Анализ положений ФЗ "Об адвокатской деятельности..." позволяет утверждать, что в его нормах содержится крайне поверхностная правовая регламентация организационных проблем и вопросов осуществления контроля за деятельностью стажера адвоката.
Процедурная сторона вопроса о непосредственном зачислении лица в состав стажеров в большинстве адвокатских палат регламентируется следующим образом. Для зачисления в состав стажеров в адвокатское образование стажером представляются личное заявление претендента, заявление адвоката-куратора (ходатайство адвокатского подразделения), письмо с согласием на зачисление претендента в состав стажеров от адвокатского подразделения, в котором работает адвокат-куратор, анкета, автобиография, характеристика претендента с места учебы (предшествующей работы), документ об образовании.
При этом, рядом адвокатских палат предусматриваются особенности сбора документов. Так, например, в п. 3.2 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки Адвокатской палаты Вологодской Области, руководитель адвокатского образования вправе запросить из информационного центра УВД области сведения о судимостях претендента на получение статуса стажера адвоката. Заявление о зачислении в состав стажеров рассматривается на заседании президиума коллегии или иного высшего органа управления адвокатского образования, как правило, в присутствии претендента и адвоката-куратора, при этом выясняется общий уровень подготовки претендента, причины, побудившие его подать заявление о зачислении стажером. По результатам рассмотрения заявления высшим органом управления принимается постановление о зачислении в состав стажеров либо об отказе в удовлетворении заявления. После этого руководящий орган адвокатского образования принимает решение о зачислении в состав стажеров либо об отказе, в удовлетворении заявления, а также заключает трудовой договор со стажером. Аналогичный порядок зачисления в состав стажеров адвокатской палаты Хабаровского края, Калининградской Области, Мурманской Области, Новгородской Области, Оренбургской Области, Тульской Области, Брянской Области, Вологодской Области, Ханты-Мансийского автономного округа.
Анализ положений ФЗ "Об адвокатской деятельности..." позволяет утверждать, что в его нормах содержится крайне поверхностная правовая регламентация вопросов осуществления контроля за деятельностью стажеров адвокатов, как со стороны адвоката-куратора, так и со стороны органов адвокатского образования, в котором состоит стажер и органов адвокатского самоуправления. Не получили своего отражения в законе и вопросы осуществления учета стажеров адвоката. В то же время представляется, что наличие действенных механизмов контроля за деятельностью стажеров адвоката позволяет позитивно влиять на формирование из стажера полноценного специалиста, способного самостоятельно осуществлять адвокатскую деятельность. В примерном положении о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки, разработанном ФПА РФ, прямо не установлено, кем и каким образом осуществляется контроль за прохождением стажировки, хотя очевидно, что контроль за прохождением стажировки на практике осуществляется как адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями, так и адвокатами - кураторами. В то же время, этот пробел, причем по различным направлениям учета и контроля, во многом восполняется актами отдельных адвокатских палат.
Ряд адвокатских палат, в целях осуществления надлежащего учета стажеров адвокатов, по-видимому взяв за основу положения ст. 14 ФЗ "Об адвокатской деятельности...", разработал положения о реестре стажеров адвокатов и порядке их ведения. Так, в Адвокатской палате Ростовской области, реестр стажеров адвокатов ведется на бумажных и электронных носителях по форме, утвержденной решением Совета палаты. Основанием для внесения в реестр сведений о стажере адвоката в связи с приемом его на работу является уведомление руководителя адвокатского образования либо адвоката, учредившего адвокатский кабинет, которое должно содержать информацию о фамилии, имени, отчестве стажера, паспортных данных стажера, фамилии, имени, отчестве адвоката-куратора, дате приема стажера на работу. При внесении в реестр сведений о стажере адвоката в связи с его приемом на работу, ему присваивается порядковый номер, при этом осуществляется сквозная нумерация без деления по годам. В случае внесения в реестр сведений о расторжении трудового договора со стажером его порядковый номер не может быть присвоен другому лицу. Основанием для внесения в реестр сведений об увольнении стажера адвоката является уведомление руководителя адвокатского образования (адвоката, учредившего адвокатский кабинет) о расторжении трудового договора со стажером с указанием даты увольнения. К уведомлению прилагается копия приказа об увольнении. В положении также предусмотрено, что уведомление о приеме на работу стажера адвоката, а также уведомление о его увольнении направляются в Адвокатскую палату в течение 3-х дней с даты заключения или расторжения трудового договора. Сведения о стажере в связи с его приемом на работу либо увольнением вносятся в реестр в день поступления уведомления. О внесении сведений в реестр стажеров Палата в трехдневный срок уведомляет адвокатское образование с указанием порядкового номера стажера в реестре. Порядковый номер стажера адвоката указывается на личном деле, которое формируется в адвокатском образовании по месту работы стажера, и в удостоверении стажера. Из положения также следует, что ответственность за своевременность и полноту представления в сведений о стажерах адвокатов несут руководители адвокатских образований, а также адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.
Похожие положения, относительно ведения реестра стажеров адвокатов, действуют в адвокатской палате Красноярского края, Новгородской области, Рязанской области, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Вологодской области, Липецкой области, Новосибирской области.
