Среда, 27.11.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 88
Гостей: 88
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовые основы формирования Государственной Думы

В начале XX в. в российском обществе широкое распространение получает идея народного представительства, разработанная М. М. Сперанским, которая была реализована в создании высшего представительного органа - Государственной Думы. В условиях экономического кризиса, политических волнений, нарастающих требований различных социальных слоев о созыве высшего органа народного представительства и сложной международной обстановки переход страны к высшему представительному учреждению стал необходимостью. Спустя почти полтора века после Уложенной комиссии 1767 г. был сформирован новый выборный высший представительный орган государственной власти.

В ходе разработки законопроекта об учреждении Государственной Думы, осуществляемой Особым совещанием, руководимым министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, основное внимание обращалось на порядок формирования представительного органа[1]. Официальная записка Особого совещания подчеркивала важность правильной организации выборов: от их оснований зависел и состав избираемых депутатов, и «степень понимания дел государственного управления»[2]. Основным итогом работы совещания стала идея о необходимости создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением[3].

Результатом работы совещания стали подписанные Николаем II 6 августа 1905 г. Манифест «Об учреждении Государственной Думы»[4], высочайше утвержденное Учреждение Государственной Думы[5] и Положение о выборах в Государственную Думу[6].

Манифест был призван разъяснить значение принятых документов. Обращаясь к народу, Николай II пояснял: «настало время ... призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему представляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение Росписи государственных доходов и расходов»[7]. Из текста этого документа следует, что Государственная Дума учреждалась со статусом законосовещательного органа.

Порядок организации и проведения выборов устанавливало Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. Согласно нормативному акту активное избирательное право не было всеобщим. Положение лишало права избирать женщин, лиц моложе 25 лет, обучающихся в учебных заведениях, военнослужащих армии и флота, «бродячих инородцев» и иностранных подданных. Кроме того, права участвовать в выборах были лишены лица, которые совершили преступления против собственности, корыстные преступления и признанные несостоятельными должниками.

Выборы проводились на куриальной и многоступенчатой основе. Избирательный процесс осуществлялся отдельно для каждой избирательной курии - землевладельческой, городской и крестьянской. Большинство депутатских мест (85 %) устанавливалось для землевладельческой и городской курий, т. е. их представительство было обратно пропорционально численности. Основным критерием для обособления избирателей в землевладельческую и городскую курии являлся имущественный ценз. В землевладельческой курии принимали участие лица, владеющие определенной площадью земли или другим недвижимым имуществом (сельскохозяйственными предприятиями, садами, виноградниками и пр.), стоимостью не ниже пятнадцати тысяч рублей[8]. Для каждого уезда имущественный ценз устанавливался отдельно. Он зависел от экономического развития и географического положения губерний. В среднем этот ценз составлял от 150 до 300 десятин. Городская курия включала лиц, владеющих недвижимым имуществом, оцененным в сумме не менее полутора тысячи рублей[9]. Для участия в крестьянской курии имущественного ценза не требовалось.

Положение от 6 августа 1905 г. установило многоступенчатые выборы. Для землевладельцев и городской курии - двухступенчатые. Землевладельцы, удовлетворяющие условиям ценза, имели право участвовать непосредственно на «съездах уездных землевладельцев», где выбирали выборщиков для губернского избирательного собрания, которые избирали депутатов Государственной Думы. Для крестьян - четырехступенчатые: на сельских сходах избирались десятидворники, те на волостных сходах избирали уполномоченных, на уездных съездах - выборщиков и только выборщики - депутатов. С одной стороны, организация выборов на многоступенчатой основе была обоснована географической спецификой российского государства, но, с другой стороны, ее недостаток заключался в исключении из избирательного процесса большого количества населения и искажении результатов выборов.

Таким образом, можно согласиться с мнением А. В. Ильина и Е. Б. Хохлова о том, что Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. и последующие законодательные акты, посвященные выборам, установили в России мажоритарную сословно-цензовую избирательную систему[10]. Подобная система и многоступенчатость выборов делали неравноценным представительство основных социальных групп населения. Поэтому такая избирательная система не могла стать для российского общества решением вопроса о гражданских правах.

