Среда, 27.11.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовой статус лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, в советский и постсоветский периоды развития российского законодательства

Основной идеей Октябрьской революции 1917 г. было уничтожение буржуазнопомещичьего государственного аппарата и создание нового социалистического государства. В связи с этим декретом "О суде" № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднялись все судебные учреждения российского государства, а наряду с ними - присяжная и частная адвокатура[1].

Декретом были созданы советские суды, где в качестве защитников и обвинителей допускались все непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами[2], при этом если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то институты присяжной и частной адвокатуры упразднялись без какой-либо замены[3].

В ст. 3 Декрета "О суде" указывалось, что в роли обвинителей и защитников, допускаемых в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами[4]. Таким образом, и женщины и мужчины обладали равными правами и, наконец, женщины могли работать поверенными или защитниками.

Наряду с этим, в ст. 4 Декрета "О суде" было постановлено, для принятия и дальнейшего направления дел и производств, как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений[5].

Однако Декрет №1 не достиг поставленной цели уничтожения органов самоуправления корпорации присяжных поверенных[6].

По принятому позднее Декрету "О суде" № 2 от 7 марта 1918 г., "в коллегии правозаступников вступают лица, избираемые и оказываемые Советами Рабочих, Крестьянских и Казачьих депутатов"1.

Сравнительный анализ положений Декрета "О суде" №1 и Декрета "О суде" №2 позволяет сделать вывод о том, что Декрет о суде № 2 допускал к судебным разбирательствам только лиц, состоящие в коллегиях защитников. Лица, которые были избраны в коллегии находились на государственной службе и получали заработную плату, а значит, коллегии защитников являлись государственными структурами.

Инструкция "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний" от 19 декабря 1917 г., содержала норму о том, что Народный комиссариат юстиции образовал при революционных трибуналах коллегии правозаступников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками[7] [8].

Инструкция предусматривала, что судебное следствие в революционных трибуналах должно было происходить с участием обвинения и защиты. В качестве защитника обвиняемый мог пригласить любое лицо (не обязательно из коллегии правозаступников), пользующееся политическими правами. И только в том случае, если обвиняемый не мог сам пригласить себе защитника и просил об этом трибунал, последний обязан был предоставить ему защитника из коллегии правозаступников. Кроме того, согласно Инструкции, в судебном заседании революционного трибунала могли выступить из числа присутствующих в зале один обвинитель и один защитник.

Позже, в связи с принятием Декрета "О народном суде РСФСР" от 30.11.1918 г., коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями "защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе"[9]. В положениях Декрета указывалось, что коллегии защитников создаются "для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон".

Большинство присяжных поверенных и помощников присяжных поверенных, естественно, высказалось против декретов советской власти[10]. Представители адвокатуры призывали как сотрудников упраздненных судебных учреждений, так и своих коллег не подчиняться декретам Советской власти, тем самым, поставив себя, как обоснованно указывает М.П. Шаламов, в первые ряды контрреволюции[11].

В результате этого бывшие присяжные поверенные и их помощники стали неизменно фигурировать во всех списках "буржуев" и контрреволюционеров, которых посылали на работы, лишали жилища, душили контрибуциями[12], и в итоге многие из них были физически уничтожены, другие же - оказались заключены под стражу, а оставшиеся присяжным поверенным было запрещено заниматься профессиональной деятельностью. В период революционных преобразований в России численность адвокатов сократилось с 13 тысяч (в 1917 г.) до 650 человек (в 1921 г.)[13].

Вышеуказанные события позволили некоторым исследователям сделать вывод о том, что с 1917-1922 гг. адвокатура как институт отсутствовала[14], однако представляется, что этот вывод не в полной мере соответствует событиям, происходившим в рассматриваемый период: Действительно, адвокатура в лице присяжных поверенных и помощников присяжных поверенных была лишена официального статуса. Были распущены органы самоуправления - Общих собраний и Советов присяжных поверенных и помощников присяжных поверенных. Однако, это не остановило деятельность адвокатской корпорации.[15] Подобное положение вещей не устраивало новую власть[16], что предопределило судьбу "коллегий правозаступников" и их членов1.

Следует отметить, что в принятой в 1918 г. первой Конституции РСФСР полностью отсутствовали нормы, регламентирующие право человека на предоставление квалифицированной юридической помощи[17]. Это повлекло недостаточное внимание к закреплению данного права человека в иных, принятых на ее основании нормативноправовых актах.

В соответствии со ст. 47 "Положением о народном суде РСФСР" от 30 ноября 1918 г., участие защитника в уголовном процессе обязательным было тогда, когда дело рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, то есть по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, и в том случае, если по делу выступал обвинитель. Положение также устанавливало, кто, кроме членов коллегии защитников, вправе выступать в качестве защитников и представителей сторон в суде: родители, дети, братья и сестры, супруги тяжущихся, а также юрисконсульты советских учреждений по уполномочию их руководящих органов.

Следует, однако, заметить, что в последующем возможность участия защитника на стадии предварительного расследования уголовного дела была устранена: "Положение о революционных трибуналах" от 4 апреля 1919 года и "Положение о народном суде РСФСР" от 21 октября 1920 года совершенно исключали участие защитника на предварительном следствии[18].

Впоследствии 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к "Положению о народном суде РСФСР", которым коллегии правозащитников были упразднены и заменены на "коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе"[19].

В.В. Терещенко, рассмотревший в своих работах ряд вопросов деятельности адвокатуры в начальный период становления и укрепления советской власти

справедливо отмечает, что едва ли найдется другой общественный институт, который бы подвергался большим нападкам и который страдал бы более от непонимания его сущности, от сомнений в его целесообразности, чем адвокатура. Тем не менее, адвокаты сохранили корпоративную целостность, ведомственную автономию, некоторые традиционные особенности адвокатской практики и обеспечили себе гарантированное будущее в правовой системе"[20].

