Среда, 27.11.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 71
Гостей: 71
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Конституирование молодежной политики в зарубежных странах

Исследование конституционного регулирования молодежной политики в зарубежных странах обусловлено отсутствием специальных научных исследований по данной тематике. Особая актуальность данного вопроса связана с тем, что в Конституции Российской Федерации отсутствуют соответствующие нормы.

При анализе закрепления прав молодежи на уровне Основного закона в зарубежных странах, можно выделить несколько групп конституций, которые содержат в своем тексте нормы, их регулирующие.

К первой группе конституций относятся те, которые не регулируют государственную молодежную политику и не содержат упоминания о молодежи. Это: Конституции Ангитуа и Барбуды 1981 г. (государство в Вест- Индии), Аргентинской Республики 1994 г., Исламской Республики Афганистан 2004 г., Содружества Багамских Островов 1973 г., Народной Республики Бангладеш 1972 г., Барбадоса 1966 г., Белиза 1981 г., Государства Бруней Даруссалам 1959 г., Королевства Бутан 2008 г., Гренады 1973 г., Содружества Доминики 1978 г., Доминиканской Республики 2002 г., Государства Израиль, Республики Индонезия 1945 г., Иорданского Хашемитского Королевства 1952 г., Исламской Республики Иран 1979 г., Королевства Камбоджа 1993 г., Канады, Республики Коста-Рика 1949 г., Лаосской НародноДемократической Республики, 1991 г., Ливанской Республики 1926 г., Федерации Малайзии 1957 г., Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г., Монгольской Народной Республики 1992 г., Объединенных Арабских Эмиратов, Исламской Республики Пакистан 1973 г., Республики Панама 1992 г., Королевства Саудовская Аравия 1992 г., Сент - Винсента и Гренадин 1979 г., Сент - Китса и Невиса 1983 г., Сент - Люсии 1978 г., Республики Сингапур 1959 г., Соединенных Штатов Америки 1787 г., Республики Таджикистан 1994 г.,

Республики Тринидад и Тобаго 1976 г., Туркменистан 2008 г., Ямайки 1962 г., Японии 1947 г.

Ко второй группе относятся конституции зарубежных государств, которые содержат общие принципы и направления государственной молодежной политики, при этом, не выделяя права молодежи, кроме права на образование. Данная группа конституций фрагментарно регулирует проведение государственной молодежной политики. К этой группе относятся: Конституции Королевства Бахрейн 2002 г., Республики Гаити 1987 г., Республики Гватемала 1985 г., Арабской Республики Египет 2012 г., Республики Индии 1949 г., Республики Ирак 2005 г., Испании 1978 г., Итальянской Республики 1947 г., Республики Йемен 1991 г., Государства Катар 2003 г., Китайской Республики 1982 г., Корейской народно-Демократической Республики 1972 г. (Северная Корея), Кыргызской Республики 2010 г., Республики «Союз Мьянма» 2008 г. (Бирма), Непала 2007 г., Султаната Оман, Республики Перу 1993 г., Румынии 1991 г., Словацкой Республики 1992 г., Турецкой Республики 1982 г., Республики Узбекистан 1992 г., Восточной Республики Уругвай 1967 г., Республики Чехия 1991 г., Республики Хорватия 1990 г., Республики Корея 1947 г. (Южная Корея).

Исследование зарубежных конституций показало, что новые конституции, принятые в конце XX - начале XXI веков, детально регулируют принципы и направления молодежной политики, права, гарантии прав молодежи и меры ее государственной поддержки. Это конституции третьей группы государств: Боливия 1967 г., Федеративной Республики Бразилии 1988 г., Боливарианской Республики Венесуэла 1999 г., Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г., Социалистической Республики Вьетнам 1992 г., Кооперативной Республики Гайана 1987 г., Республики Гондурас 1982 г., Федеративной Республики Германия 1949 г., Колумбии 1991 г., Республики Куба 1979 г., Государства Кувейт 1962 г., Республики Мальдивы 2008 г., Республики Парагвай 1992 г., Республики Польша 1997 г., Португальской Республики 1976 г., Республики Эль-Сальвадор 1983 г., Сан-Марино 1974 г., Республики Суринам 1987 г., Королевства Таиланд 2007 г., Республики Филиппины 1987 г., Швейцарской Конфедерации 2000 г. Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка 1978 г., Республики Эквадор 1998 г.[1] [2]

Некоторые конституции зарубежных государств детально регламентируют реализацию полномочий государственных органов власти в ГМП, что прямо закреплено в тексте Основного закона.