Возрастающая социально-политическая напряженность осенью 1905 г. (всеобщая политическая забастовка, бойкотирование выборов) привела к срыву выборов Государственной Думы. Под давлением революционных событий 17 октября 1905 г. Николаем II был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», ставший основой нового государственного устройства - ограниченной конституционной монархии. Манифестом декларировались гражданские свободы (свобода совести, слова, собраний) и обязательное утверждение Государственной Думой всех издаваемых законов. Документом устанавливалось, что никакой закон не может иметь силу без одобрения Государственной Думы[11]. Государственная Дума стала не только представительным органом, но и законодательным. Помимо наделения Думы законодательными правами, Манифест предполагал «привлечь к участию в Думе, по мере возможности, те классы населения»[12], которые ранее не участвовали в выборах (рабочие, городская интеллигенция). В то же время за императором сохранялось право роспуска Государственной Думы и право вето на ее решения, которые Николай II впоследствии не раз использовал.

Правовой основой выборов депутатов I и II Государственных Дум, начавших работать, соответственно, 27 апреля 1906 г. и 20 февраля 1907 г. стали Высочайший указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» от 11 декабря 1905 г.[13] (далее - Указ от 11 декабря 1905 г.) и «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906г.[14]

Сохранив в существенных чертах прежнюю систему выборов в Государственную Думу, Указ от 11 декабря 1905 г. внес и значительные изменения. Была создана рабочая курия с трехступенчатыми выборами: уполномоченные, выборщики, депутаты. В Указе перечислялись губернии и города, в которых избирались выборщики от рабочих, с указанием их количества. Так, в частности на Владимирскую губернию приходилось 16 выборщиков, на Московскую (по губернии и городу Москве) - 35, на С. Петербургскую (по губернии и городу С. Петербургу) - 24, на Казанскую (по губернии и городу Казани) - 2, на Смоленскую, Рязанскую, Оренбургскую, Таврическую - 1, в Области Войска Донского - 6[15].

Однако право избирать имели только рабочие заводов и фабрик, горной промышленности, железнодорожных мастерских при условии, что на этих предприятиях общее число рабочих-мужчин было не менее 50. При этом данное право распространено только на 46 из 61 губерний европейской части российского государства. Рабочие крупных предприятий других губерний были лишены избирательных прав. Кроме того, за пределами европейской России еще 10 губерний и областей не имели рабочей курии. Незначительное количество выборщиков от рабочих, непропорциональное их представительство от крупных и мелких предприятий, лишение избирательного права большого числа рабочих, занятых на производствах, не подчиненных фабричной инспекции, сделало рабочую курию, по выражению современника, «пришитой к другим наспех и белыми нитками»[16]. Политическое влияние рабочего класса на выборах не имело существенного значения. Вместе с тем рабочие впервые получили представительство в законодательном органе государственной власти[17].

Особенность нового законодательства состояла в том, что крестьянству была предоставлена почти половина мест всех выборщиков (49 %), из которых избирались депутаты. По логике правительства консервативное крестьянство должно было поддержать монархию. Так было, например, во Франции, - Наполеон I и Наполеон Ш получили власть при поддержке крестьян. С целью расширения представительства крестьян в Государственной Думе, им было предоставлено право голоса и от крестьянской, и от землевладельческой курий. Тем не менее количество крестьян, участвующих в землевладельческих съездах было весьма незначительно.

Декабрьским указом увеличено число городских избирателей, по сравнению с Положением о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. более чем в 10 раз. В городскую курию помимо лиц, отвечающих имущественному цензу, были включены лица, снимающие в городах уезда квартиру, а также государственные, городские, земские, железнодорожные пенсионеры[18].

Предоставление права участвовать в выборах всем квартиронанимателям приблизило избирательное право городской курии к всеобщему.

В основе распределения мест между губерниями находилась численность населения. При этом каждая курия была представлена определенным количеством депутатов: землевладельческую курию представлял 51 депутат, городскую - 98, от крестьянскую - 53, рабочую - 6, казаков - 8 депутатов[19].

