмотрение каждого субъекта позволяет вносить коррективы в формирование и реализацию ГМП на каждом этапе, своевременно реагировать на изменения в осуществлении молодежных программ, защищать права и интересы молодежи в конкретных жизненных обстоятельствах.

Во втором - регулятивном компоненте - предлагается выделять два вида правового регулирования: нормативное и ненормативное. К нормативному относятся нормативные правовые акты органов публичной власти Российской Федерации в сфере осуществления ГМП. Текущее законодательство охватывает весь массив правовых актов, действующий на федеральном, региональном и местном уровнях. К ненормативному воздействию относятся послания Президента России; программные документы политических партий, общественных объединений; уставы общественных молодежных объединений всероссийского, межрегионального, регионального уровня[15]; выступления политиков и общественных деятелей. Большинство программных документов политических партий и общественных объединений содержат в себе положения о работе с молодежью, привлечении ее к разработке и реализации ГМП, способствуя формированию политически активных молодых граждан. Сочетание нормативного и ненормативного регулирования в ГМП позволяет положительно влиять на формирование и развитие свободной и полноценной личности молодого человека, помогает процессу усвоения им выработанных обществом ценностей, установок, убеждений, моделей поведения.

Функциональный компонент является третьим и содержит в себе формы и направления деятельности уполномоченных органов и методы осуществления молодежной политики. К основным направлениям деятельности уполномоченных органов относятся ее функции. Они носят специфический характер, связаны с объективными потребностями молодежи и формируются в зависимости от ключевых задач на определенный период. Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государственных органов в сфере осуществления ГМП. Основными функциями в формировании и реализации государственной молодежной политики являются: правотворческая, регулирующая, правозащитная, организационная, информационная, контрольная.

Одним из специфических направлений деятельности ГМП является государственная поддержка молодежи. В словарях русского языка термин «поддержка» определяется как: предмет, поддерживающий кого-либо, служащий опорой; то, что сохраняет чью-то жизнеспособность, подкрепляет, усиливает; то, что является моральной опорой, вселяет уверенность, ободряет[16]. Д.Н. Ушаков раскрывает значение этого слова как «помощь, содействие»[17]. Применительно к теме исследования, поддержку можно определить как помощь, подкрепление, участие. Объединив эти значения можно предложить следующее определение поддержки - оказание помощи, содействия, подкрепления нуждающемуся субъекту с целью не дать прекратиться чему-нибудь или улучшить уже имеющееся. Термин «поддержка» в текущем российском законодательстве не раскрывается, а в российской юридической литературе встречается чаще всего в словосочетаниях «государственная поддержка», «социальная поддержка», «финансовая поддержка». Например, финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, общественных движений, фондов и учреждений. К субъектам, поддерживаемым государством, относятся малоимущие, пенсионеры, военнослужащие, иностранные граждане, соотечественники за рубежом. Молодежь, как особая социальная группа, не входит в эти категории населения.

В Российской Федерации на сегодняшний день действует несколько нормативных правовых актов в исследуемой области. Основным является ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объ- единений»[18]. В нем определены основные меры государственной поддержки общероссийских, международных молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации, но отсутствует сама ее дефиниция. Финансирование мер государственной поддержки осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральных целевых программах в области молодежной политики (ст.11). За обоснованностью расходования средств несет ответственность Министерство образования и науки РФ.

Еще одним правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере государственной поддержки молодежи, является указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В качестве мер в нем определены премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно. Ежегодно в нашей стране присуждается: 1250 премий - победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая; 4100 премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая[19].

Государственная поддержка молодежи, по мнению диссертанта, это одно из направлений работы уполномоченных органов, способствующих обеспечению выполнения социальных гарантий для молодежи. Юридически она должна быть выражена в следующих элементах: установление государственных гарантий; финансовое обеспечение конкретных видов поддержки молодежи; многосубъектный контроль за расходованием средств[20].

Второй элемент функционального компонента - методы осуществления молодежной политики. Ими являются общие методы политического управления. К ним относится: разделение полномочий (децентрализация власти), подбор и расстановка кадров, широкое использование средств массовой информации, исключение силовых методов управления и популизма. К контрольным функциям ГМП относятся обследование, мониторинг, проверка, ревизия.