Таким образом, анализ содержания нормативно-правовой базы,

регламентировавшей вопросы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, показывает, что после ликвидации дореволюционной присяжной адвокатуры, вопросы законодательной регламентации правового положения лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, не возникали, и не были отражены в каких- либо нормативных актах.

Исследование предпосылок и основных направлений судебно-правовой реформы 1922-1923 гг. позволяет отметить, что на страницах газет и юридических журналов 1920-хх гг. проходили ожесточенные дискуссии о целесообразности существования адвокатуры[21].

В ряде изданий ставилась под сомнение необходимость наличия в советской судебной системе организации, которая за плату занимается как бы "обелением" преступников и состоит из лиц "непролетарского" происхождения[22]. Однако, как отмечает Е.А. Быковская, в большинстве научных работ рассматриваемого периода не подвергалась сомнению необходимость такого института как адвокатура для цивилизованного развития общества, указывалось на необходимость расширения юридической помощи и привлечения опыта организации дореволюционной адвокатуры[23]. Поэтому в ходе судебно-правовой реформы 1922 - 1923 гг.[24] направленной на утверждение "социалистической законности и правопорядка" и формирование новой модели организации советского правосудия, представители новой власти все же приняли решение о невозможности функционирования судебной системы без института адвокатуры[25].

Вследствие этого были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и принципы деятельности адвокатуры: Народный комиссариат юстиции издал "Положение о коллегии защитников" от 5 июля 1922 г.

Исходя из ст. 5 Положения о коллегии защитников от 5 июля 1922г. лица, желающие вступить в число членов коллегии, подавали заявления в президиум коллегии, представляя при заявлении краткое жизнеописание и необходимые документы. Президиум коллегии, принимал заявление, и в силу п. "б" ст. 2 Положения о коллегии защитников от 5 июля 1922г. заявитель подвергался испытанию, а Президиум коллегии направлял заявление в испытательную комиссию. Постановление Президиума

зачислении или отказе в приеме в число членов коллегии выносилось с указанием мотивов на основании представленных заявителем документов и в необходимых случаях удостоверения о выдержании испытания. Отказ в приеме в члены коллегии мог быть в течение месяца обжалован в губисполком, который по затребованию объяснения Президиума коллегии защитников и заключения совнарсуда в случае признания жалобы уважительной предлагал Президиуму коллегии защитников пересмотреть вопрос о зачислении данного лица. О каждом зачисленном претенденте в члены коллегии защитников Президиум коллегии сообщал в трехдневный срок в Президиум губисполкома и в Президиум совнарсуда. При этом, Президиум губисполкома в течение месячного срока со дня поступления к нему сообщения о зачислении того или иного лица в число членов коллегии мог отвести зачисленного и сообщить об этом в Президиум коллегии. Если в течение месячного срока такого отвода заявлено не было, то Президиум коллегии выдавал удостоверение о зачислении в члены коллегии (ст. 6-9). Наряду с этим, к Положению прилагалась "Программа испытаний для кандидатов в коллегии защитников, не имеющих двухлетнего практического стажа".

В то же время, применительно к вопросу о практической реализации норм Положения, необходимо согласиться с мнением А.В. Никифорова о том, что период деятельности Московской губернской коллегии защитников с 1922 по 1925 г. остаётся загадкой, так как архивных документов не сохранилось[26].

В то же время, несмотря на формальное отсутствие закрепления института стажировки и помощничества в этом положении, исследователи отмечают, что в коллегиях защитников велась активная работа со стажерами. Стажеры делились на "вузовцев" и "невузовцев". К "невузовцам" относились лица, не имеющие юридического образования. В связи с этим, для стажеров устанавливался обязательный срок стажировки - 3 года, 2 года из которых были посвящены изучению теории, 1 год практической работе в консультации. Президиум Московской областной коллегии в 1928 г. принял решение о сокращении для "вузовцев" срока стажировки до 2 лет, с обязательным усилением курса образовательной программы "обществоведением и ролью советского адвоката в системе советской общественности". Президиум Мосгубсуда дополнил и организовал отдел "Политика партии и суд" и выделил для него 36 учебных часов, по отделам "Уголовное право и процесс" и "Гражданское право и процесс" увеличил количество часов с 48 до 60 по каждому отделу. Также отмечается, что впоследствии, в начале 1930-х г. для стажёров были организованы Высшие курсы Советской защиты, а сами стажёры стали именоваться курсантами. Курсы и выплата стипендий производилась за счёт коллегии. В 1936 г. по предложению Президиума курсы перешли в ведение и на содержание Наркомюста СССР[27].

Тем не менее, анализ Положения о коллегии защитников от 5 июля 1922 г. дает основание для вывода о том, что официально института стажеров не существовало, при этом, фактически этот институт функционировал, а сами стажеры были приравнены к членам коллегии защитников и пользовались всеми правами, предоставленными защитникам, по положению о судоустройстве, и несли дисциплинарную ответственность наравне с членами коллегии защитников. В то же время, пополнение рядов адвокатов в большем объеме обеспечивалось за счет стажеров[28].

Впоследствии в изданные в связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик 29 октября 1924 г. "Основы судоустройства СССР и союзных республик" законодатель также посчитал необходимым включить специальные статьи о коллегиях защитников[29].

Вышеперечисленные правовые акты были направлены на создание профессиональной адвокатуры, основа их содержания была посвящена организационноправовым вопросам создания и функционирования органов управления адвокатурой и адвокатских образований, порядку приема в адвокатуру, закреплению обязанностей адвокатов в отношении коллегий, членами которых они являлись. Однако, несмотря на введение нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности, государством вводились дискриминационные условия жизнедеятельности представителей адвокатского сообщества[30].

19 ноября 1926 г. было принято Положение "О судоустройстве РСФСР".

В ст. 80 Положения указывалось, что коллегии защитников действует непосредственным надзором и руководством губернских судов. Число членов этих коллегий защитников не ограничивалось. При этом, деятельность коллегий защитников регулировалась особой инструкцией, утвержденной Народным Комиссариатом Юстиции.