Общее руководство выборами законодательством возложено на министра внутренних дел. Контроль за их проведением на местах осуществляли губернаторы и градоначальники, предоставлявшие сведения о результатах выборов, избранных депутатах и о нарушениях законодательства[20]. Полномочия по проверке нарушений законодательства о выборах депутатов, рассмотрению заявлений и жалоб переданы Указом от 11 декабря 1905 г. губернским и уездным по делам выборов комиссиям и самой Думе. Депутаты были вправе отменить выборы при условии, если за такое решение проголосовало не менее дух третей от присутствующих на общем собрании членов Государственной Думы[21]. Таким образом, система контроля за проведением выборов сочетала, с одной стороны, контроль административной властью, с другой - относительно самостоятельной Г осударственной Думой.

Организационное устройство Государственной Думы определялось Высочайше утвержденным 20 февраля 1906 г. «Учреждением Государственной Думы»[22], согласно которому Дума избиралась сроком на пять лет, но до окончания этого срока могла быть распущена императором. Вместе с тем ст. 105 Основных Г осударственных Законов возлагала на него обязанность тем же указом, которым распускается действующая Дума, назначить выборы нового ее состава.

Формой работы Г осударственной Думы было общее собрание, заседаниями которого руководил председатель Думы, избираемый из числа ее членов на один год[23]. Выборы председателя проходили тайно и из числа депутатов самой Думы, в этом она радикально отличалась от Госсовета, председатель которого назначался императором. Следует отметить, что первое заседание Думы открывал старейший депутат. Это правило было выработано в ходе парламентской практики и внесено в ст. 1 Наказа Думы.

В структуру Думы входили отделы и комиссии (временные и постоянные), создаваемые для разработки законопроектов и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ее ведению. Количество отделов и комиссий, их полномочия и состав устанавливались самой Думой. Председатели отделов и комиссий избирались «ими из своей среды»[24].

В I Думе было образовано 11 отделов, деятельность которых характеризовала их как преимущественно ревизионные органы[25]. Для производства дел в Государственной Думе создавалась канцелярия во главе с секретарем и его заместителем, избранными на пять лет. В ходе деятельности Думы было установлено правило, согласно которому секретарями избирались младшие по возрасту депутаты. В опыте российского парламента важным был особый институт думских приставов, назначаемых председателем. Основная обязанность пристава заключалась в исполнении распоряжений председателя Думы «в виде поддержания порядка в ее помещениях»[26].

Законодатель не предусматривал создание партийных фракций, но на практике депутаты делились на фракции. Проведение выборов по сословным куриям предоставляло политическим партиям возможность провести своих представителей в депутаты. I Дума включала представителей различных политических сил. Из 499 депутатов ее состава 399 представляли шесть фракций, остальные 100 являлись независимыми кандидатами[27]. При этом ни одно из представленных в Думе первого созыва политических течений не имело более половины голосов. Следует отметить, что ни одной партии до 1917 г. не удавалось получить большинство мест в Государственной Думе. Поэтому даже та партия, которая добилась наилучших результатов на выборах, должна была при решении определенных вопросов создавать альянсы с другими партиями. Следовательно, политическая конкуренция и состязательность являлись неотъемлемой чертой деятельности дореволюционного парламента.

Круг вопросов, находящихся в ведении Государственной Думы включал: издание, изменение, отмену законодательных актов; финансовые сметы министерств и управлений; отчет об исполнении государственной росписи; вопросы об отчуждении части государственных доходов или имущества; о постройке железных дорог за счет казны; выносимые на рассмотрение Думы дела по особому Высочайшему повелению[28]. Дума была вправе вносить «предложения об отмене или изменении действующих или издании новых законов». Однако эти предложения не должны были касаться «Основных Государственных Законов»[29], т. е. начал государственного устройства. По существу с помощью Думы самодержавие пыталось модернизировать государственную систему, приспособив ее к новым политическим и социально-экономическим реалиям. Однако вся полнота исполнительной власти и право утверждать законы сохранялось за императором. Это снижало значимость представительного органа в решении государственных задач.