Четвертым компонентом в исследовании содержания ГМП является культурно-идеологический компонент. Он представляется важнейшей составляющей в реализации молодежной политики, так как формирует мировоззрение, идеологию молодежи, способствует ее политической социализации, выступает необходимым условием воспитания патриотизма, высокого уровня гражданственности молодежи.

При помощи конституционных норм государство внедряет в общественное сознание как универсальные, общечеловеческие ценности, так и приоритеты общества и государства. «К ценностям, получившим свою формализацию в Конституции 1993 г., можно отнести ценность достойного существования человека и обеспечения ему определенного уровня жизни; ценность коллективных прав; ценность политического и идеологического многообразия и др.»[21]. В данном случае нормы Конституции выполняют аксиологическую функцию. Они являются средством формирования мировоззрения, чувств, эмоций, ценностных ориентиров человека, особенно молодой формирующейся личности.

Н.В. Бутусова полагает, что «влияние государственной идеологии на духовную сферу жизни общества и формирование мировоззрения людей происходит через государственную поддержку образования, культуры и науки...»[22] [23] [24]. Т.М. Пряхина обращает внимание на «необходимость направления усилий органов публичной власти на то, чтобы каждый гражданин имел реальное право участвовать в таком культурном развитии, при котором могли

-5

бы быть осуществлены все основные права и свободы» .

Сегодня политическая культура российской молодежи носит сложносоставной характер и представляет собой совокупность различных, в том числе противоречивых политических ценностей и ориентаций: демократических, авторитарных, коллективистских, индивидуалистских, национально- патриотических и прочих. По мнению Н.Д. Патюлиной, «неоспоримую роль в формировании идеологии молодежи играет религиозно-духовный компонент - в политическом, правовом и культурном укладе России, в формировании мировоззрения русского человека - вера становится ценностной ориен-

- 4

тацией» .

В культурно-идеологический компонент входит формирование мировоззрения молодежи посредством установления норм морали, нравственности, поведенческих образцов и норм, скрепляющих нацию и единство исторического процесса, а также гражданский патриотизм и межнациональное благополучие, на основе широкого использования таких инструментов, как телевидение, кино, Интернет, литература, пресса. Туда же входит политическая культура, науки и иное объективное знание. Все это приводит к общему формированию идеологии молодежи. Но формирование идеологии - это длительный процесс, подверженный воздействию внешних условий. «От того, в какой социальной среде растет и воспитывается подрастающий гражданин, какой он имеет круг общения, откуда он черпает информацию об окружающем мире, будут зависеть его политические и философские убеждения»[25].

Представляется, что ключевое значение в культурно-идеологическом компоненте приобретает задача политической социализации современной молодежи. Под процессом политической социализации следует понимать введение молодого человека в политику, его интеграцию и адаптацию к определенной социально-политической среде. Однако, как считает В.В. Касьянов, «следует признать, что нашей стране не удалось создать эффективную систему политической социализации молодежи»[26].

В современный период вовлечение молодежи в процесс политической социализации идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Молодежь, как наиболее активная, динамичная и перспективная часть российского общества, может реализовать себя во многих сферах общественной жизни - предпринимательстве, участии в различных общественных движениях и организациях, волонтерстве, международном сотрудничестве (молодежные проекты - Зворыкинский проект, «Ты - предприниматель», «ВСЕ ДОМА», «Технология добра», «Информационный поток», «Беги за мной»). Все они призваны содействовать участию молодежи в предпринимательской, инновационной деятельности, развивать творческий потенциал, воспитывать ответственность за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры. Однако, для осуществления желания молодых людей сделать политическую карьеру, возможностей представлено гораздо меньше.

При детальном исследовании процесса политической социализации молодежи автором выявлено, что она может быть осуществлена через: 1) молодежные органы; 2) политические партии; 3) общественные объединения (посредником часто является молодежный парламент); 4) проекты, осуществляемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Посредством общественных объединений молодые люди, заинтересованные в политической карьере, могут стать членами Молодежного парламента субъекта Федерации, а впоследствии выдвинуть свою кандидатуру в депутаты представительного органа муниципального образования или законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации[27] [28].

