Разработка основ молодежной политики и их реализация - не только национальная, но и международная задача, находящаяся в фокусе деятельности международных организаций. В сфере государственной молодежной политики на современном этапе развивается активное межгосударственное сотрудничество, включая обмен опытом по вопросам формирования ГМП и методов ее реализации, основой которого являются международные нормы. Значительную роль в развитии этой сферы сыграла Организация Объединенных Наций, принявшая с начала 60-х гг. прошлого столетия ряд документов, закрепивших новые принципы отношения к молодежи, в которых забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших задач. Проблемы молодежи находят отражение в деятельности не только ООН, но и ее специализированных организаций, в частности ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ.
На европейском континенте значительное внимание молодежной политике уделяют Совет Европы и Европейский Союз. Одним из важнейших документов Совета Европы по рассматриваемой тематике стала Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни 1992 г.[1], в которой акцентировано внимание на региональном аспекте молодежной политики. В ней, в частности, подчеркивается необходимость более широкого привлечения молодежи к деятельности местной администрации, а также органов местного самоуправления. Это направление молодежной политики активно развивалось и сегодня является одним из ведущих направлений деятельности многих европейских государств.
Одна из актуальных проблем европейской молодежи - ее трудоустройство - часто включается в повестку дня органов Европейского Союза. Так, Совет ЕС в 2013 г. одобрил Концепцию «Гарантии для молодежи», подготовленную Европейской комиссией. В соответствии с ней государства - члены Евросоюза обязаны с 2014 г. предусмотреть в национальном законодательстве программу гарантий, обеспечивающих всем молодым людям в возрасте до 25 лет возможность найти свое место на рынке труда.
При всем многообразии существующих в различных государствах направлений и конкретных подходов к реализации политики в отношении молодого поколения необходимо отметить некоторые общие положения, которые содержатся во всех программах и стратегиях.
Ключевые положения стратегий государства в формировании молодежной политики определены следующим образом:
здоровье молодого поколения - совершенствование системы медицинского обеспечения учащихся школ и высших учебных заведений, а также пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни, свободного от вредных привычек;
образование - стратегической целью государства является стремление к повышению качества и общедоступности обучения, которое предполагает и физическое развитие молодежи;
трудоустройство - акцент делается на профессиональной подготовке, отражающей потребности рынка труда в стране, а также на снижении уровня безработицы в молодежной среде;
участие молодежи в политической жизни государства — развитие институтов гражданского общества, позволяющих наладить диалог с молодежью для выявления и учета ее позиции, прежде всего по вопросам общественного и политического значения, напрямую затрагивающим интересы молодого поколения;
свободное время, культура, спорт, туризм - пропаганда активного отдыха, создание модели творческого подхода к свободному времени, поддержка развития молодежного туризма, а также активизация поддержки молодых талантов и молодежного творчества.
Особая роль в реализации общегосударственной молодежной политики совершенно справедливо отводится заботе государства о формировании здорового поколения и охране психического здоровья нации. Этому призваны служить положения законов, уберегающих молодежь от алкоголизма, наркомании, а также от пропаганды антисоциального образа жизни. Одним из наиболее значительных вызовов для современного государства является необходимость защиты молодого поколения от негативного влияния информационного пространства.
Законодательные модели, как правило, связаны с введением ограничений и запретов на торговлю алкоголем, распространение наркотических средств, с усилением контроля за рекламными материалами соответствующего содержания. Конкретные правовые решения, направленные на защиту здоровья нации, формируются в каждой национальной правовой системе в зависимости от наиболее серьезных вызовов общества. Общим можно назвать лишь вектор развития - повышение уровня защиты молодого поколения от возрастающих угроз физическому и психическому здоровью.
Одной из актуальных проблем, связанных со здоровьем молодого поколения в Великобритании, является увеличение количества случаев подростковой беременности (в настоящее время 4% общего числа рождений в стране приходится на долю матерей в возрасте 12-18 лет). Для сравнения: во Франции этот показатель равен 1,5%, в Нидерландах - 0,72%. В Великобритании зафиксирован один из самых высоких в Европе показателей подросткового алкоголизма. Для решения указанных проблем на основании специальных программ для молодежи медицинские учреждения страны стали предоставлять ей более широкий круг услуг по профилактике и преодолению наркотической и алкогольной зависимости. Активнее проводится организационная и разъяснительная работа по использованию противозачаточных средств. Введены более жесткие ограничения в отношении продажи табачной и алкогольной продукции. Департаментом здравоохранения Великобритании были приняты отдельные стратегии по развитию медицинских услуг профилактического и лечебного характера.
