Среда, 27.11.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 97
Гостей: 97
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Гарантии прав личности при окончании предварительного расследования

Порядок окончания предварительного расследования в уголовном процессе России и Ирака имеет свои особенности.

Так, согласно ч. 1 ст. 158, ст.ст. 427, 439 УПК РФ предусмотрены следующие виды окончания предварительного расследования: 1) прекращение уголовного дела; 2) направление дела прокурору: с обвинительным актом (если по делу проводилось дознание в общем порядке), с обвинительным постановлением (если по делу производилось дознание в сокращенной форме), с обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие); 3) направление уголовного дела в суд с ходатайством о применении к несовершеннолетнему, обвиняемому в совершении преступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного воздействия; 4) направление дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, если следствие проводилось в отношении невменяемого лица.

В соответствии с п.п. «а»-«г» ст. 130 УПК Ирака по окончании предварительного расследования следственный судья выносит одно из следующих решений: 1) об отказе в уголовном преследовании и окончательном прекращении уголовного дела, если совершенное деяние является не наказуемым, либо потерпевший, в предусмотренных законом случаях, примирился с обвиняемым, либо обвиняемый не подлежит уголовной ответственности; 2) о передаче уголовного дела в суд, если имеются достаточные доказательства для обвинения;

о временном прекращении уголовного дела, если не имеется достаточных доказательств для обвинения либо не установлена личность обвиняемого (согласно п. «в» ст. 302 УПК Ирака временное прекращение дела приобретает форму окончательного прекращения, если в течение 2 лет со дня вынесения соответствующего решения не возникнет новых обстоятельств для обвинения. По своей сути данное решение аналогично постановлению о приостановлении предварительного следствия по УПК РФ).

В УПК Ирака завершающий этап предварительного расследования отдельно и специально не урегулирован, в связи с чем применяются лишь положения, регулирующие расследование в целом. Исходя из общих положений о проведении предварительного расследования, закрепленных в ст. 57 УПК Ирака, и ст. 27 Закона «Об адвокатуре Ирака» № 173 1965 г. можно сделать вывод о том, что участники уголовного дела как при проведении предварительного расследования, так и при его окончании, вправе знакомиться с всеми материалами уголовного дела и снимать с них копии за свой счёт.

Следует отметить, что в УПК Ирака не предусмотрена необходимость уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования. Этот пробел уголовно-процессуального закона явно не способствует обеспечению прав личности, поскольку участники уголовного процесса лишены возможности знать о времени окончания предварительного расследования и принятом решении по делу. Соответственно они не могут своевременно ознакомиться с результатами предварительного расследования и должным образом подготовиться к судебному разбирательству.

В уголовном процессе России эти вопросы получили подробное законодательное урегулирование. Так, в тех случаях, когда дело прекращено, следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику и разъясняет их права (ч. 4 ст. 213 УПК РФ). После утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, обвинительного постановления прокурором, копии данных документов вручаются обвиняемому.

Порядок окончания предварительного расследования по УПК РФ, в том числе и составление итогового процессуального документа, зависит от формы производства предварительного расследования и имеет отличительные особенности. В УПК РФ предусмотрено три формы производства предварительного расследования: предварительное следствие, дознание, дознание в сокращенной форме. При этом каждая форма предварительного расследования, урегулированная в отдельных главах УПК РФ, имеет свои особенности при производстве и окончании расследования по делу. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 158 УПК РФ порядок окончания производства предварительного расследования по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, определен главами 29-31 УПК РФ; по уголовным делам, по которым проводится дознание - главой 32 УПК РФ, по уголовным делам, по которым проводится дознание в сокращенной форме, - главой 32.1 УПК РФ.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предусмотрены главой 50 УПК РФ. Так, следователь (дознаватель) вправе не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому некоторые материалы оконченного производства, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, но ознакомление законного представителя обязательно (ч. 3 ст. 426 УПК РФ). Ст. 427 УПК РФ предусмотрено такое основание прекращения уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести, как применение принудительных мер воспитательного воздействия в том случае, если исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.

Анализ положений указанных глав УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что наиболее подробно определены и обеспечены права личности по окончании предварительного расследования при такой форме расследования, как предварительное следствие.

По окончании дознания обвинительный акт составляется до ознакомления участников уголовного дела со всеми материалами дела, при производстве предварительного следствия обвинительное заключение составляется уже после ознакомления. Следует обратить внимание, что по окончании предварительного следствия его участники вправе заявлять ходатайства о производстве дополнительных следственных действий, что делает бессмысленным составление обвинительного заключения до ознакомления с материалами дела. При окончании дознания такое право у участников процесса отсутствует. С правом заявлять ходатайства о производстве дополнительных следственных действий связано и другое отличие дознания и предварительного следствия, которое выражается в последовательности ознакомления с материалами уголовного дела. На предварительном следствии с материалами дела сначала знакомятся потерпевший, его представитель, затем - обвиняемый и его защитник, при окончании дознания наоборот[1].