При исследовании процесса политической социализации в дальнейшем выделены два вида ее субъектов: базовые и посреднические. К базовым субъектам относятся органы государственной власти субъектов Российской Федерации и политические партии. К посредническим субъектам - общественные объединения. Формой участия молодежи в политической социализации являются проекты, которые подразделяются в зависимости от уровня осуществления публичной власти на федеральные, региональные и местные. Тематика проектов весьма разнообразная: правотворчество, выборы, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, помощь детям, ветеранам, инвалидам и многое другое. Например, с ноября 2015 по январь 2016 проходил всероссийский конкурс среди молодых людей по проекту «Авангард 2016» , для желающих стать кандидатами в депутаты, победители которого примут участие в партийных праймериз. Помимо кандидатов, выявлены лучшие молодые специалисты электорального профиля, которые в дальнейшем составят костяк молодежных избирательных штабов на федеральном и региональном уровнях. Эта молодежь - кадровый резерв при формировании областных избирательных комиссий.

На территории Воронежской области в 2015 г. реализовался проект «Россия нашей мечты»[29], который был направлен на формирование у молодёжи мировоззрения, базирующегося на патриотических, нравственных и семейных традиционных ценностях нашего общества, уважении закона и национальной культуры. В рамках проекта активным молодым людям была дана возможность раскрыть своё видение будущего страны и определить место в нем. В дальнейшем планируется запуск долгосрочной (2016-2018 гг.) общероссийской молодежной программы по реализации созданного молодежью образа будущего России, с использованием ее опыта в процессах интеграции молодежи на евразийском пространстве.

Все это свидетельствует об активизации современной молодежи, о ее стремлении непосредственно участвовать в политической жизни страны, иметь влияние на формирование и деятельность государственных органов, принимать функциональное участие в осуществлении международной политики, желании отстаивать свою гражданскую позицию.

К недостаткам проектной деятельности в молодежной среде можно отнести: отсутствие или труднодоступность информации о них основной массе молодежи; недостаточная компетенция организаторов; излишняя формализо- ванность; несущественные меры стимулирования участников проектов; необъективность оценки при присуждении премий; необоснованное досрочное прекращение проектов. Предложениями диссертанта по совершенствованию правоприменения проектной деятельности в молодежной политике являются: 1) привлечение молодежи к реальной оценке деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) внедрение малоиспользуемых проектов, не являющихся рейтинговыми, например, «Топ - 10 депутатов парламента», «Школьные выборы». Вышеуказанные направления совершенствования инициируются самой молодежью в сфере реализации ГМП, и именно она могла бы их осуществлять для более эффективного проведения процесса политической социализации и отработки механизмов взаимодействия общественно - государственного партнерства органов власти и общественных объединений.

По статистике, самой известной молодежной политической организацией является Молодая гвардия «Единой России». В четверку наиболее узнаваемых молодежных отделений политических партий входят: «Время молодых» (Соколы Жириновского), Ленинский коммунистический союз молодёжи Российской Федерации (ЛКСМ РФ), Молодёжное Яблоко — Молодые демократы, молодежные движение «Наши», «Россия молодая»[30] [31].

Но для реализации молодежью своих политических прав государство, к сожалению, создает не так много дополнительных условий и возможностей. Особенно хорошо это прослеживается на примере формирования законодательных (представительных) органов публичной власти на всех уровнях. При сравнении составов Государственной Думы Федерального Собрания РФ на наличие депутатов моложе 30 лет, получается следующее: в Государственной Думе четвертого созыва было 9 депутатов; пятого созыва - 11 депутатов; шестого созыва - 2 депутата; седьмого созыва также 2 депутата (оба от ЛДПР). Налицо явная тенденция уменьшения количественного представительства молодежи в федеральном парламенте. В субъектах РФ ситуация не лучше. К примеру, в Воронежской областной Думе шестого созыва нет ни единого представителя молодежи до 30 лет. Что же касается местных представительных органов, то в составе Воронежской городской Думы наличествует один депутат, которому исполнилось 30 лет .