Согласно ст. 81 Положения, членом коллегии защитников может быть всякий гражданин, пользующийся на основании Конституции РСФСР избирательными правами, если он имеет не менее двухлетнего стажа работы в органах советской юстиции на должностях не ниже следователя или выдержит соответствующее испытание в комиссии при губернском суде. При этом, лица, исключенные из общественных организаций за порочащие проступки и поведение, не могли быть принимаемыми в коллегию защитников в течение трех лет со дня исключения, если они до истечения этого срока не были реабилитированы, а осужденные за преступления - до полного погашения судимости.

На ряду с этим, в соответствии со ст. 82 Положения о судоустройстве РСФСР прием членов коллегии защитников производился президиумом коллегии с доведением об этом до сведения, через губернский суд, президиума губернского исполнительного комитета, которому предоставлялось право отвода принятых членов коллегии защитников в течение месячного срока со дня получения сообщения об этом приеме от президиума коллегии. Отказ в приеме мог быть обжалован в президиум губернского исполнительного комитета, решение которого по этому вопросу является окончательным. Также, губернскому исполнительному комитету принадлежало право отзыва членов коллегии защитников.

Исходя из ст. 83 Положения о судоустройстве РСФСР члены коллегии защитников не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. В виду исключения в коллегии допускались: 1) лица, занимающие государственные должности по выборам, 2) профессора и преподаватели юридических наук, 3) юрисконсульты государственных учреждений и государственных предприятий.

Представляется необходимым согласиться с мнением М.В. Ивановой, которая отметила, что организация коллективов защитников расширила самоуправление адвокатуры[31], однако при этом, хотя в ст. 86 Положения о судоустройстве РСФСР отмечалось, что прием новых членов в коллегию защитников возлагался на президиум коллегии защитников, порядок этого приема, как и институт лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, в тексте этого нормативно-правового акта своего отражения не нашел.

Необходимо отметить, что с 1934 г. по стране прокатилась волна политических репрессий, которые затронули и адвокатуру. При этом, как обоснованно замечает Е.А. Быковская кризис, переживаемый адвокатурой в годы "большого террора" 1930-х годов, массовые репрессии в отношении защитников отражения в научных работах того времени не находили[32].

Анализ принятого в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Положения "Об адвокатуре СССР" 1939 г.[33] дает основание для вывода о том, что основной задачей адвоката была не помощь конкретному человеку, а оказание содействия социалистическому правосудию[34].

Следует отметить, что уже в литературе того времени высказывались предложения о необходимости введения института помощника адвоката[35], а также установления месячного испытательного срока, после которого претендента следовало принимать в адвокатуру[36]. Эти предложения были частично реализованы в Положении "Об адвокатуре СССР" 1939 г.

Само Положение "Об адвокатуре СССР" 1939 г. представляло собой юридический акт, включавший четыре раздела (общие положения, прием и исключение членов коллегии адвокатов, о структуре коллегии адвокатов и дисциплинарной ответственности адвокатов)[37].

Согласно п. "д" ст. 5 и ст. 8 Положения "О народном комиссариате юстиции СССР", утвержденного 15 июня 1939г.[38], подготовка и переподготовка кадров для системы Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР и органов суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и арбитража, а также контроль за правильным применением Положения об адвокатуре возлагалось на Народный Комиссариат Юстиции Союза ССР.

Видимо в силу этого, Народный комиссар юстиции соответствующей союзной республики, согласно п. 5 Положения "Об адвокатуре СССР" 1939 г., получил право допускать любых лиц к занятию адвокатской деятельностью в порядке, определяемой

Инструкцией НКЮ СССР. При этом Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право исключения принятых в коллегию адвокатов. Таким образом, органы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом в адвокатуру[39].

В соответствии со ст. 6 "Положения об адвокатуре СССР" 1939 г., коллегии адвокатов комплектовались из лиц с высшим образованием. Лица, имевшие среднее образование могли быть приняты в адвокатуру лишь при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции органах юстиции не менее года. Допускался также прием в адвокатуру лиц, не получивших юридического образования, но проработавших не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов.

В коллегию адвокатов не принимались лица, лишенные избирательных прав, имеющие судимость и находящиеся под следствием или судом (ст. 8).

Соответствующая инструкция НКЮ СССР № 47 "О порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов" была утверждена 23 апреля 1940 года[40].

В п. 4 Инструкции было определено что целью прохождения стажировки является подготовка стажеров к самостоятельной адвокатской работе.

Согласно положениям, п.2 и 3 Инструкции, принятые в коллегию стажеры должны были проходить практику в юридических консультациях, куда они распределялись Президиумом коллегии адвокатов, в течение одного года, и в случае ее успешного прохождения Президиум мог перевести стажера в число членов коллегии адвокатов, в том числе и до истечения указанного срока.

Ответственность за надлежащее прохождение стажерами практики в п. 5 Инструкции возлагалась на заведующих юридическими консультациями, хотя при этом предусматривалось назначение руководителями стажировки иных, специально назначаемых лиц. Так, в п. 6 Инструкции было закреплено, что руководителями стажеров должны были назначаться опытные адвокаты, персонально выделяемые заведующими юридической консультации, причем было установлено требование об утверждении кандидатур руководителей стажировки Президиумом коллегии адвокатов.

Вместе с этим, конкретные требования к уровню образования, стажу адвокатской деятельности и иным качествам, которыми должен был обладать адвокат-руководитель стажировки, а также о количестве стажеров, которые прикреплялись к одному адвокату, в Инструкции формально не определялись.

В п. 10 Инструкции на заведующих юридическими консультациями возлагалась обязанность не реже двух раз в год представлять Президиуму коллегии адвокатов доклад о результатах прохождения стажировки и давать заключение о возможности перевода стажеров в адвокаты. При этом, согласно п. 13 Инструкции, стажеры, которые в течение 6 месяцев с момента начала стажировки определялись как непригодные к осуществлению адвокатской деятельности, решением Президиума коллегии адвокатов отчислялись из числа стажеров.