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь согласно ч. 1 ст. 215 УПК РФ уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, что фиксируется в протоколе. В то же время в российском уголовно-процессуальном законодательстве не закреплена обязанность разъяснять обвиняемому его права и порядок их реализации при производстве дознания, что является немалой проблемой, поскольку обвиняемый не может выразить свое отношение к обвинению, предъявляемому в

обвинительном акте[2].

Одним из способов реализации принципов состязательности сторон и обеспечения права на защиту обвиняемому в российском и иракском уголовном процессе является ознакомление участников уголовного процесса с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования.

Процесс ознакомления с уголовным делом включает в себя ознакомление с материалами уголовного дела, а также возможность снятия копий материалов дела. По нашему мнению, фотографирование или копирование участниками материалов уголовного дела также относится к процессу ознакомления с материалами дела. Ознакомление с материалами уголовного дела можно определить как деятельность участников процесса по анализу, оценке, сопоставлению и преобразованию полученной информации для выстраивания к ней отношения и формирования позиции для судебного разбирательства.

Право на ознакомление со всеми материалами проведенного предварительного расследования и снятие с них копий по УПК Ирака также, как и по УПК РФ, предоставлено обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их законным представителям, защитникам. Однако по законодательству Ирака при производстве расследования, в том числе и при его окончании, данное право может быть ограничено по усмотрению судебного следователя и следственного судьи, которые могут не дать согласия указанным лицам на ознакомление с материалами дела, если посчитают, что это может повредить результатам расследования. УПК РФ такого ограничения прав участников уголовного процесса не предусматривает. По нашему мнению, по окончании предварительного расследования отсутствует вероятность причинения вреда расследованию, а поэтому нет оснований для отказа в ознакомлении с материалами уголовного дела. В этой связи при окончании расследования такого ограничения прав участников не должно быть.

Право на ознакомление с материалами предварительного расследования предоставляет лицам возможность подготовиться к судебному процессу, сформулировать позицию по защите своих законных интересов, и в целом укрепляет доверие граждан к уголовному правосудию.

Следует отметить, что процесс ознакомления с материалами уголовного дела имеет для стороны защиты особое значение и состоит из следующих элементов: ознакомление с доказательствами стороны обвинения; установление смысла и содержания собранных доказательств; установление причинно-следственной связи между отдельными доказательствами по уголовному делу; оценка на соответствие требованиям относимости, допустимости и достоверности собранных по делу доказательств и различных документов и доказательств между собой; анализ собранных по делу доказательств; анализ материалов уголовного дела с точки зрения подлежащих применению норм материального и процессуального законодательства; конструирование моделей объяснения и опровержения собранных стороной обвинения доказательств, их обсуждение и согласование с подзащитным; процессуальное оформление позиции стороны защиты (подготовка соответствующих заявлений, ходатайств, жалоб, представление доказательств, направление адвокатских запросов).

Необходимо обратить внимание, что российский законодатель уделяет особое внимание процедуре ознакомления с материалами уголовного дела. Так, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, а также их представители могут заявить ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела за рядом исключений. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ по окончании предварительного расследования защитник вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. Процедура ознакомления регламентирована ст.ст. 217, 218 УПК РФ.

Следователь предъявляет участникам уголовного дела подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела (за исключением тех, которые представляют собой государственную тайну), вещественные доказательства, а также по ходатайству обвиняемого и его защитника фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. Если уголовное дело состоит из нескольких томов, то участники уголовного дела имеют право повторно обратится к любому из томов уголовного дела, выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов.

После ознакомления следователь должен выяснить у обвиняемого и защитника: есть ли у них ходатайства, иные заявления; какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты. В случае удовлетворения заявленных ходатайств следователь дополняет материалы уголовного дела (ст. 219 УПК РФ), после чего знакомит участников процесса с дополнительными материалами.

Ознакомление с материалами уголовного удела оформляется протоколом, в котором указываются даты начала и окончания ознакомления с делом, заявленные ходатайства и иные заявления, а также делается запись о разъяснении обвиняемому прав, которыми он может воспользоваться после направления дела в суд, и его желании воспользоваться этими правами или отказаться от них (ст. 218 УПК РФ).

В УПК Ирака напротив сама процедура ознакомления с делом не предусмотрена. Учитывая, что заявления, ходатайства и их разрешение на завершающем этапе расследования, служат гарантией правосудия в целом, предлагаем закрепить в УПК Ирака порядок ознакомления с делом, подобный тому, который предусмотрен ст.ст. 217-219 УПК РФ.

По общему правилу по УПК РФ обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. В то же время в российской литературе отмечается, что зачастую вместо надлежащего использования права на ознакомление с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК сторона защиты злоупотребляет им, без какого-либо уважительного повода, затягивая время ознакомления с материалами уголовного дела[3].