В последнее время в зарубежных странах наметилась новая тенденция конституционализма: предложения об обязательном представительстве в парламенте сенаторов от молодежи. Например, парламентарий Республики Кыргызстан Д. Тербишалиев отметил, что «сегодня партии по закону должны отдавать в списках 15% молодежи. Нужно повысить присутствие в партийных списках лиц не старше 35 лет до 30 %. Необходимо вовлекать молодежь в процесс принятия решений, чтобы она могла брать ответственность за свое будущее. Необходимо обновлять политическую элиту. Это будет хорошим толчком для реализации концепции молодежной политики Кыргызстана»[32]. Этот положительный опыт квотирования мест в парламенте для молодежи, неплохо было бы перенять и российскому законодателю.

Следовательно, по мнению диссертанта, культурно-идеологический компонент имеет первостепенное значение в реализации ГМП. Он играет главную роль в становлении личности молодого человека, формирует мировоззрение, идеологию молодежи, способствует ее политической социализации, выступает необходимым условием формирования патриотизма, высокого уровня гражданственности молодежи.

Таким образом, содержание государственной молодежной политики определено на основе двух подходов: регулятивного и компонентного. Регулятивный подход к исследованию содержания молодежной политики определен как совокупность теоретического и практического блоков, отражающих особенности формирования и реализации ГМП на основе всего комплекса нормативного регулирования. Теоретический блок подразумевает формирование молодежной политики правовыми средствами, практический - реализацию нормативных правовых актов. Применение компонентного подхода заключается в выделении структурных элементов, образующих в совокупности содержание молодежной политики. Компонентный подход к исследованию содержания ГМП позволил выделить четыре структурных компонента: институциональный (отражает субъектов, реализующих молодежную политику), регулятивный (включает нормативное и ненормативное регулирование), функциональный (представляет формы и методы ее осуществления, финансирование), культурно-идеологический (касается формирования идеологии и политической социализации молодежи).

§ 3. Молодежь как особый субъект конституционно-правовых отношений

Молодёжь как самостоятельную социально-демографическую группу характеризуют ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, однако понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь».

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту: по возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, (характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития); 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации, расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни[33].

А.В. Мудрик считает, что в молодежном возрасте можно выделить 3 группы молодежного возраста: 15-17 лет - ранняя юность, 18 - 23 года - юность, 23-33 года - молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации - от 15 до 33 лет[34] [35]. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами.

Но большинство авторов склоняются к возрастному промежутку в 1430 лет, поэтому классификация В.В. Павловского представляется наиболее предпочтительной при проведении исследования о молодежи.

Молодежь представляет собой отдельный слой, категорию населения, которая составляет статистически небольшую группу в нашей стране - примерно 22 процента и это количество, к сожалению, продолжает неуклонно снижаться. На середину 2016 года в Российской Федерации проживали 31,6 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет. Руководитель Росмолодежи Сергей Белоконев отметил, что «уже через 10 лет число проживающих в России молодых людей уменьшится до 25 миллионов человек. В этих условиях стране будет необходимо развивать свою экономику, что и определяет

-5

необходимость проведения активной молодежной политики уже сейчас» .

Для определения универсального понятия «молодежь» необходимо проанализировать понятия, данные в различных теориях и правоприменительных источниках.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[36] [37] [38]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социальнопсихологических свойств» . Как отмечает С. Фрис, понятие «молодежь» описывает аспекты социальной позиции людей, которые влияют на их биологический возраст. Правовой статус молодежи, как и несовершеннолетних, обусловливается двумя важными факторами: возрастными особенностями и социальным положением.