Президиумы коллегий адвокатов, в свою очередь, были обязаны представлять в Народный Комиссариат Юстиции соответствующей союзной республики ежегодный отчет о прохождении стажировки (п. 16).

В п. 7 Инструкции были достаточно подробно регламентированы обязанности руководителя стажировки: ознакомление стажера с методикой адвокатской работы, привлечение стажера к изучению судебных дел, составлению заявлений, жалоб, письменных возражений и объяснений, проектов договоров и других документов, привлечение стажера к участию в судебных заседаниях и его подготовка к самостоятельным выступлениям в суде. Соответственно этим же пунктом определялись и основные виды функционального назначения деятельности стажера. Следует отметить, что несмотря на определение широкого круга обязанностей руководителей стажировки, Инструкцией не предусматривалась выплата им вознаграждения.

Инструкцией также определялась обязанность стажера предоставлять заведующему юридической консультацией ежемесячные отчеты о своей работе (п.9), участвовать в проводимых Президиумом коллегий адвокатов ежеквартальных производственных совещаниях стажеров и адвокатов-кураторов (п.11), участвовать в проводимых занятиях, направленных на повышение идейно-политического, теоретического и культурного уровня стажеров (п.12).

В п. 14-15 Инструкции определялось, что стажеры имели право на получение заработной платы, которая выплачивалась Президиумом коллегии адвокатов в размере от 350 до 500 рублей в месяц, при этом, поступающая в юридические консультации оплата за работу, выполняемую стажерами, должна была перечисляться консультациями в специальный фонд Президиумов коллегий адвокатов.

Таким образом институт стажера адвоката впервые получил свое нормативное закрепление в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 16 августа 1939 г. № 1219 "Об утверждении Положения об адвокатуре СССР", а организационные аспекты деятельности стажера адвоката получили нормативное закрепление в Инструкции Народного комиссариата юстиции СССР от 23 апреля 1940 г. № 47 "О порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов".

Ввиду относительной краткости Инструкции от 2 апреля 1940 года, и обнаружившимися недостатками в практической деятельности по реализации ее положений, Народным комиссариатом юстиции были разработаны методические рекомендации, направленные 14 мая 1944 года председателям Президиумов коллегий адвокатов РСФСР и заведующим юридическими консультациями1.

В преамбуле Методических рекомендаций было подчеркнуто, что воспитание молодых кадров адвокатуры является одной из важнейших задач Президиумов коллегий адвокатов.

В первом разделе, носившим наименование "Порядок и методы работы со стажерами" было рекомендовано назначать адвокатов-руководителей стажировки из числа адвокатов, имеющих высшее или среднее юридическое образование, а также подчеркнуто, что к одному адвокату не может быть прикреплено более двух стажеров.

В рекомендациях содержалось указание на необходимость обеспечения разносторонней подготовки стажеров, в целях которой высказывалось пожелание о допуске к руководству стажером адвоката-универсала, либо двух адвокатов с различной специализацией: адвоката-цивилиста и адвоката-криминалиста.

При этом, в целях стимулирования адвокатов к руководству стажерами содержалась рекомендация об освобождении адвокатов-руководителей стажировки от иных общественных поручений, существующих в конкретной коллегии адвокатов.

В рекомендациях предписывалось разделять обучение стажера на два этапа На первом этапе предлагалось уделять внимание освоению стажером приемов и методов адвокатской работы путем личного наблюдения стажера за работой руководителя, собеседования, выполнения стажером учебно-практических заданий по ознакомлению с 'ГА РФ Ф Р9472. Оп 1. Д. 1179. Л.63-165.

делами, подбором законодательных материалов, составлению досье исковых заявлений, жалоб, планов, тезисов защитительных речей. На втором этапе предлагалось поручать стажерам самостоятельное выполнение адвокатской работы: консультирование, подготовку юридических документов, выступления в суде под контролем руководителя. Минимальная продолжительность первого этапа рекомендовалось устанавливать сроком не менее 6 месяцев.

Во втором разделе рекомендаций подробно рассматривалась работа адвокатов- руководителей стажировки с прикрепленными к ним стажерами по таким направлениям деятельности как консультационная работа, составление юридических документов и ведение судебных дел.

Третий и четвертый разделы рекомендаций были посвящены вопросам проведения семинаров стажеров и конференций стажеров.

Анализ содержательной стороны рекомендаций позволяет говорить об их последовательности, логичности, детальной проработанности, педагогической обоснованности и практической целесообразности.

1 июля 1950 года вышла Инструкция Министерства юстиции СССР "О работе со стажерами в коллегиях адвокатов"[41].

Согласно ее положениям, в стажеры могли быть приняты лица, окончившие высшие и средние юридические учебные заведения, при этом устанавливалось, что прием осуществлялся по направлениям (путевкам) Министерства юстиции СССР или Министерств юстиции союзных республик (п.1.1).

Инструкцией вводилось правило, согласно которому Министерствами юстиции союзных республик утверждался как список коллегий, в которые могли быть приняты стажеры, так и численность стажеров для каждой коллегии. При этом учитывалось наличие в соответствующих коллегиях высококвалифицированных адвокатов - руководителей стажировки, а также финансовые возможности коллегий (п. 1.2).

Инструкцией было впервые введено разграничение срока стажировки в зависимости от уровня полученного образования: для лиц с высшим образованием он устанавливался в размере шести месяцев, а для лиц со средним юридическим образованием - один год (п.1.3).

На Президиумы коллегий адвокатов было возложено общее руководство работой стажеров и контроль за качеством их подготовки (п.2.1), а повседневное руководство работы стажерами возлагалось на руководителей стажировки имеющих высшее юридическое образование, являющихся наиболее квалифицированными и опытными адвокатами, утверждаемыми Президиумом коллегии адвокатов и несущими перед ним ответственность за подготовку стажеров (п. 2.2).

Инструкцией предписывалось, что разработанный руководителем план прохождения стажировки должен был обсуждаться на производственном совещании юридической консультации, а затем утверждаться Президиумом коллегии адвокатов (п.2.3).