Сторона защиты на основании судебного решения может быть ограничена определенным сроком для ознакомления с материалами уголовного дела только при условии предоставления стороной обвинения достаточных доказательств, подтверждающих явное затягивание стороной защиты времени ознакомления. На данное обстоятельство обращалось внимание в правовых позициях Конституционного Суда РФ, определившего, что положения ч. 3 ст. 217 УПК РФ, рассматриваемые в единстве с положениями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, закрепляющей требование о законности, обоснованности и мотивированности судебных решений, обязывают суд при установлении срока для ознакомления с материалами уголовного дела приводить фактическое и правовое обоснование такому решению, которое в целях обеспечения объективности и справедливости во всяком случае должно быть мотивировано ссылками на конкретные обстоятельства, а также на нормы материального и процессуального права[4].

Таким образом, стороной обвинения и судом должны быть созданы все условия и предоставлено достаточное время участникам процесса, особенно стороне защиты, для полного ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки обоснованных ходатайств и жалоб. Необоснованное ограничение обвиняемого и его защитника во времени ознакомления с материалами уголовных дел без учета изложенных критериев недопустимо и должно признаваться явным нарушением права на защиту обвиняемого.

В процессе ознакомления с материалами дела защитнику необходимо уделить особое внимание вопросу формирования и согласования с подзащитным позиции по делу. Процесс согласования позиции следует воспринимать как один из обязательных элементов процесса ознакомления с материалами дела. Согласование позиции с подзащитным включает в себя, в частности, разъяснение ему смысла и содержания обвинения, процессуальных документов, собранных по

делу, норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства,

подлежащих применению при рассмотрении дела, обсуждение вопросов, касающихся представления дополнительных доказательств защиты,

конструирование моделей объяснения и опровержения представленных доказательств, подготовку соответствующих заявлений, ходатайств, жалоб и т.п.

Представляется важным положение ч. 3 ст. 248 УПК РФ, предоставившей в случае замены вновь вступившему в уголовное дело защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Считаем необходимым аналогичный порядок закрепить и в УПК Ирака.

Необходимо учитывать, что в тех случаях, когда адвокат и подзащитный раздельно знакомятся с материалами дела, особенно в случаях нахождения подзащитного под стражей, процесс ознакомления, а также последующее согласование позиции по делу требует дополнительных временных затрат.

Анализ законодательных требований, предъявляемых УПК РФ к форме обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ), обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ), и УПК Ирака, предъявляемых к процессуальной форме решения о направлении уголовного дела (ст. 131 УПК Ирака), позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, достоинством УПК РФ является то, что законодатель обязывает следователя и дознавателя в обвинительных документах: в обвинительном заключении (п. 5 ч. 1 ст. 220 УПК РФ), в обвинительном акте и постановлении (п.6 ч.1 ст.225 УПК РФ), отражать не только доказательства обвинения, но и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты и краткое изложение их содержания. УПК Ирака не содержит такого положения. Данное упущение законодателя приводит к тому, что в практической деятельности в решениях о передаче дела в суд следственный судья указывает только доказательства обвинения, соответственно такое решение не может отражать объективную картину по уголовному делу и придает обвинительный характер данному документу.

Во-вторых, по УПК РФ в обвинительном заключении (п. 8 ч. 1 ст. 220 УПК РФ), в обвинительном акте и постановлении (п. 8 ч. 1 ст. 225 УПК РФ) следователь (дознаватель) обязаны указывать характер и размер вреда, причиненного преступлением потерпевшему и гражданскому истцу. В этой части в УПК Ирака также имеется упущение. В решении о передаче дела в суд не предусматривается обязанности должностных лиц указывать характер и размер вреда, причиненного преступлением. Поскольку эти обстоятельства входят в предмет доказывания по уголовному делу, а гражданский истец и гражданский ответчик являются участниками уголовного дела, то этот пробел УПК Ирака ущемляет права потерпевшего и гражданского истца.

Изложенное позволяет сформулировать следующие предложения.

В целях обеспечения прав личности при окончании предварительного расследования порядок, предусмотренный ст. 215 УПК РФ и установленный для производства предварительного следствия, представляется целесообразным распространить и на иные формы предварительного расследования российского судопроизводства, осуществляемые в формах дознания.

Считаем необходимым предусмотреть в УПК Ирака специальные нормы, регламентирующие порядок окончания предварительного расследования, в связи с чем предлагаем внести положения в УПК Ирака аналогично ст. 216-219 УПК РФ. Кроме того, считаем целесообразным ст. 131 УПК Ирака, регламентирующую содержание решения о передаче дела в суд, дополнить положениями об обязательном отражении в нем доказательств, свидетельствующих в пользу стороны защиты, а также указывать характер и размер вреда, причиненного преступлением.

 

[1] Курс уголовного процесса / Под ред. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2016. С. 944-945.

[2] Эсендиров М.В. Права лица при приобретении им процессуального статуса обвиняемого: законодательное закрепление и проблемы обеспечения: монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. С. 145.

со стороны отдельных адвокатов // Российский следователь. 2007. № 9. С. 35; Белоковыльский М.С., Игнатьев А.Н. За гранью процессуального конфликта: к вопросу о незаконном противодействии сторон в уголовном процессе // Адвокат. 2009. № 8. С. 35-41.

[4] Определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 № 978-О-О, от 29.09.2011 № 1211-О-О, от 19.10.2010 № 1379-О-О.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.05.2017)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%