Важным участком реализации ГМП в последние годы становится работа на уровне наиболее приближенных к населению местных структур. Необходимость комплексного подхода, предполагающего обязанность сотрудничества местных сообществ в лице образовательных, правоохранительных, социальных и иных органов, молодежных организаций, бизнес-структур, работодателей, закреплена, например, в принятом в 2010 г. в Великобритании докладе «Позитивное для молодежи: новый межведомственный подход к политике Правительства в отношении молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет». Доклад подготовлен Управлением по делам Кабинета совместно с Департаментом образования[2].
Приоритетным направлением реализации молодежной политики в современном мире является и обеспечение права молодых людей на образование. Правовое регулирование сферы образования осуществляется в отдельных странах на основе значительного количества нормативных актов. Законодательство различных стран по вопросам образования претерпело в последние десятилетия значительные изменения: введены образовательные стандарты; усилен контроль со стороны государства за образовательным процессом; предусмотрены новые формы подготовки учащихся и преподавателей в связи с современными требованиями, обусловленными научнотехнической революцией.
В Индии действуют Закон о праве детей на бесплатное обязательное образование (с 2009 г.), а также Правила по обеспечению права детей на бесплатное обязательное образование (2010 г.). Закон во исполнение положений Конституции Индии 1949 г. устанавливает право детей от 6 до 14 лет на бесплатное обязательное образование, которое они должны получить в ближайшей к месту их проживания школе. В акте дается перечень обязанностей Правительства, местных органов власти, родителей, школ и учителей в отношении образования детей. Кроме того, предусмотрены нормы и стандарты, которым должны отвечать образовательные учреждения общего образования.
Новые направления образовательного процесса фиксируются также в государственных планах. Так, в Федеративной Республике Германия в 2012 г. был разработан Федеральный план молодежной политики, действующий и в настоящее время. План регулирует политическое образование молодежи, включающее в себя знания о политической системе Германии, мировой политике, причинах и последствиях политических конфликтов, праве Европейского Союза. Политическое образование дается в школах, институтах и университетах, специализированных политических центрах для молодежи. Уделяется внимание и культурному образованию. В рамках данного направления ГМП происходит ознакомление молодежи с культурными ценностями: произведениями изобразительного искусства, музыки, кинематографа, театрального и балетного искусства. Для молодежи организуются бесплатные (или льготные) экскурсии, выставки, поездки в исторические места Г ермании и соседних государств. Реализация данного направления возложена на органы государственной власти федеральных земель.
Инновационным подходом в системе голландского образования стало учреждение так называемых общественных школ - своеобразных организаций, соединяющих в себе элементы обычных школ и центров общественной деятельности. Образование в общественных школах сочетается с такими направлениями деятельности, как охрана здоровья (школы здоровья), поддержка семьи (семейные школы), оказание социальных услуг лицам с ограниченными возможностями и т.д. Общественные школы являются государственными и финансируются из государственного бюджета, однако и во многих частных школах внедрены соответствующие модели.
Если обратиться к одной из наиболее актуальных проблем, стоящих практически перед каждым современным государством, - к трудоустройству молодых людей, можно констатировать следующее. На фоне кризисных проблем мировой экономики именно молодежь становится наименее защищенной категорией на рынке труда. Рост безработицы в среде молодежи значительно опережает показатели в иных возрастных группах. Так, во Франции уровень безработицы среди молодежи составляет 22,7%, что в два раза превышает аналогичный показатель по другим возрастным группам. Аналогичная ситуация сложилась в Нидерландах, Польше[3].
Данный тезис находит отражение и в некоторых правовых нормах. Так, к примеру, польский Закон от 20 апреля 2004 г. «О помощи в трудоустройстве и о рынках труда»[4] [5] определяет лиц в возрасте до 25 лет в качестве социальной группы, находящейся в сложной ситуации и имеющей право на особую помощь.
Меры, предпринимаемые государством, осуществляются по двум направлениям: 1) увеличение количества специализированных органов, задачей которых является решение проблемы трудоустройства именно молодых людей. При этом они учреждаются как государственными структурами, так и негосударственными и общественными объединениями; 2) увеличение финансирования и расширению доступа к профессиональной подготовке. Значительно усилилось внимание образовательных структур к повышению качества профессиональной ориентации и подготовки молодежи. Этому во многом способствуют коррективы образовательных программ, совершенствование стажировок и производственных практик.
Кроме того, после принятия Европейской комиссией в апреле 2013 г. Концепции «Гарантии для молодежи» каждое государство - член Европейского Союза должно на уровне национального законодательства выработать соответствующие гарантии.