Заведующим юридическими консультациями предписывалось осуществлять контроль за выполнением плана стажировки и создавать для этого необходимые условия (п. 2.4).

В п. 2.5 и 2.6 Инструкции содержалось указание на увеличение периодичности срока отчетности стажеров и их руководителей перед юридической консультацией до одного раза в два месяца. Применительно к отчету перед Президиумом коллегии адвокатов срок отчетности остался тем же - два раза за весь период стажировки, однако если в коллегиях имелось свыше 10 стажеров, предусматривалась лишь одна процедура сдачи отчета.

В Инструкции впервые функциональное назначение деятельности стажеров было прямо определено путем перечисления перечня действий, которые должны были быть выполнены стажером на различных этапах стажировки (п.3). К этому перечню, по сравнению с предыдущей инструкцией, было добавлено самостоятельное выступление в суде по несложным делам (как минимум одно уголовное и одно гражданское дело), прохождение процедуры обсуждения двух выступлений по этим делам, прохождение процедуры рецензирования составленных стажером документов, ведение дневника стажировки. Обязанности по участию стажеров в конференциях были сохранены (п. 4).

Инструкцией 1950 г. несколько изменялся порядок начисления заработной платы стажеров. При сохранении того же объема фиксированной заработной платы, стажер был вправе претендовать на ее увеличение до максимального размера в сумме 500 рублей за счет средств, получаемых от самостоятельного ведения дел. Денежные средства превышающие эту сумму поступали в специальный фонд Президиумов коллегий адвокатов (п.5).

В Инструкции 1950 г. был усовершенствован порядок приема стажера в члены коллегии адвокатов: по окончании срока стажировки руководитель представлял заведующему письменное заключение о степени подготовленности стажера к самостоятельной работе. Затем вопрос о приеме стажера в члены коллегии обсуждался на производственном совещании на уровне юридической консультации, а заведующий принимал решение о возможности допуска стажера к самостоятельной адвокатской деятельности. После этого проводилось заседание специальной кадровой комиссии при Президиуме коллегии адвокатов, по результатам которого оформлялось письменное заключение, и лишь затем окончательное решение вопроса о принятии стажера в коллегию адвокатов, с учетом письменного мнения ранее проведенных по этому вопросу совещаний, решалось на заседании Президиума коллегии. На всех заседаниях стажер должен был присутствовать лично.

При этом, Президиум коллегии, в отличие от положения 1940 г., при рассмотрении вопроса о принятии стажера в состав коллегии не имел права без продления срока стажировки на три месяца решить вопрос об отказе приема стажера в коллегию.

Кроме того, Инструкцией 1950 г. устанавливалось, что окончательное решение об отчислении стажеров из коллегии принималось Министерством юстиции союзной республики (применительно к стажерам, имеющих среднее юридическое образование) или Министерством юстиции СССР (относительно стажеров, имеющих высшее образование) (п.6).

Следующий этап развития адвокатуры исследователи обычно связывают с изменением приоритетов во внутренней политике советского государства, произошедшей после 1953 г. в связи со сменой руководства СССР. После XX съезда

КПСС, взявшего курс на укрепление социалистической законности[42], в стране возросла и

2

роль адвокатуры[43].

Одним из основных итогов судебно-правовой реформы 1956-1964 гг. явилось то, что адвокаты получили возможность осуществлять защиту своих доверителей на всех основных стадиях процесса: на предварительном следствии, при предании суду, в судебном разбирательстве, кассационном производстве. В определенных случаях участие адвоката допускалось при пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений органов правосудия[44].

Позитивные изменения, произошедшие в уголовно-процессуальном законодательстве, повлекли и совершенствование законодательных актов в сфере адвокатуры. Так, в 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял "Положение об адвокатуре РСФСР".

Согласно ст. 9 Положения "Об адвокатуре РСФСР" от 25 июля 1962 г. членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, принимаются в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки устанавливался Министерством юстиции РСФСР.

В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли быть приняты лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.

11 апреля 1973 г. была утверждена новая Примерная инструкция о работе со стажерами в коллегиях адвокатов[45], которая учитывала изменения, произошедшие в нормативно-правовой регламентации адвокатской деятельности, но ее положения применительно к процедурным вопросам, не сильно отличались от ранее действовавшей Инструкции.

В новой Инструкции был отражен ранее сформулированный подход, согласно которому зачисление в число стажеров производилось на основании направлений

Министерства юстиции, однако круг лиц, принимаемых в число стажеров был расширен за счет лиц, освобожденных от государственного распределения и иных лиц, подавших заявления (п. 2).

Инструкцией устанавливалось что общее руководство работой стажеров и контроль за ними осуществлялся Президиумом коллегии, который образовывал для выполнения этой функции постоянно действующую комиссию из опытных адвокатов во главе с членом Президиума, а непосредственную работу со стажерами осуществлял руководитель, назначаемый Президиумом коллегии по представлению заведующего юридической консультацией из числа квалифицированных и опытных адвокатов. При этом Инструкцией было введено материальное стимулирование деятельности руководителей стажировки за счет средств коллегии адвокатов и в размере, определяемом общим собранием членов коллегии адвокатов (п.5).

Функциональное назначение деятельности стажера в Инструкции 1973 г. было оставлено таким же, как и раньше, за исключением того, что к нему было добавлено указание на изучение методики оказания правовой помощи предприятиям, учреждениям, колхозам и другим организациям (п.9-10). Также были предусмотрены новые обязанности в виде соблюдения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов, добросовестного выполнения поручений Президиума коллегии, заведующего юридической консультации и руководителя стажировки (п.11).

В Инструкции 1973 г. необходимость согласования отчисления стажера из коллегии адвокатов была установлена только в тех случаях, когда стажер был направлен Министерством юстиции (п.23).

Анализ положений инструкции также показывает, что произошел отказ от жесткой нормативной регламентации размера оплаты труда стажеров, и было установлено, что заработная плата стажерам выплачивается в размере, который специально определялся общим собранием коллегии адвокатов (п.3).