Различными международными актами молодежью были определены люди в возрасте от 15 до 24 лет. Газета «Guidelines», освещая Международный год молодежи, отметила, что «молодежь» - это «хронологическое определение того, кто ею является, по сравнению с теми, кто есть дети или кто есть взрослые, и зависящее от культуры каждой нации. Однако, ООН определяет данную группу людей в возрасте от 15 до 24 лет» . При этом отмечено, что каждое государство вправе самостоятельно определять верхнюю возрастную границу указанной группы исходя из своих национальных и культурных особенностей. В отношении законодательства Г ермании необходимо отметить, что выделяемые возрастные границы включают в себя 14 лет и 21 год. В законодательстве Испании молодежь - это возрастная группа от 14 до 30 лет, но делается оговорка: «В новых условиях современного мира молодежь меняет свое отношение к общественным ценностям и к ответственности за их соблюдение, что значительно затрудняет выделить верхний предел возрастной группы. Сегодня быть молодым - это не только иметь возраст от 14 до 30 лет, в некоторых случаях молодежь - это и люди в возрасте от 30 до 34 лет». В Королевстве Нидерланды долгое время велась дискуссия о том, какую возрастную группу следует отнести к молодежи, остановились на возрасте от 12 до 25 лет[39] [40].

В настоящий момент основным критерием при определении понятия «молодежь» является возраст. В законодательстве Российской Федерации понятие «молодежь» закреплено в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.». В соответствии с ним, молодежь - это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет»2.

В ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» понятие «молодежь» не дано, закреплена только норма о возрасте граждан, которые могут объединиться в общероссийские, международные молодежные объединения, на основе общности интересов - 30 лет. В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» понятие «молодежь» также отсутствует.

В юридической литературе обсуждается вопрос о том, что «молодежь - это категория населения в возрасте от 14 до 30 лет, обладающая особым конституционно-правовым статусом». Следовательно, из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что молодежь - это возрастная группа людей, правовое положение которой обусловлено следующими факторами: возрастом от 14 до 30 лет; формирующимся в ходе взросления организмом и процессом социализации, которые позволяют ей стать полноправными членами общества. Это обосновывает целесообразность выделения общей дефиниции «молодежь», предлагаемую автором, - это особая категория населения, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных ими социальных позиций, статусов, ролей. К признакам молодежи, как особой группы, можно отнести: возраст (от 14 до 30 лет); формирующийся в ходе взросления организм (физиологически и нравственно); процесс социализации молодежи.

Необходимо отметить, что в данной работе акцент сделан на исследование возрастной группы совершеннолетней молодежи (18-30 лет), за небольшим исключением, так как большинство предложений по совершенствованию ГМП касаются именно этой группы населения

Как верно отмечает Е.А. Лукашева, реализация прав, свобод и обязанностей личности связана с социализацией личности, осуществлением ею общественных функций в виде социальных ролей. Между правами, свободами и обязанностями личности, с одной стороны, и социально-психологическим механизмом регуляции поведения человека - с другой, нет и не может быть однозначного взаимодействия, поскольку это взаимодействие неизбежно испытывает влияние ряда множественных (объективных и субъективных) факторов правового и неправового характера. Нельзя не учитывать всю систему общественных отношений, в которую включен индивид, социальное окружение личности, конкретные условия жизни человека, определяющие своеобразие его личностных качеств, его политические, этические, духовные, правовые и иные ценностные ориентиры[41].

В резолюции 50-й сессии Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. во «Всемирной программе действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период» отмечено, что «молодые люди во всех странах представляют собой как основной людской ресурс, так и главный проводник социальных изменений, экономического развития и технического прогресса»[42]. В последние десятилетия правоведы отмечают существенное возрастание роли отдельной личности в экономической, политической и иных сферах общественной жизни[43] [44].

Осуществляется процесс идентификации личности в качестве автономного, независимого, самостоятельного субъекта правовых отношений. Особое значение имеет выявление наиболее благоприятных условий реализации

-5

конкретных видов прав и свобод личности . Развивая идеи о возрастании роли отдельной личности в наиболее значимых сферах общественной жизни, в соответствии с темой исследования, остановимся на правах и свободах молодежи. У этой группы определенный статус, свои нерешенные и часто совпадающие проблемы, а также особенности решения обозначенных проблем.