При проведении выборов в Государственную Думу совершенствуются стадии избирательного процесса, характерные для выборов в Уложенную комиссию. Избрание депутатов проходило в соответствии с детально установленными процедурными правилами. Можно выделить следующие стадии организации и проведения выборов в Государственную Думу:

- назначение выборов. Согласно Учреждению Государственной Думы от 20 февраля 1906 г., назначение даты выборов было исключительной прерогативой императора[30]. Выборы депутатов в губернских избирательных собраниях проходили в дни, представляемые для опубликования Правительствующему Сенату министром внутренних дел;

- территориальная организация выборов. Законодательно было образовано 135 избирательных округов, среди которых административно-территориальные, городские, территориально-этнические, казачьи, и конфессиональный;

- составление списков избирателей. Списки лиц, имеющих право участвовать в выборах, составляли уездная земская и городская управы, а в крупных городах - участковые избирательные комиссии. В списки избирателей вносились все лица, соответствующие необходимому избирательному цензу. Они опубликовывались в местных ведомостях за шесть недель до выборов, после чего в течение двух недель избиратели могли обращаться с жалобами на неточности в губернскую и уездную по делам о выборах комиссии. Публиковались и все изменения, вносимые в списки избирателей после рассмотрения заявлений и жалоб избирателей;

- избрание выборщиков. Выборы проходили по куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. В землевладельческой курии избирались уполномоченные, которые голосовали выборщиков в губернские избирательные собрания. Городские избиратели голосовали за выборщиков, которые на городском избирательном собрании выбирали непосредственно членов Государственной Думы. Для крестьян устанавливались четырехступенчатые выборы: на сельских сходах избирались по одному представителю от десяти дворов, те на волостных сходах избирали уполномоченных, на уездных съездах - выборщиков, непосредственно выбиравших депутатов Государственной Думы от губернии. В рабочей курии избирались уполномоченные от предприятий, которые избирали выборщиков, участвующих в выборах членов Государственной Думы;

- предвыборная агитация. Избирателям и выборщикам было предоставлено право организации подготовительных собраний, на которых избиратели встречались с кандидатами в депутаты Государственной Думы и знакомились с их программами. Призывы голосовать за конкретных кандидатов содержались в брошюрах, листовках, печатных воззваниях и обращениях участвующих в выборах партий и организаций;

- голосование и определение результатов голосования. Голосование за депутатов Государственной Думы проводилось на избирательных собраниях выборщиков посредством подачи записок. Записки составлялись заблаговременно и вложенные в особые конверты раздавались избирателям[31]. Количество голосов, полученных каждым кандидатом, фиксировалось в выборном листе, который подписывали председатель и желающие избиратели[32]. При подсчете голосов и определении результатов выборов использовалась мажоритарная система относительного большинства. По окончании выборов депутатов Г осударственной Думы их списки направлялись Правительствующему Сенату для опубликования в Правительственном вестнике.

Во избежание срыва выборов, который произошел с «Булыгинской» Думой, 8 марта 1906 г. был издан Высочайший Указ «О временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный Совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений»[33]. Согласно этому документу наказанию подвергались лица, воспрепятствовавшие избирателям или выборщикам угрозами, насилием, злоупотреблением властью; призывавшие к противодействию выборам или массовому неучастию в них, склонявшие путем угощений, подарков или обещаний личной выгоды к подаче голоса за конкретного кандидата; воспрепятствовавшие проведению предвыборного собрания; похитившие или умышленное повредившие избирательные списки. К санкциям, применяемым за вышеназванные преступные деяния, относились тюремное заключение, содержание в исправительных учреждениях, лишение всех присвоенных прав и преимуществ.

Избирательная система, установленная рассмотренными актами, соединила куриально-цензовый принцип и всесословный, что являлось своеобразным компромиссом между обществом и самодержавной властью и создало возможность для широкого представительства всех социальных групп. Не смотря на то, что избирательное право не было всеобщим, ни одна категория населения не была лишена права участия в выборах. Однако социальный состав депутатского корпуса и направления его деятельности не оправдали надежд правительства, по мнению, которого требования депутатов были чрезмерно радикальными. Это стало причиной роспуска I и II Государственных Дум до окончания срока полномочий и изменения принципов формирования представительного органа.