Необходимо отметить что исследователи обращали внимание на недостаточность установленного в положении шестимесячного срока прохождения стажировки, причем они объясняли это, в первую очередь, недостатками, существующими в структуре учебных программ высших учебных заведений. Так, И.Ю. Сухарев указывал, что в высших юридических учебных заведениях вопросом изучения организации и деятельности адвокатуры не уделялось должного внимания, в связи с этим, молодые специалисты начинают знакомиться с практикой работы адвокатов лишь при зачислении их в стажеры. Причем, в связи с острой потребностью в кадрах заведующие юридическими консультациями через один два месяца направляют их в процессы. Они начинают самостоятельно выступать по уголовным и гражданским делам, а к концу стажировки нередко выясняется, что молодые специалисты допускают грубые ошибки, и президиумы вынуждены продлевать срок прохождения стажировки[46]. В связи сложились предпосылки для принятия решения об увеличении срока стажировки.

Следующим значительным событием рассматриваемого периода явилось принятие в 1979 году Закона "Об адвокатуре в СССР", на основе которого в 1980 году было принято "Положение об адвокатуре РСФСР". Данные правовые акты юридически признавали статус адвоката и адвокатских образований в качестве негосударственных организаций, оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам[47].

Необходимо отметить и то обстоятельство, что согласно ст. 5 Закона "Об адвокатуре в СССР" 1979 г. лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Порядок приема в коллегию адвокатов определялся Положением об адвокатуре союзной республики и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение могло быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре союзной республики.

Наряду с Законом "Об адвокатуре СССР" 1979 г. в Положении "Об адвокатуре РСФСР" от 20 ноября 1980 г. было установлено что прием в члены коллегии и в состав стажеров, организация прохождения стажировки, распределение адвокатов по юридическим консультациям и решение вопросов их перевода из одной консультации в другую, а также отчисление и исключение из членов коллегии и из состава стажеров находилось в компетенции Президиума коллегии адвокатов (ст. 8).

В ст. 18 Положения, указывалось что контроль за качеством работы стажеров возлагался на заведующего юридической консультацией.

Необходимо отметить, что в ст. 3 Положения "Об адвокатуре РСФСР" было закреплено, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, а в ст. 32 были закреплены полномочия Министерства юстиции по отношению к адвокатуре, а одним из них являлось осуществление других полномочий, связанных с общим руководством адвокатурой, к которым, вероятно, и относилось разрешение вопросов, связанных с деятельностью стажеров адвокатов.

Однако с момента принятия Закона "Об адвокатуре СССР" 1979 г. и Положения "Об адвокатуре РСФСР" 1980 г., органы юстиции формально уже не могли оказывать влияние на решение вопроса о том, кого и по каким основаниям следует принимать в стажеры коллегии адвокатов или отчислять из их состава. Ими определялся лишь порядок организации и прохождения стажировки.

Требования к членам коллегии адвокатов, закрепленные в ст. 11 Положения "Об адвокатуре РСФСР" были аналогичными тем, что содержались в ст. 5 Закона "Об адвокатуре в СССР" 1979 г., вместе с этим, в Положении было закреплено одно дополнительное исключение относительно состояния членов коллегии адвокатов на службе в государственных и общественных организациях: к уже установленным в Законе лицам, занимающимся научной или педагогической деятельностью, было сделано добавление в виде лиц, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным.

Анализ ст. 23 и 24 Положения "Об адвокатуре РСФСР» показывает, что меры поощрения и взыскания в адвокатуре применялись как к адвокатам так и к стажерам.

Принятая 9 июня 1986 г. "Примерная инструкция о работе со стажерами в коллегиях адвокатов"[48] была призвана детализировать правовое регулирование статуса стажеров адвоката, но по содержанию она не включала в себя существенных отличий от ранее принятых инструкций, хотя в ней и были введены некоторые новшества. Так, например, в Инструкции 1986 г. цели стажировки, по сравнению с ранее действовавшими инструкциями, были определены более развернуто: приобретение теоретических и практических навыков для выполнения обязанностей адвоката, углубленное изучение специфики работы адвоката, ее научной организации, разносторонней деятельности президиумов коллегий, выявление качеств специалиста в целях его наиболее целесообразного и эффективного использования в коллегии адвокатов (п.1.2.).

В п. 2.4. Инструкции было введено правило, согласно которому в срок стажировки не засчитывалось длительное отсутствие стажера по причинам болезни, отпуска по беременности и родам, призывом на военные сборы и иным обстоятельствам. В то же время, этим пунктом инструкции предусматривалось важное с точки зрения социальной защиты стажера адвоката правило, согласно которому стажеры в отношении условий труда, стажа работы, рабочего времени, отпуска и пособию по социальному страхованию пользуются правами, установленными для членов коллегий адвокатов.

С начала действия Инструкции вводилась единая программа стажировки, содержащаяся в приложениях к ней (п. 4.1), которая должна была дополняться индивидуальными планами, разработанными непосредственно руководителями стажировки и утверждаемыми Президиумом коллегии адвокатов.

Процедура приобретения статуса адвоката после окончания стажировки существенных изменений не претерпела, за исключением того, что из запутанного порядка согласований было исключено производственное совещание юридической консультации, а на стажера возлагалась дополнительная обязанность по составлению письменного отчета (п. 6.1). В п. 6.10 Инструкции вводилась возможность обжалования отчисления стажера из коллегии адвокатов в судебном порядке. В п.7.1-7.5 Инструкции было уделено внимание правовому статусу Комиссии по работе со стажерами и молодыми специалистами, осуществляющими свою деятельность при Президиуме коллегии адвокатов. К полномочиям комиссии было отнесено изучение, согласование и контроль за исполнением индивидуальных планов стажировки, разработка тематики научно-практических конференций и предоставление заключений по подготовленным рефератам, регулярная проверка условий прохождения стажировки, рассмотрение отчетов стажеров, проверка работы наставников, оказание им практической помощи, подготовка заключения о возможности допуска стажера к самостоятельной работе.