Реализация молодежью своих прав, свобод и обязанностей охватывает процесс взаимодействия общей, государственной воли, выраженной в нормах права, и индивидуальной воли исполнителя правовых норм, прежде всего волевые устремления личности и тех должностных лиц, которые осуществляют применение права и другие правомерные действия, направленные на реализацию того или иного права, свободы или обязанности.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 закрепляет: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[45]. Молодежь нашей страны обладает всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, несет обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Соблюдение прав молодежи на образование, труд и отдых, на необходимый минимум социальных услуг, на улучшение жилищных условий обеспечивается принятием законов или иных нормативных правовых актов, региональных целевых программ по вопросам, касающихся молодежи; контролем за соблюдением законодательства о молодежи. Государство гарантирует равенство прав и свобод молодых граждан независимо от пола, расы, вероисповедания, национальности, социального положения и уровня доходов. В то же время молодежь имеет ряд особенностей, которые связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям. Они заключаются в том, что молодежь в процессе достижения социальной зрелости, часто подвергается дискриминации на основе возраста, что проявляется в нарушении ее прав в сфере занятости, профессиональной деятельности, обеспеченности жилищем, семейных отношениях и пр.

От отрезка жизненного времени, который охватывается понятием возрастной группы «молодежь», зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности. «Все эти процессы происходят под воздействием информации о праве, о многоплановых правовых явлениях современной действительности, разобраться в которых молодым сложно, но необходимо»[46].

Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодёжи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Молодёжь - это ресурс и потенциал социально-экономического развития любой территории, поэтому одной из основных задач государственной политики Российской Федерации должно являться создание условий для более полного включения молодёжь в социально-экономическую, общественнополитическую и культурную жизнь общества.

Правовое государство призвано обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, особенно молодой, формирующейся, личности, оптимизировать ее созидательные потенции, гуманизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости.

Формирование жизнеспособного молодого поколения должно стать одной из главных стратегических задач развития России. В этом смысле молодежь - объект государственной молодежной политики России, ее национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества. При этом молодежь одновременно является и субъектом ГМП, так как принимает активное участие в ее реализации. В связи с этим требуется комплексное исследование молодежи как объекта и субъекта государственной молодежной политики.

Объектом ГМП молодежь является в связи с тем, что независимо от обстоятельств, благосостояния семьи, молодой человек испытывает трудности социального становления. Недостатки его социального статуса необходимо компенсировать, поэтому объектом молодежной политики является не отдельные группы молодежи, а вся молодежь в целом. Но одной компенсации для молодежной политики недостаточно. Формируя условия и гарантии для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, государство делает стратегически важный шаг к политическому, социально-экономическому, культурному развитию России. То есть молодежь рассматривается как потенциал будущего состояния общества. В этом отношении проблема развития становится одной из ведущих в ГМП. Однако, молодежь не только объект, но и субъект молодежной политики. Иными словами, молодежь сама же и реализует молодежную политику. Молодое поколение все активнее отстаивает свое право быть активным участником государственной политики в целом, и молодежной политики в частности; выступать реформатором в политической, экономической, социальной жизни общества; нести часть ответственности за положение в стране, за содержание преобразований.

По мнению Р.О. Халфиной, традиционная схема правоотношения - субъект, объект, права и обязанности - возникла из того, что правоотношение моделируют по образцу обязательства, тогда как эта схема далеко не охватывает всего богатства и сложности правоотношения[47]. Исследование структуры правоотношения как конечной реализации правовой нормы приводит к выводу о наличии следующих элементов структуры: а) участники правоотношения. Их правовой статус оказывает существенное влияние на возникновение и развитие правоотношения, его характер; б) права и обязанности, их взаимосвязь; в) реальное поведение участников правоотношения в соотношении с правами и обязанностями[48] [49].

Указанные элементы структуры присущи всем правоотношениям, Вместе с тем, многие правоотношения связаны с определенными объектами, предметами внешнего мира, продуктами духовного творчества. Под «объектом» иногда понимают фактическое поведение. Однако, из анализа структуры правоотношения вытекает, что объект не является элементом правоотношения. Очень многие правоотношения, особенно в области конституционного, административного права представляют собой акты поведения, не связанные с каким-либо конкретным, существующим вне правоотношения объектом.