Анализируя реализацию избирательного законодательства на практике, П. А. Столыпин сделал вывод, что новый избирательный закон должен быть таким, чтобы в результате его реализации в Государственной Думе сформировалось большинство, способное к законотворческой работе, а не политической борьбе. При этом, как отмечает Б. Н. Земцов, «премьер-министр не стремился к устранению из Думы оппозиционных политических сил»[34].

3 июня 1907 г. было принято новое Положение о выборах в Государственную Думу[35]. С точки зрения конституционности данный акт нельзя признать легитимным, поскольку он нарушал положения Свода Основных государственных законов 1906 г.: ст. 86, закреплявшую обязательное одобрение законов Государственным советом и Государственной Думой, а также ст. 87, запрещавшую вносить законодательные изменения в период прекращения деятельности Государственной Думы в Учреждения Государственной Думы и Государственного совета, а также в Положения о выборах в Государственную Думу[36]. Некоторые исследователи оценивали новое Положение о выборах в Государственную Думу как государственный переворот[37]. Вместе с тем анализ этого нормативного акта позволяет утверждать, что им изменены не основы государственного строя, что характерно для государственного переворота, а концепция народного представительства.

Новый избирательный закон, став правовой основой выборов III и IV Государственных Дум (состоявшихся соответственно 1 ноября 1907 г. и 15 ноября 1912 г.), внес существенные изменения в прежнюю избирательную систему. Этот нормативный акт включал более консервативные нормы по сравнению с действующим ранее избирательным законодательством, способствуя формированию лояльного состава парламента.

Положение 1907 г. значительно сокращало представительство населения. Согласно п. 1 выборы в Г осударственную Думу проводились в губерниях, областях и городах. В отличие от предыдущего закона, Положение уменьшило число городов, которые имели самостоятельное представительство с 26 до 7. Общее количество членов Государственной Думы уменьшилось на 82 депутата: с 524 до 442.

Все ограничения избирательных прав, установленные прежним законодательством, были сохранены. Кроме них вводились и новые ограничения. В круг лиц, не имеющих права участвовать в выборах, вошли: лица, состоящие под надзором полиции; полицейские врачи; чиновники по особым поручениям при градоначальнике Санкт-Петербурга, офицеры Донского, Уральского и Оренбургского казачьих войск, станичные атаманы, военные чины руководящего состава казачьих войск[38].

Сохраняя многоступенчатость выборов, Положение 1907 г. изменило их организацию. Депутат Государственной Думы от каждой курии избирался на общем губернском собрании, состоящем из выборщиков, избранных в каждом уезде (по Положению от 6 августа 1905 г. крестьяне сами из своей среды выбирали депутата). Для каждой курии устанавливались определенные квоты: по одному выборщику от 2 тыс. избирателей землевладельческой курии; от 4 тыс. - городской курии; от 30 тыс. - крестьянской курии; от 90 тыс. - рабочей курии.

Еще одним нововведением являлось деление городской курии по имущественному критерию на разряды. В первый разряд выделены владельцы недвижимым имуществом, оцененным в губернских городах не менее 1000 руб., в остальных поселениях - не менее 300 руб., а также владельцы торговыми и промышленными предприятиями, не требующими промысловых свидетельств[39]. Другими словами, к первому разряду городских избирателей относилась крупная буржуазия. Во второй разряд городской курии вошли лица, владеющие недвижимым имуществом, оцененным от 300 до 1000 руб. в зависимости от города; лица, владеющие промысловыми свидетельствами; лица, уплачивающие налог на квартиру не менее года, лица, занимающие не менее года должности в государственных, земских, городских учреждениях или на железных дорогах[40]. Естественно, что избирателей второго разряда было гораздо больше, чем избирателей первого, но выборщиков избирателям второго разряда полагалось избирать меньше.

Для разных избирательных курий были установлены разные выборы: для городских избирателей - прямые, для землевладельцев, соответствующих имущественному цензу - двухступенчатые, для уездных землевладельцев, количество земли которых не соответствовало установленному цензу - трехступенчатые, для крестьян - четырехступенчатые. Положение 1907 г. для каждой курии устанавливало определенное количество избираемых депутатов. Землевладельцам обеспечивалось 233 места (56,8 %), крупной городской буржуазии - 72 места (17,6 %), мелкой городской буржуазии - 40 мест (9,8 %), крестьянам и казакам - 56 мест (13,7 %), рабочим - 6 мест (1,5 %)[41].