-5
Принятый во Франции Закон «О равенстве шансов» обязывает компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет, даже если они не имеют опыта работы по специальности. Их количество определяется пропорционально общему штату сотрудников. Частным компаниям - работодателям во Франции государство компенсирует до 80% МРОТ за каждое новое рабочее место для молодежи. Это предусмотрено одной из программ «Новые услуги, новые рабочие места», направленной на предоставление молодым людям, не имеющим трудового опыта, постоянного места работы и возможности сделать карьеру. Подобная мера одновременно позволяет удовлетворить спрос на рабочую силу в иных секторах экономики. В Великобритании около 30 вузов организовали курсы повышения квалификации для лиц, желающих получить соответствующую специальность.
Кроме того, усиливается влияние государства на формирование безопасных условий труда для работающей молодежи. Это достигается путем определения особого режима труда для молодых людей, ограничения либо полного запрета использования труда детей и подростков до определенного возраста либо в определенных сферах производства. Такие предписания основаны на конституционных положениях о защите жизни и здоровья молодого поколения. Отдельные правовые акты устанавливают также льготы для учащейся молодежи, совмещающей обучение и работу. Определяющим в принятии конкретных правовых решений может стать особый менталитет общества. Так, в Индии государство должно обеспечить защитой молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.
В последние годы особое внимание государств обращено на проблему трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Так, к примеру, в Финляндии основным инструментом решения данной проблемы стали непосредственные контакты вузов с потенциальными работодателями, делающими заказы на подготовку необходимых им специалистов. Каждое высшее учебное заведение в Финляндии имеет специальную службу занятости студентов. Сотрудники данной службы обязаны изучать ситуацию на рынке труда и проводить профессиональную ориентацию среди студентов. Кроме таких служб при высших учебных заведениях существуют национальные агентства, исследующие проблемы в сфере занятости молодежи на рынке труда. Сходная модель действует и в Польше, где активно работают студенческие бюро, помогающие в трудоустройстве выпускников. Наряду с этим в стране создана система молодежных центров карьеры. В сфере их внимания - молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Сеть таких центров расположена по всей Польше, что способствует более активному и повсеместному противодействию безработице, маргинализации и социальной пассивности молодежи. Формами работы центров являются: индивидуальные и групповые занятия по профессиональной ориентации, предоставление информации о потребностях рынка труда и возможности профессионального обучения, повышение самооценки молодежи, разработка индивидуальных планов карьерного продвижения.
В Германии, где трудоустройство молодежи определено как одна из стратегических задач, сформулированных Федеральным планом молодежной политики 2012 г., планы трудоустройства молодежи ежегодно создаются Министерством труда и социальных вопросов. Программа «Молодежь на рынке труда» ежегодно разрабатывается и польским Министерством труда и социальной политики.
В США Закон «О содействии в профессиональной подготовке»[6] предусматривает создание в каждом штате координационного совета, распределяющего средства в рамках федеральных программ, направленных на оказание помощи молодежи и поддержку местных инициатив. Такие организации, как «Работа для молодежи Инк» в Нью-Йорке, специализируются на посредничестве в трудоустройстве в частном секторе экономики. При этом в стране реализуются масштабные программы, например план непрерывной профессиональной опеки.
Вопросы трудоустройства молодежи входят также в компетенцию Национального центра работы и заработка Нидерландов. Введение трудового паспорта - один из креативных элементов политики трудоустройства молодежи в Нидерландах. Трудовой паспорт может повысить шансы на трудоустройство, поскольку он должен содержать информацию о любой квалификации, полученной молодым человеком как в школе, так и на производстве, трудовых курсах, тренингах, семинарах. Особенностью такого паспорта является содержащаяся в нем информация о трудовых качествах и предпочтениях кандидата, умении работать в команде, креативности, способностях, технических навыках.
Одним из инструментов, способствующих снижению молодежной безработицы, является система предоставления особых налоговых режимов и льгот для предприятий, создающих рабочие места для молодежи. Такая система, существующая, к примеру, в Нидерландах, предусматривает возложение на предприятия малого бизнеса обязательства не только по организации 20 тысяч вакансий для молодежи, но и по обеспечению получения базового профессионального обучения.
Аналогичная модель существует и в Польше. Одним из первых решений Президента Польши А. Дуды было утверждение подготовленной молодежными организациями программы «Будущее для молодого поколения». Основное содержание документа предусматривает конкретную программу введения налоговых и инвестиционных льгот для предприятий. Такой подход приведет к возможности создания новых рабочих мест, прежде всего с учетом интересов впервые вступающих на рынок труда молодых людей.