Согласно Конституции Португальской Республики 1976 г. государственная система социального обеспечения подробно закрепляет проведение молодежной политики, права молодежи в культурной, образовательной, трудовой сфере. В конституционные обязанности государства входит осуществление жилищной политики, которая должна обеспечить существование транспортной сети и социальной инфраструктуры, создание условий для эффективного включения молодых в активную жизнь, воспитанию сознательного стремления служения обществу (ст. 64, 65,69,70) .

Особая защита молодежи в реализации экономических, социальных и культурных прав предусмотрена Федеральной Конституцией Швейцарской Конфедерации 2000 г., отдельной статьей закреплены «нужды молодежи». В ст. 11 определено: «Дети и подростки имеют право на особую охрану их неприкосновенности и на содействие их развитию. Они осуществляют свои права в меру своего умственного развития». В ст. 41 закреплены социальные цели Союза и кантонов - «дети и подростки поощряются в своем развитии в самостоятельных и социально ответственных лиц и поддерживаются в социальной, культурной и политической интеграции». Конфедерация, выполняя свои непосредственные функции, «учитывает потребности детей и молодежи в полноценном развитии и защите. Государство имеет право содействовать внешкольной деятельности детей и молодежи, принимать законы о занятии спортом молодежи и объявить обязательным обучение какому-либо виду спорта в школах (ст. 67-68)»[3] [4].

В структуру Конституции Королевства Таиланд 2007 г. входит отдельная Г лава V. «Направляющие принципы фундаментальной государственной политики». В ней первым принципом, в соответствии с которым должно действовать государство в социальной сфере, является защита и развитие детей и молодежи, обеспечение питания и образования детей (ч. 4 «Политика в сфере религии, социальной сфере, сфере здравоохранения, образования и культуры» ст. 80). Конституция Королевства Таиланд провозглашает право детей и молодежи на достойную жизнь и получение физического, умственного и интеллектуального развития в подходящих для этих целей окружающей среде с должным учетом их возможностей. Дети, молодежь, женщины и члены их семей имеют право на защиту со стороны государства против насилия и несправедливого обхождения и должны иметь право на лечение или восстановление (ст. 52). Воспрепятствование осуществлению и установление прав детей, молодежи, принятого для поддержания института семьи или максимальных льгот для такого лица.

Конституция Республики Филиппины 1987 г. в ст. II «Декларация принципов и государственной политики»2 устанавливает, что государство осуществляет справедливую и динамичную социальную политику, которая обеспечивает процветание и независимость государства, освобождение народа от бедности при обеспечении соответствующих социальных услуг, полной занятости, растущего уровня жизни и улучшения качества жизни каждого (Раздел 9). Государство признает важную роль молодежи в национальном строительстве, обеспечивает и защищает ее физическое, моральное, духовное, интеллектуальное и социальное благосостояние. Оно развивает у молодежи чувство патриотизма и национализма, поощряет вовлечение ее в государственные и общественные дела (Раздел 13) [5].

Конституция Республики Мальдивы 2008 г. гарантирует особую защиту детей, молодежи, пожилых людей и обездоленных (ст. 35). Дети и молодые люди имеют право на особую защиту и поддержку со стороны семьи, общества и государства. Дети и молодежь не должны подвергаться жестокому обращению, насилию сексуального характера или любой форме дискриминации, они должны быть свободны от неподобающей эксплуатации социального или экономического характера. Никакое лицо не может извлекать выгоду из их труда[6] [7].

В соответствии с Конституцией Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г. государство поддерживает и поощряет инициативу молодежи в ее стремлении к укреплению национального единства, преобразованию государства, защите и развитию государства. Государство способствует получению образования, поддержанию здоровья и профессиональному обучению молодежи, насколько это возможно (ст. 19). Данная конституция так-5

же отдельно гарантирует защиту детей (ст. 18) .

В Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 г. в ст. 59 содержится обязанность «государства и общества создать для одаренных учеников такие условия, при которых они могут развивать свои способности. А также создает необходимые условия для получения детьми-инвалидами общего и соответствующего их возможностям профессионального образования». Семья, государство и общество создают благоприятные условия для молодежи, для их учебы, труда и отдыха, развития их умственных и физических способностей и воспитывают молодежь в духе нравственности, национальных традиций, гражданского долга и социалистических идеалов, стремятся, чтобы они заняли передовые позиции в процессе творческого труда и национальной обороны (ст. 66) [8].

Конституция Демократической Социалистической Республики Шри- Ланка 1978 г. закрепляет «Руководящие принципы государственной политики», к которым, согласно ст. 27 относится «особая забота государства по отношению к интересам детей и молодежи, чтобы обеспечить их развитие - физическое, умственное, нравственное, религиозное и социальное, а также защитить их от эксплуатации и дискриминации».

Интересным представляется исследование тех редко встречающихся конституционных норм, которые подробно регулируют сферы общественных отношений, имеющие непосредственное отношение к молодежи.

К примеру, в Конституции Народной Республики Бангладеш 1972 г. в ст. 18 «государство рассматривает решение проблем улучшения питания и совершенствование общественного здравоохранения как прямую и непосредственную обязанность и, в частности принимает меры по предотвращению употребления алкогольных и иных опьяняющих напитков и препаратов, вредных для здоровья. А также принимает меры по предотвращению распространения проституции и азартных игр»[9] [10]. Те же нормы закреплены в Консти-

-5

туции Республики Индии 1949 г. (ст.47) .

Конституция Королевства Бутан 2008 г. в ч. 5 ст. 14 относит к ведению Правительства организацию «надлежащего управления денежной системой и государственными финансами. Оно должно обеспечить, чтобы обслуживание государственного долга не возлагало чрезвычайного бремени на будущие поколения». Данная норма отличается стратегическим подходом к развитию своей страны.

При исследовании конституций зарубежных стран Северной и Центральной Америки нормы о молодежи встречаются весьма нечасто.

Например, в соответствии со ст. 40 Конституции Республики Куба 1976 г. «Дети и молодежь пользуются особой заботой со стороны государства. Уделять особое внимание всестороннему воспитанию детей и молодежи - долг семьи, школы, государственных органов и массовых общественных организаций».

Конституция Республики Гондурас 1982 г. в гл. 4 подробно регламентирует права детей, их защиту, обязанности родителей по воспитанию детей, приоритетное право получения помощи и поддержки. В соответствии со ст. 120 «несовершеннолетние, физически или умственно неполноценные дети, сироты, брошенные дети входят в сферу действия специального законодательства, направленного на социальную реабилитацию, охрану и защиту - в зависимости от конкретного случая». Ст. 122 установлены «специальные судебные округа и суды, которые рассматривают дела по проблемам материнства и несовершеннолетних детей»[11] [12], т.е. конституционно закреплены нормы о ювенальной юстиции. Нашему государству необходимо использовать положительный опыт зарубежных государств в этой сфере.

В некоторых конституциях европейских государств одним из основных приоритетов государственной политики закреплена охрана и защита молодежи. Так, в Основном законе Федеративной Республики Германия 1949 г. осо-

Л

бое внимание уделяется защите молодежи (ст. 5(2), ст. 11 (1), ст. 13(7) , что является несомненным его достоинством. В указанной конституции определяются приоритеты для развития текущего законодательства и помощь молодым людям в конкретных сферах: охрана молодежи в праве свободно выражать и распространять свое мнение и праве на честь личности, защита молодежи от безнадзорности и предотвращения преступных деяний, охрана молодежи в сфере борьбы с эпидемиями. Поддержка молодежи является одной из мер, которая позволила Г ермании активно развиваться и за короткое время превратиться из разрушенной после Второй мировой войны страны в одно из наиболее экономически развитых государств[13] [14].