Главная суть нового избирательного закона заключалась в перераспределении представительства выборщиков от курий. В итоге один выборщик избирался: в землевладельческой курии - от 230 человек (ранее от 2 тыс.); в 1-м разряде городской курии - от 1 тыс.; во 2-м разряде городской курии - от 15 тыс. (ранее в единой городской курии 1 выборщик избирался от 7 тыс.); в крестьянской - от 60 тыс. (ранее на 30 тыс.); в рабочей курии - от 125 тыс. (ранее на 90 тыс.). Следовательно, реформирование избирательного законодательства существенно сужало электорат низших сословий и было направлено на то, чтобы в Государственной Думе преобладающее большинство имели социальные группы, лояльные императорской власти.

По новому закону вводилось изменение в порядок составления списков избирателей. Прежде в составленные списки изменения вносились только по жалобе лица, права которого нарушены. По положению 1907 г. изменения в списки могла вносить администрация «в порядке надзора». Таким образом, администрация имела возможность вычеркнуть из списка лиц, которые, по ее мнению, не имели право быть избирателями.

Кроме того, были установлены особенности выборов на ряде территорий империи с преимущественно нерусским составом населения. Манифест императора от 3 июня 1907 г., изменявший порядок избрания депутатов Г осударственной Думы, прямо указывал на такую причину этих изменений, как необходимость уменьшить представительство в Госдуме удельный вес представителей этнических меньшинств: «Созданная для укрепления государства Российского, Государственная Дума должна быть русской и по духу. Иные народности, входившие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских»[42]. Осуществленные в 1907 г. изменения избирательного законодательства позволяют констатировать наличие в нем этнического ценза.

При формировании Государственной Думы, законодательство

предусматривало учет национального фактора, определив особый порядок выборов депутатов от Финляндского княжества, выделив в особый избирательный округ население Люблинской и Седлецкой губерний, образовав особые округа для русского населения на Кавказе[43]. На территориях со смешанным населением министром внутренних дел могли быть созданы национальные курии. От европейской России в Думу было избрано 403 депутата, от азиатской России - 15, от Кавказа - 10, от Царства Польского - 14[44]. Из 14 депутатов два избирались в Варшаве, при этом один депутат избирался выборщиками от жителей русского происхождения. Аналогичный порядок был установлен для жителей Виленской и Ковенской губерний, в которых русское население отдельно от других избирателей выбирало от этих губерний по одному депутату Государственной Думы.

Положение о выборах 1907 г. включало нормы, закрепляющие порядок обжалования нарушений при проведении выборов и их результатов. Право на обжалование предоставлялось всем лицам, участвующим выборах. Отмена результатов выборов в случае нарушения порядка их проведения входила в полномочия Государственной Думы. Ее постановление, отменяющее выборы, распространялось как на отдельных депутатов, так и на всех депутатов от губернии. Если избрание отдельных депутатов признавалось неправильным, происходила их замена по большинству полученных голосов из числа лиц, относящихся к соответствующему разряду или собранию. В случае признания Государственной Думой недействительности выборов депутатского корпуса от губернии, то они отменялись постановлением Думы и проводились новые выборы.

Вышеперечисленные изменения, внесенные в избирательный закон от 3 июня 1907 г. по сравнению с двумя предыдущими законами (от 6 августа и 11 декабря 1905 г.), сказались на итогах выборов в Думу III созыва, которые состоялись в сентябре-октябре 1907 г. Дума получилась «послушной» и проработала полный срок. По этому же закону прошли выборы в Государственную думу IV созыва в сентябре-октябре 1912 г.

С. Е. Крыжановский, давая оценку значения Положения о выборах от 3 июня 1907 г. подчеркивал: «Новый закон ... открыл возможность ... создать народное представительство, достаточно уравновешенное и чуждое крайностей ... в сторону радикализма»[45]. Посредством Государственной Думы был создан постоянный представительный орган государственной власти. Население было наделено правами, которые оно не могло иметь при абсолютистском режиме[46].