В Великобритании к мерам по совершенствованию молодежного рынка труда относят: достижение большей открытости информации о трудовых вакансиях с использованием сайтов работодателей; проведение дней открытых дверей на производстве; более широкое привлечение молодежи к реализации конкретных бизнес-проектов; развитие наставничества на рабочем месте, практики посещения работодателями школ. В 2012 г. Департамент занятости и пенсий Великобритании начал реализацию программы «Молодежный контракт». Она направлена на сокращение безработицы и увеличение рабочих мест для молодежи (до 500 тысяч рабочих мест для людей в возрасте от 18 до 24 лет), а также на получение возможности стажировок и выделение специально оборудованных мест, где можно ознакомиться с азами профессии. Г о- воря о мерах законодательного характера, вступивших в силу в Великобритании в 2015г., влияющих на доступность для молодежи вакансий на рынке труда, следует обратить внимание на положения о повышении возраста получения обязательного школьного образования или профессиональной подготовки до 18 лет. Эта мера отсрочит приход на рынок труда молодежи в возрасте до 18 лет и повысит их образовательный уровень и квалификацию.
Интерес может представлять система добровольных трудовых отрядов, являющаяся одной из институциональных форм поддержки молодежи в получении необходимых профессиональных навыков и помощи в трудоустройстве. Создание таких отрядов предусмотрено Законом Польши «О помощи в трудоустройстве и рынках труда»[7] (ст. 6). Данные органы являются государственными бюджетными специализированными организациями, действующими в интересах молодежи, прежде всего находящейся под угрозой социального неблагополучия, а также безработных в возрасте до 25 лет. Надзор за деятельностью таких отрядов возложен на министра труда и социальной политики[8].
Молодежная политика на современном этапе стала одним из основных направлений государственной политики зарубежных государств. В зарубежной практике сложились два основных подхода к реализации ГМП. Первый базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение молодежи в жизнь общества. Этот подход предусматривает, что государство не только определяет основные принципы и направления молодежной политики, но и наделяет соответствующими полномочиями государственные органы и организации для их воплощения в жизнь, обеспечивая соответствующее государственное финансирование.
Второй подход предполагает, что главный упор в практической реализации молодежной политики, основы которой определены государством, должен быть сделан на негосударственные организации, деятельность которых осуществляется главным образом за счет привлечения финансирования из различных негосударственных источников.
Оценивая зарубежные успехи молодежной политики, можно отметить, что сложность представляет внедрение даже самого лучшего опыта без учета региональных и культурных особенностей, изучения внутренних механизмов реализации конкретных программ. Поэтому необходимы анализ практических и долговременных результатов осуществления зарубежных молодежных программ, а также адаптация успешных зарубежных методик к использованию при реализации российской молодежной политики.
России следует ориентироваться на опыт тех стран, в которых существует налаженный механизм взаимодействия общественных и государственных структур в целях решения актуальных задач ГМП. Прежде всего, это улучшение таких показателей, как защита политических и гражданских прав молодых людей, обеспечение здоровья и социального благополучия молодежи, помощь в профессиональной ориентации, поддержка молодежи, попавшей в трудные жизненные ситуации, развитие массового молодежного спорта, создание равных возможностей для интеграции в общество молодежи с ограниченными возможностями.
[1] Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни 1992 г. (пересмотренная 21 мая 2003 года) // 10-я Сессия. 21 мая 2003 г. Приложение к Рекомендации 128.
[2] Молодежная политика в современных зарубежных государствах / Тимошенко И.Г., Касаткина Н.М., Чурсина Т.И., Пилипенко А.Н., Трещетенкова Н.Ю., Лещенков Ф.А. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 6. - С.948.
[3] Молодежная политика в современных зарубежных государствах / Тимошенко И.Г., Касаткина Н.М., Чурсина Т.И., Пилипенко А.Н., Трещетенкова Н.Ю., Лещенков Ф.А. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 6. - С.956.
[4] http: //www.paiz .gov .pl/files/?id_plik=16581
[5] http://www.r-furnitura.ru/zakon-o-ravenstve-shansov-franciya/310258
[6] ttp://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/US_Govemment/l383
[7] http://vsetutpl.com/ru/robota-v-polschi-blog/novye-pravyla-trudoustroystva-dlya-ynostrantsev-v-polshe- s-1 -yanvarya-2017 -goda
[8] Молодежная политика в современных зарубежных государствах / Тимошенко И.Г., Касаткина Н.М., Чурсина Т.И., Пилипенко А.Н., Трещетенкова Н.Ю., Лещенков Ф.А. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 6. - С.957.
|