Характеризуя систему подготовки стажеров в Московской областной коллегии адвокатов А.П. Галоганов отмечет: "она зиждилась на трех моментах: теоретическая подготовка, практическая и этическая. Занимались теорией и практикой. В областном суде брали конкретные дела и по ним разыгрывали судебные процессы, где выступали в качестве адвокатов. ... Через месяц мы направляли наших молодых специалистов в районы, где за ними закрепляли наставников, самых опытных адвокатов. И стажировка проходила на основе практического, конкретного жизненного материала. Где-то в середине стажировки проверяли, как она идет, окончательный итог подводили через семь месяцев. Проводили конференцию, и на ней каждый адвокат-стажер защищал свой реферат. Защита проходила в серьезной обстановке. Стажеры вынуждены были показать весь свой талант, выражавшийся во время стажировки в конкретных делах. Это была хорошая школа, и я могу с уверенностью сказать, что в ней выковывался, создавался Золотой фонд коллегий адвокатов."[49].

Необходимо отметить, что в связи с развитием адвокатуры, появлением у значительного числа адвокатов большого массива дел, у адвокатов постепенно возникла потребность в использовании наемного труда лиц, которые могли бы выполнять технические функции: отправка корреспонденции, стенографирование судебных заседаний, набор написанного текста на печатной машинке и.т.п., однако действующее законодательство такой возможности не предоставляло. В связи с этим в литературе начали появляться предложения о необходимости рассмотрения вопроса о введении в практику института помощников адвокатов[50]. Эти предложения во многом послужили основой для последующего появления и нормативного закрепления в российском законодательстве института помощника адвоката, однако произошло это значительно позже - после принятия ФЗ "Об адвокатской деятельности..." в 2002 г.

Таким образом, после ликвидации дореволюционной присяжной адвокатуры, вопросы законодательной регламентации правового положения лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, первоначально не возникали, и не были отражены в каких-либо нормативных актах.

В Положении "О коллегии защитников" от 5 июля 1922 г. институт стажировки не предусматривался, но ввиду необходимости формирования кадрового состава адвокатуры данный институт фактически существовал на ненормативной основе, при этом фактически стажеры были приравнены к членам коллегии защитников и пользовались всеми правами, предоставленными защитникам, по положению о судоустройстве, и несли дисциплинарную ответственность наравне с членами коллегии защитников.

Институт стажера адвоката впервые получил свое нормативное закрепление в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 16 августа 1939 г. № 1219 "Об утверждении Положения об адвокатуре СССР", а организационные аспекты деятельности стажера адвоката получили нормативное закрепление в Инструкции Народного комиссариата юстиции СССР от 23 апреля 1940 г. № 47 "О порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов".

Изначально вопросы прикрепления в качестве стажеров получили поверхностную правовую регламентацию (Инструкция 1940 г.), однако в последующем было введено направление на стажировку через Министерство юстиции (Инструкция 1950 г.), что существенно сократило возможности приема в адвокатуру всех желающих лиц. С принятием Инструкции 1973 г. спектр лиц, принимаемых в число стажеров был расширен за счет лиц, освобожденных от государственного распределения и иных лиц, подавших заявления (п. 2.1). Данное правило было сохранено и в Инструкции 1986 г.

Целью прохождения стажировки определялась подготовка стажеров к самостоятельной адвокатской работе (Инструкция 1940 г.). В Инструкции 1950 г. определена аналогичная по смыслу цель, но речь уже велась не об адвокатской работе, а о самостоятельной адвокатской деятельности. Эта формулировка по своему смысловому содержанию в большей степени соответствовала особенностям предназначения адвокатуры. В Инструкции 1973 г. цель стажировки определялась аналогичным образом. В Инструкции 1986 г. цели стажировки были определены более развернуто: приобретение теоретических и практических навыков для выполнения обязанностей адвоката, углубленное изучение специфики работы адвоката, ее научной организации, разносторонней деятельности президиумов коллегий, выявление качеств специалиста в целях его наиболее целесообразного и эффективного использования в коллегии адвокатов.

Первоначально единственным юридически закрепленным требованием к стажерам было наличие юридического образования (Инструкция 1940 г.), а также отсутствие лишения избирательных прав, судимости и не нахождение кандидатов в стажеры на государственной службе или под следствием, или судом (Положение об адвокатуре 1939 г.). В последующем требования к уровню образования стажеров были увеличены до необходимости наличия высшего юридического образования (Положение об адвокатуре 1962 г., Инструкция 1973 г., Положение об адвокатуре 1980 г., Инструкция 1986 г.).

Срок стажировки первоначально устанавливался длительностью до одного года, с возможностью его сокращения в случае успешного прохождения стажировки (Инструкция 1940 г.), а затем получил более детальную правовую регламентацию в зависимости от уровня образования стажера: шесть месяцев (высшее юридическое образование) или один год (среднее юридическое образование). При этом, Министерству юстиции союзной республики предоставлялось право, по ходатайству Президиума коллегии адвокатов, сокращать срок стажировки. (Инструкция 1950 г.). Затем срок стажировки был установлен менее конкретно: не менее шести месяцев (Положение об адвокатуре 1962 г.), но к завершению настоящего периода он стал относительно определенным от шести месяцев до одного года (Положение об адвокатуре 1980 г., Инструкция 1986 г.), при этом, для достижения целей стажировки было введено правило, согласно которому в срок стажировки не засчитывалось длительное отсутствие стажера по причинам болезни, отпуска по беременности и родам, призывом на военные сборы и иным обстоятельствам (Инструкция 1986 г.). Единая типовая программа стажировки, была введена лишь с принятием Инструкции 1986 г., в которой предусматривалось, что она должна была дополняться индивидуальными планами, разработанными непосредственно руководителями стажировки и утверждаемыми Президиумом коллегии адвокатов. До этого определение программы стажировки нормативно не регламентировалось, а ее составление производилось индивидуально для каждого стажера.