По мере развития идеи народного представительства совершенствовались и условия, которые способствовали ее адекватной реализации. По мнению современников, к таким условиям относились заблаговременное объявление даты выборов, правильное деление территории государства на избирательные округа, необходимость их периодического перераспределения в зависимости от изменений количества населения на соответствующих территориях, обеспечение тайны голосования[47].

За время своего функционирования (1906-1917 гг.) Государственная Дума одобрила более 3,5 тыс. законопроектов, многие из которых, сыграли значимую роль в истории нашего государства: аграрная реформа, создание условий для развития промышленности, предпринимательства, финансовой и кредитной системы, налогообложения, улучшения правового и социального положения подданных Российской империи, развития просвещения и культуры и т. д.)[48].

Таким образом, в течение 1905-1907 гг. была создана законодательная база, регламентирующая проведение выборов в высший представительный орган российского государства. Избирательная система соответствовала месту и роли Г осударственной Думы в системе государственной власти. Изменение порядка ее формирования сводилось к некоторому совершенствованию при сохранении ранее установленных принципов: многоступенчатости выборов, совмещения куриально-цензового начала со всесословностью, территориального деления на избирательные округа[49].

Подводя итоги исследованию правовых основ формирования Г осударственной Думы периода империи, можно сформулировать ряд выводов.

Создание Государственной Думы открывает важный этап реформирования государственного строя российского государства. Политическая и экономическая обстановка способствовала значительным изменениям в подходах к формированию общегосударственного представительного органа.

Государственная Дума, как представительный орган государственной власти, была учреждена Манифестом, Учреждением Государственной Думы и Положением о выборах в Государственную Думу, подписанными Николаем II 6 августа 1905 г. Ее законосовещательные полномочия имели ограниченный характер.

Выборы проводились на куриальной, цензовой и многоступенчатой основе по правилам мажоритарной избирательной системы. Анализ законодательства, регламентирующего выборы Государственной Думы, позволил выявить следующие цензы: возрастной (избирательными правами наделялись лица, достигшие 25 лет); гендерный (право избирать и быть избранными имели только мужчин); оседлости (не имели избирательных прав «бродячие инородцы»); отношения к образовательному процессу (к выборам не допускались учащиеся); отношения к действительной военной службе (не наделялись избирательными правами лица, состоящие на военной службе); подданства; морально-этический (не допускались к участию в выборах лица, совершившие преступления, лишенные духовного сана, исключенные из сословных обществ и др.); имущественный[50].

Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. ни разу не применялось, поскольку всеобщая политическая стачка осенью 1905 г. привела к срыву выборов. 17 октября 1905 г. Николаем II был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который помимо декларирования гражданских свобод, предоставил Думе законодательные права и расширил круг избирателей. Конкретные изменения в порядок формирования нижней палаты российского парламента были внесены Высочайшим указом «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» от 11 декабря 1905 г., согласно которому была создана рабочая курия с трехступенчатыми выборами, а также значительно увеличилось число городских избирателей (более чем в 10 раз). Новая избирательная система, соединив куриально-цензовый принцип и всесословный, стала своеобразным компромиссом между обществом и самодержавной властью и создала возможность для широкого представительства всех социальных групп. Однако состав депутатского корпуса не оправдал надежд правительства, что послужило причиной роспуска I и II созывов Государственной Думы до окончания срока полномочий и изменения принципов формирования представительного органа.

Следующим этапом реформ стало принятие 3 июня 1907 г. нового Положения о выборах в Государственную Думу, значительно сократившего электорат низших сословий и направленного на то, чтобы в Думе преобладающее большинство имели социальные группы, лояльные императорской власти: крупные землевладельцы и городские собственники недвижимости. Анализ избирательных нормативных актов, действующих в России в начале XX в., показывает, что правительство, изменяя квоту представительства от различных социальных слоев в Государственной Думе, лишая или предоставляя избирательные права определенным категориям лиц, не изменяло основные принципы формирования представительного органа государственной власти.

 

[1] Кудрякова Д. В. Правовые основы деятельности избирательных комиссий в российском государстве в дореволюционный и советский периоды : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар.

2013. С. 41.

[2] РГВИА. Ф. 1327. Оп. 2. Д. 9. С. 17.