В Конституции Румынии 1991 г. в ст. 45.1 дети и молодежь пользуются особым режимом охраны своих прав и содействия в их осуществлении. Государство предоставляет пособия на детей и пособия по уходу за больным ребенком или инвалидом. Другие формы социальной охраны детей и молодежи устанавливаются законом2.

В сравнительно недавно образовавшихся странах Восточной Европы были приняты новые конституции. В тексте многих из них - Словения, Чехия, Хорватия - закреплено право молодежи на повышенную охрану здоровья в процессе труда. Конституция Словацкой Республики 1992 г. определяет «женщины, молодежь и лица с нарушениями здоровья имеют право на повышенную охрану здоровья. Молодежь и лица с нарушениями здоровья имеют право на особую защиту в трудовых отношениях и на помощь в овладении профессией» (ст. 38.1). В Конституции Республики Чехия 1991 г. в ст.29.1. закреплены те же нормы. В Конституции Республики Хорватия 1990г. «молодежь, женщины-матери и инвалиды имеют право на особую защиту по месту работы» (ст. 64). Вышеназванные нормы в сфере защиты трудовых прав молодежи крайне важны для молодых людей, когда они еще только начинают овладевать профессией, вступая в самостоятельную жизнь. Поддержка государства становится необходимым условием для того, чтобы начало «взрослой» трудовой жизни молодого человека состоялось как можно успешнее и благополучнее.

В южноамериканских конституциях нормы о молодежной политике урегулированы довольно детально и охвачено значительное количество правоотношений в сфере воспитания, содержания, обеспечения безопасности, досуга молодежи, способствованию ее социализации, а также укрепление института родительской ответственности.

По Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. «государство содействует программам всесторонней помощи здоровью детей и юношества» (ст. 227.1.). В ней подробно урегулировано распределение публичных средств, программы помощи инвалидам, создание мест досуга для молодежи, гарантии трудовых, жилищных прав, прав в сфере образования.

В соответствии со ст. 53 Конституции Республики Парагвай «родители имеют право и обязаны содержать, воспитывать и обеспечивать безопасность своих детей. В случае невыполнения обязанности по содержанию своих детей привлекаются к ответственности согласно закону. Государство содействует укреплению родительской ответственности, поощряя создание институтов, необходимых для ее распространения (ст. 55)»[15]. Те же нормы закреплены в ст. 6 Политической Конституции Республики Перу 1993 г., где «национальная и демографическая политика имеет своей целью содействие распространению и укреплению родительской ответственности. Согласно этому государство обеспечивает осуществление необходимых программ по воспи-

Л

танию и предоставлению информации» , в ст. 43. Политической Конституции Восточной Республики Уругвай 1967 г. «в отношении детской преступности действует специальный правовой режим, особенностью которого является

-5

участие в решении этой проблемы женщин» .

Данный вид ответственности родителей целесообразно использовать и в российском законодательстве. Забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса России родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. П. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается, что ответственность бывает как нравственного порядка («внутренняя»), так и предусмотренная различными отраслями законодательства (внешняя). Если рассмотреть конкретные виды и меры ответственности родителей за неисполнение обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, можно классифицировать ее по отраслям права: гражданская (личная); административная; уголовная. Что касается уголовной ответственности родителей, закрепленной в ст. 156 Уголовного кодекса РФ[16], за неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним, стоило бы закрепить исчерпывающий перечень случаев неисполнения родителями своих обязанностей и в соответствии с ним определить вид наказания[17].

Политическая Конституция Республики Эквадор 1998 г. не просто подробно закрепляет гарантии реализации прав молодежи, но и определяет формы финансирования программ, ориентированных на молодежь. В ст. 48 установлено «обязанностью государства, общества и семьи является приоритетное обеспечение всестороннего развития детей и подростков, предоставление гарантий полного осуществления их прав». Государство гарантирует: 1) специальную защиту в сфере труда; 2) внимание к лицам с ограниченными возможностями; 3) защиту от торговли несовершеннолетними, порнографии, проституции, использовании наркотиков (ст.50). Государство организует национальную систему защиты детства и юношества, призванную обеспечить гарантирование их прав. Региональные правительства формируют местную политику и определяют ресурсы для служб и программ, ориентированных на детей и молодежь (ст. 52)[18].