Функциональное назначение деятельности стажеров изначально в большей их части было определено опосредованно, через перечисление круга обязанностей руководителя стажировки. Прямые указания содержались лишь относительно необходимости предоставления отчетов, участия в производственных совещаниях и конференциях, а также иных мероприятиях, проводимых Президиумом коллегий адвокатов (Инструкция 1940 г.). В Инструкции 1950 г. функциональное назначение деятельности стажеров уже было определено методологически верно, поскольку в ней перечислялся перечень действий, которые должны были быть выполнены стажером на различных этапах стажировки, причем этот перечень был расширен. Основным нововведением явились предоставление стажеру права самостоятельного ведения дел и обязанности прохождения процедуры обсуждения его выступлений по делам и рецензирования его документов, а также ведения дневника стажировки. Инструкцией 1973 г. осуществлено введение указания на необходимость изучения стажером методики оказания правовой помощи предприятиям, учреждениям, колхозам и другим организациям, а также обязанность соблюдения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов, добросовестного выполнения поручений Президиума коллегии, заведующего юридической консультации и руководителя стажировки. Данный круг прав и обязанностей сохранен и в Инструкции 1986 г..

Совершенствовались и подходы к определению порядка начисления заработной платы стажеров. Изначально было установлено, что заработная плата стажеров составляет от 350 до 500 рублей в месяц, при этом, поступающая в юридические консультации оплата за работу, выполняемую стажерами, должна была перечисляться консультациями в специальный фонд Президиумов коллегий адвокатов (Инструкция 1940 г.). В Инструкции 1950 г. при сохранении того же объема фиксированной заработной платы, стажер был вправе претендовать на ее увеличение до максимального размера в сумме 500 рублей за счет средств, получаемых от самостоятельного ведения дел. Денежные средства превышающие эту сумму поступали в специальный фонд Президиумов коллегий адвокатов. Впоследствии произошел отказ от жесткой нормативной регламентации размера оплаты труда стажеров, и было установлено, что заработная плата стажерам выплачивается в размере, который специально определялся общим собранием коллегии адвокатов (Инструкция 1973 г., Инструкция 1986 г.).

В Инструкции 1986 г. предусматривалось важное с точки зрения социальной защиты стажера адвоката правило, согласно которому стажеры в отношении условий труда, стажа работы, рабочего времени, отпуска и пособию по социальному страхованию пользуются правами, установленными для членов коллегий адвокатов.

Совершенствовался и порядок рассмотрения вопросов о принятии лиц, прошедших стажировку в члены коллегии адвокатов. По Инструкции 1940 г. существовала двухступенчатая система зачисления стажеров в состав коллегий

адвокатов: заключение заведующего юридической консультацией - решение Президиума коллегии адвокатов. В Инструкции 1950 г. эта система была усложнена и фактически введена пятиступенчатая система зачисления стажеров в состав коллегий адвокатов: заключение руководителя стажировки- решение производственного совещания юридической консультации - решение заведующего консультацией- решение кадровой комиссии при Президиуме коллегии адвокатов - решение Президиума коллегии. В итоге, согласно Инструкции 1986 года из данной системы было исключено решение производственного совещания юридической консультации, а также было произведено нормативное закрепление статуса и полномочий комиссии по стажерам, действующей при Президиуме коллегии адвокатов.

Порядок отчисления стажеров из коллегий адвокатов также постепенно совершенствовался в целях усиления защиты прав стажеров и сохранения кадров в рядах адвокатуры. Если по Инструкции 1940 г. Президиум коллегии адвокатов фактически был вправе по истечению 6 месяцев стажировки отчислить стажера, то по Инструкции 1950 г. было предписано представлять дополнительный трехмесячный срок стажировки, а окончательное решение об отчислении стажеров из коллегии принималось Министерством юстиции союзной республики (применительно к стажерам, имеющих среднее юридическое образование) или Министерством юстиции СССР (относительно стажеров, имеющих высшее образование). В Инструкции 1973 г. необходимость согласования отчисления была установлена только в тех случаях, когда стажер был направлен Министерством юстиции. В Инструкции 1986 года была введена возможность обжалования отчисления стажера из коллегии адвокатов в судебном порядке.

Первоначально ответственность за надлежащее прохождение стажировки возлагалась на заведующих юридическими консультациями (Инструкция 1940 г.), а затем она вполне обосновано была возложена на лиц, непосредственно руководивших стажировкой, а заведующим предписывалось осуществлять контроль за выполнением плана стажировки и создавать для этого необходимые условия (Инструкция 1950 г., Инструкция 1973 г., Инструкция 1986 г.). Инструкцией 1950 г., по сравнению с Инструкцией 1940 г. сокращалось количество отчетов стажеров перед юридической консультацией (с ежемесячного до одного раза в два месяца) и коллегией адвокатов (с двух раз до одного раза при наличии в коллегии более десяти стажеров). В Инструкции 1986 года была введена обязанность стажера готовить письменный отчет о результатах стажировки. С течением времени увеличивались и требования к руководителям стажировки: первоначально к ним предъявлялось лишь требование наличия опыта работы (Инструкция 1940 г.). Затем были введены требования к уровню их образования, которые со временем повышались: по Рекомендациям 1944 г. требовалось высшее или среднее образование, по Инструкции 1950 г. - высшее образование. Какое-либо стимулирование деятельности руководителей стажировки первоначально не предусматривалось (Инструкция 1940 г.). Затем было введено нематериальное стимулирование в виде освобождения адвокатов-руководителей стажировки от иных общественных поручений, существующих в конкретной коллегии адвокатов (Рекомендации 1944 г.), а в более поздний период было введено материальное стимулирование деятельности руководителей стажировки за счет средств коллегии адвокатов (Инструкция 1973 г.), которое было сохранено до конца рассматриваемого периода (Инструкция 1986 г.).

Нормативная регламентация правового статуса стажера адвоката, установленная Положением об адвокатуре 1980 г. и Инструкцией 1986 года и правовой вакуум относительно статуса помощника адвоката, просуществовали вплоть до принятия в 2002 году Федерального закона "Об адвокатской деятельности...".

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.05.2017)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%