[3] Курдюк П. М., Истоминов Е. В. К вопросу о проведении первых выборов в Государственную думу в начале XX века и их значение в истории российского избирательного права // Юристъ-правоведъ. 2009. № 3. С. 79.

[4] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26656.

[5] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26661.

[6] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26662.

[7] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26656.

[8] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26662. П. 12.

[9] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26662. П. 16.

[10] Ильин А. В., Хохлов Е. Б. Первый закон о выборах в Государственную Думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа // Правоведение. 2006. № 1. С. 30.

[11] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26803.

[12] ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 26803.

[13] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 27029.

[14] 3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27424.

[15] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 27029. Ст. V. П. 2.

[16] Таганцев Н. С. Пережитое. Учреждение Государственной думы в 1905-1906 гг. Пг., 1919. С. 97.

[17] Верхогляд А. С. Особенности организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы (1906-1917 // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104 (10) [Электронный ресурс]. URL: http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/124.pdf.

[18]3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 27029. Ст. II.

[19] Кравец И. А. Правовой статус народных представителей в думский период российской истории (1906 - февраль 1917 г.) // Правоведение. 2001. № 1. С. 209.

[20] РГИА. Ф. 1327. Оп.2. Д. 11. Л.14.

[21] 3 ПСЗ. Т. XXV. 1 Отд. № 27029. Ст. XI. П. 2.

[22] 3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27424.

[23] 3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд.. № 27424. Ст. II. П. 9.

[24] Г осударственная Дума 3 созыв III сессия : справочник. Составлен Приставской частью Государственной Думы. Вып. 2. СПб., 1910. С. 242.

[25] Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. Ч. 1. СПб.

С. 30.

[26] 3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27424. П. 28.

[27] Казанцев Д. Российскому парламентаризму 105 лет! // Эж-Юрист. 2011. № 16. С. 37.

[28]3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27424. П. 31.

[29]3 ПСЗ. Т. XXVI.1 Отд. № 27424. П. 32.

[30]3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27424. П. 3.

[31] Собрание узаконений и распоряжений Правительства. СПб., 1912. № 188. Ст. 1625. П. 9, 10.

[32] 3 ПСЗ. Т. XXV. № 26721. П. 40.

[33] 3 ПСЗ. Т. XXVI. № 27506.

[34] Земцов Б. Н. Третьеиюньский переворот // История государства и права. 2011. № 14.

С. 8.

[35] 3 ПСЗ. Т. XXVII. № 29242.

[36]3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27805.

[37] Давыдович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. М., 1975. С. 302; Аврех А. Я. Царизм и IV Дума. 1912-1914. М., 1981. С. 6.

[38] 3 ПСЗ. Т. XXVII. 1 Отд. № 29242.П. 10.

[39] 3 ПСЗ. Т. XXVI. 1 Отд. № 27805. П. 33.

[40] 3 ПСЗ. Т. XXVII. 1 Отд. № 29242.

[41] Давыдович А. М. Самодержавие в эпоху империализма. М., 1975. С. 305.

[42] 3 ПСЗ. Т. XXVII. 1 Отд. № 29240.

[43] 3 ПСЗ. Т. XXVI. № 27318.

[44] Зорин В. Ю., Аманжолова В. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества. М., 1999. С. 110.

[45] Крыжановский С. Е. Заметки русского консерватора // Вопросы истории. 1997. № 2.

С. 107.

[46] Рейснер М. А. Избирательное право // Политический строй современных государств. Сборник статей. Т. 1.СП6., 1905. С. 87

[47] Мижуев И. Л. Народное представительство и законодательные собрания. СПб., 1906.

С.134.

[48] Шаклеин Н. И. Из истории российского парламентаризма Учреждение и Наказ Государственной Думы как нормативно-правовая основа деятельности российского парламента 1906 - 1917 гг. // История государства и права. 2008. № 19.

[49] Верхогляд А. С. Правовые основы формирования Государственной Думы в 19051917 гг. // European applied sciences. 2013. № 12. С. 167.

[50] Верхогляд А. С. Динамика правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Государственного совета (1906-1917 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1 (39). С. 33-34.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.05.2017)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%