Таким образом, автором было исследовано более 100 конституций зарубежных стран, что позволило осуществить их классификацию с точки зрения закрепления норм о молодежной политике, а также предложить авторскую классификацию гарантий прав молодежи.

Разработаны и систематизированы конституционно - формализованные характеристики молодежной политики в зарубежных странах, которая определяется как самостоятельный вид государственной политики; как сфера реализации прав и гарантий молодежи; как конституционный приоритет, выражающийся в поддержке и защите молодежи.

Конституционные гарантии прав молодежи в зарубежных странах классифицированы на личностно-ориентированные (обеспечение принципа равенства и защиты от дискриминации, особые условия развития молодежи); идеологические (формирование мировоззрения, правовое просвещение); социально-охранительные (защита и охрана от негативного влияния факторов социальной среды, эксплуатации, насилия); экономические (профессиональный рост, стабильность карьеры, возможность использования инноваций); культурно-образовательные (повышение образованности, воспитание, культурное развитие) гарантии.

Все направления государственной молодежной политики должны быть основаны на конституционных нормах. Пробелом Конституции Российской Федерации является отсутствие в ней принципов и направлений ГПМ; также отсутствуют нормы, закрепляющих права молодежи (за исключением ст. 38 - защита семьи, которая носит обобщенный характер). Поэтому для эффективного проведения государственной молодежной политики в нашей стране предлагается дополнить перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации гарантиями для молодежи и в п. ж) ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации внести поправку о молодежи и изложить в следующей редакции: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация ... вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, молодежи, социальная защита, включая социальное обеспечение.».

 

[1] Шелудякова Т.В. Конституционное регулирование прав молодежи в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2013. - № 5 (49). - С.4-5.

[2] Конституция Португальской Республики. Окуньков Л.А. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.2. / Л.А. Окуньков. - М.: Издательство НОРМА, - 2001. - С. 768-771.

[3] Конституция Швейцарской Конфедерации. Конституции зарубежных стран. Сборник / Сост. В.Н. Дубровин. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2008. - С.98, 103.

[4] Конституция Республики Филиппины. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я Хаб- риевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - Т. 3: Дальний Восток - С.918.

[5] Шелудякова Т.В. Конституционное регулирование прав молодежи в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2013. - № 5 (49). - С.5-6.

[6] Конституция Республики Мальдивы. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я Хабри- евой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - Т. 3: Дальний Восток - С.487.

[7] Конституция Демократической Республики Восточный Тимор. Там же. - С. 51.

[8] Конституция Социалистической Республики Вьетнам. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - Т. 3: Дальний Восток - С.118.

[9] Конституция Народной Республики Бангладеш. Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - Т. 2: Средняя Азия и Индостан. - С. 64.

[10] Конституция Республики Индии. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия : учеб. пособие / В.В. Маклаков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, - 2007. - С. 465.

[11] Конституция Республики Гондурас. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Я Хабриевой. - Т. 1: Северная и Центральная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - С. 237.

[12] См.: Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие / В.В. Маклаков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - С. 169.

[13] Шелудякова Т.В. Молодежная политика в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Правовое государство и принцип законности: сб. науч. трудов «Правовая наука и реформа юридического образования». Вып. 25. - 2012. - № 2. - С.117-18.

[14] Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Л.А. Окуньков - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 52 с.

[15] Конституция Республики Парагвай. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Я Хабриевой. - Т. 3: Южная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - С. 791.

Политическая Конституция Республики Перу. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Я Хабриевой. - Т. 3: Южная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - С. 965.

Политическая Конституция Республики Уругвай. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Я Хабриевой. - Т. 3: Южная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - С. 1034.

[16] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

[17] Шелудякова Т.В. Конституционное регулирование прав молодежи в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2013. - № 5 (49). - С.6-7.

[18] Конституция Республики Парагвай. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Я Хабриевой. - Т. 3: Южная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - С. 1123.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.05.2017)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%