Объектом правоотношения предлагается также считать различные материальные, духовные и иные социальные блага, служащие удовлетворению

-5

личных и общественных интересов и потребностей . Связь объекта с категориями интереса и потребностей, несомненно, помогает более глубокому раскрытию понятия объекта и его характеристики. Вместе с тем, при такой трактовке во многих случаях объект совпадает с содержанием правоотношения. При таком расширении понятия теряется специфика его содержания. Следует согласиться с мнением С.С. Алексеева о том, что не нужно в отдельных отраслях права искусственно «вымучивать» проблему объекта.

При исследовании молодежи как объекта национальногосударственных интересов, необходимо отметить, что правоотношения в реализации молодежной политики не вписываются в традиционную схему правоотношения. С точки зрения теории правоотношения молодежь обладает двойственным статусом, выступая одновременно объектом и субъектом государственной молодежной политики. В одних и тех же правоотношениях молодежь выступает объектом молодежной политики, так как на нее направлена деятельность государственных органов и их должностных лиц в целях законодательного закрепления, фактического предоставления социальных, культурных и иных благ, а также их гарантирования и защиты. А с другой стороны, молодежь является субъектом молодежной политики, принимая активное участие в ее осуществлении, отстаивая право быть субъектом социального действия, тем самым изменяя сложившееся представление о своей пассивной роли в обществе, выступая инициативным созидателем для развития своего потенциала в целом.

Для более глубокого понимания двойственного статуса молодежи, рассмотрим пример конкретного правоотношения на примере выделения финансовых средств из федерального бюджета для молодежи.

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг.»[50]. В рамках указанной программы принята подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Ответственным исполнителем программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Участниками подпрограммы выступают Министерство здравоохранения

Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральная таможенная служба. Цель - создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

При исследовании вышеупомянутой программы выявлено несколько недостатков. Во-первых, в ее участниках не указана молодежь и молодежные общественные объединения как субъекты государственного финансирования. Они не являются управомоченными субъектами для получения финансовых средств из федерального бюджета, не смогут ими воспользоваться и не будут, соответственно, достигнуты основные задачи подпрограммы: вовлечение молодежи в общественную деятельность и обеспечение ее эффективной социализации.

Во-вторых, выявлен коррупциогенный фактор в указании одним из участников подпрограммы Федеральной таможенной службы. Непонятно, каким образом данное учреждение сможет создать условия успешной социализации и эффективной самореализации молодежи? При исследовании программы совершенно неясно, какие функции для достижения указанной цели будут им выполняться. А финансовые средства уже выделены и расписаны вплоть до 2020г.

В - третьих, молодежная политика в нашей стране носит локальный характер, реализуется в основном на региональном и муниципальном уровнях. При этом в качестве соисполнителей подпрограммы не указан ни один орган по делам молодежи в субъектах РФ и, тем более, муниципальные органы по делам молодежи. Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, реализуя функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Из программы неясно, на основе каких нормативных актов, каким образом и когда получат основные исполнители программы (государственные органы в субъектах РФ и муниципальные учреждения по делам молодежи) финансовые средства, так как передача полномочий и способы финансирования от Федерального агентства по делам молодежи к ним не конкретизированы.

Примерно такая же ситуация складывается при более детальном изучении и других федеральных целевых программ. Например, «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 гг.)»[51] [52], где в качестве одного из государственных заказчиков указано Федеральное агентство по делам молодежи, а в целях нет даже упоминания о молодежи. Или федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 гг.,

Л

где одной из подпрограмм является «Обеспечение жильем молодых семей» . В ней в качестве государственного заказчика указано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. И хотя ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, непонятен механизм реализации молодыми семьями конституционного права на жилище, закрепленного в ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии в участниках программ самой молодежи, молодой семьи и молодежных объединений, явном коррупциогенном факторе при реализации указанных программ и отсутствии «прозрачного» механизма их реализации. В связи с этим предлагается добавить в участники федеральных целевых программ молодежь, молодую семью, молодежные объединения как субъектов, которым непосредственно предназначено федеральное финансирование. Участники могут быть как индивидуальные, так и коллективные.

 

[1] Кудряшов В.В. Теневая банковская деятельность как объект международного финансового регулирования // Финансовое право. - 2014. - № 6. - С. 3 - 6; № 7. - С. 3 - 10.

[2] Уайзман Х.Дж. Опыт США по разработке нефти и газа из уплотненных образований: правовые аспекты // Энергетическое право. - 2014. - № 1. - С. 42 - 47.

[3] Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.

[4] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - С. 304.

[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - С. 305306.

[6] Шелудякова Т.В. Регулятивный и компонентный подходы к исследованию содержания молодежной политики / Т.В. Шелудякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 3(26). - С.114-115.

[7] http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/statistic/

[8] О Молодежной коллегии Санкт-Петербурга: Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 30.08.2012 № 58-пг (ред. от 02.12.2015) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - № 10. - 2012.

[9] http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/arkticheskij-molodezhnyj-centr-kometencij

[10] https://vk.com/public118225321

[11] http: //lipetskcity.ru/videogallery/1 /movie -157

[12] http://voronej.bezformata.ru/listnews/obratnoj-svyazi-mezhdu-molodyozhyu/47863558/

[13] Щербатов И.А. Сложные слабоформализуемые системы: компонентный подход // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. - С. 23.

[14] Шелудякова Т.В. Регулятивный и компонентный подходы к исследованию содержания молодежной политики / Т.В. Шелудякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 3(26). - С.115.

[15] См. например: уставы всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»; внутрипартийного объединения «Российской демократической партии «Яблоко»; молодежного общероссийского движения за свободу и социальную справедливость «Победа»; общероссийской общественной организации «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации»; всероссийского молодёжного центра ЛДПР (ВМЦ ЛДПР); межрегионального молодежного общественного движения «Народно-демократический союз Молодежи»; общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

[16] Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -М.: Рус яз., 1986.- С. 349.

[17] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. - С. 583.

[18]О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 27. - Ст. 2503.

[19] См.: О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: Указ Президента Рос. Федерации от 06.04.2006 № 325 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 15. - Ст. 1583.

[20] См. подробнее: Шелудякова Т.В. Обязанности государства по социальной поддержке молодежи. Конституционно-правовой аспект. Монография. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany, Saarbrucken, 2013. - С. 54.

[21] Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей / Н.Е. Таева // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5. - С. 2-5.

[22] См.: Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: Монография. М.- Воронеж, 2006. - С. 275.

[23] См.: Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации / Науч. ред. В.О. Лучин. М., 2006. - С. 315.

[24] Патюлина Н.Д. Идея национальной святости и национальной доблести (к истории социального служения) // История государства и права. - 2008. - № 23. - С. 18-21.

[25] Долгих Ф.И., Шелковникова Е.Д. Проблемы правового статуса молодежных объединений политических партий в России // Российский следователь. - 2012. - № 13. - С. 24 - 28.

[26] См. подробнее: Молодежь России XXI века: особенности и проблемы самореализации / В. В. Касьянов. - Москва - Краснодар: Периодика Кубани, 2012. - С. 120-121.

[27] См. подробнее: Шелудякова Т.В. Регулятивный и компонентный подходы к исследованию содержания молодежной политики / Т.В. Шелудякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 3(26). - С.117-118.

[28] http://avangard2016.ru/

[29] httpV/россиямечты.рф/

[30] http://fom.ru/

[31] См подробнее: Шелудякова, Т.В. Формальное равенство и фактическое неравенство в реализации политических прав молодежи // Признание права и принцип формального равенства : сборник трудов международной научной конференции (10-11 июня 2015 г.) / под ред. Денисенко В.В., Беляев М.А. - М.: Современная экономика и право. - 2015. - С.530-531.

[32] http: //www .gazeta.kg/news/kyrgyzstan/society

[33] Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М.: Академический проект, 2001. - С. 34.

[34] Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Академия, 2010.

[35] Численность молодежи продолжает снижаться // Рос. газ. - 2016. - 18 июня.

[36] Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996. - 32.

[37] Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии. М., 1988. С.10.

[38] Guidelines (United Nations, New York). 1985. - § 19.

[39] Манухин В.В. Состояние и перспективы правового регулирования участия молодежи в жизни общества // Юридический мир. - 2012. - № 3. - С. 57 - 61.

[40] Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.11.2014 № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 50.- Ст. 7185.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.05.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%