В адвокатских палатах Калининградской области, Нижегородской области, Мурманской области, Оренбургской области, Республики Башкортостан, Республики Крым, Санкт - Петербурга, Чеченской Республики, Нижегородской области, Хабаровского края, Калининградской области, Тульской области, Амурской области, Брянской области, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа внесение сведений о стажере адвоката в реестр не предусмотрено. Однако при этом, например, в Адвокатской палате Республики Башкортостан установлено правило, согласно которому адвокатское образование в срок не позднее 10 дней с момента зачисления лица в число стажеров адвоката, направляет в адвокатскую палату копию решения о приеме стажера и копию трудового договора (контракта). Ежегодно, не позднее 1 февраля адвокатское образование должно направлять в адвокатскую палату реестр стажеров адвоката с указанием всех внесенных изменений. В ряде актов адвокатских палат (Хабаровского края, Тульской Области, Ханты- Мансийского автономного округа, Чеченской Республики, Чувашской Республики) предусмотрена регистрация трудового договора со стажером адвоката в адвокатских палатах.
Следует отметить, что 71% от общего числа опрошенных нами адвокатов, стажеров адвокатов и помощников адвокатов заявили, что необходимо составление в адвокатских палатах субъектов федерации реестра стажеров адвокатов.
Отметим, что правил о ведении реестра стажеров адвокатов Примерное положение о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки ФПА РФ, к сожалению, не содержит, в силу чего не в полной мере ясной остается позиция ФПА РФ по вопросу о необходимости ведения такого реестра. В то же время, представляется, что значимость ведения реестра стажеров адвокатов для адвокатского сообщества обусловлена тем, что данные о персональном составе и точном числе стажеров адвоката и основных сведений о них могут быть использованы, как минимум, для статистической отчетности; прогнозирования развития адвокатуры и ее кадрового потенциала на территории субъекта федерации; прогнозирования загруженности квалификационной комиссии адвокатской палаты в те или иные периоды времени; быстрого нахождения информации о стажерах для оперативной связи с ними; планирования и проведения занятий и иных мероприятий со стажерами адвокатов или их отдельными группами; привлечения стажеров к мероприятиям, которые проводятся адвокатскими палатами; осуществления персонального контроля за стажерами и адвокатами-кураторами; возможности быстрого и точного определения сведений о том, обладает ли конкретное лицо статусом стажера адвоката; осуществления защиты прав стажера адвоката. В связи с этим представляется, что ввиду высокой значимости ведения реестра стажеров адвокатов, необходимо обозначить в положениях ФЗ "Об адвокатской деятельности..." указание об обязанности органов адвокатского самоуправления осуществлять ведение реестра стажеров адвокатов.
В актах ряда адвокатских палат специально устанавливаются отдельные нормы, предусматривающие кто и каким образом, осуществляет непосредственный контроль за деятельностью стажера и прохождением им стажировки. Так, например, согласно п. 7 Положения о порядке организации и прохождения стажировки в палате адвокатов Нижегородской области, контроль за прохождением стажировки осуществляет руководитель того адвокатского образования, с которым у стажера заключен трудовой договор. Руководитель адвокатского образования, обеспечивая прохождение стажировки, контролирует: наличие индивидуальных планов стажировки; ведение стажером дневника с отражением в нем заданий руководителя стажировки или руководителя адвокатским образованием, и выполнение их стажером; изучение стажером законодательства и судебной практики по конкретным делам; своевременный и полный отчет стажеров о прохождении стажировки на производственных совещаниях;
своевременную подготовку рефератов для последующей их защиты на заседании руководящего органа адвокатского образования; участие стажера в занятиях по профессиональной подготовке; выполнение в период стажировки всей программы обучения; рецензирование качества составления стажером правовых документов, представительства в судах общей юрисдикции.
Руководители адвокатских образований Адвокатской палаты Рязанской области организуют стажировку молодых специалистов, утверждают планы стажировки и осуществляют контроль за ходом их выполнения, обеспечивают необходимые условия для выполнения планов стажировки. В адвокатских палатах Амурской области, Ростовской области, Калининградской области, Чувашской Республики общий контроль за прохождением стажировки, в определенных пределах, также возлагается на руководителей адвокатских образований.
Применительно к вопросу о требованиях, предъявляемых к адвокату- руководителю стажировки, следует отметить, что в п.1 ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности..." обозначается, что подготовку стажеров может осуществлять лишь адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет. Иных требований, предъявляемых к адвокату-куратору, законодательство не содержит. Аналогичный подход прослеживается и в Примерном положении о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки, принятом ФПА РФ, согласно которому руководителем стажировки может быть адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет. В большинстве адвокатских палат для адвоката-руководителя стажировки установлены аналогичные требования. К ним относятся адвокатские палаты Нижегородской Области, Ростовской Области, Хабаровского края, Красноярского края, Калининградской Области, Московской Области, Мурманской Области, Новгородской Области, Оренбургской Области, Тульской Области, Рязанской Области, Санкт - Петербурга, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Амурской Области, Брянской Области, Вологодской Области, Липецкой Области, Новосибирской области, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа.
Тем не менее, в ходе исследования были выявлены адвокатские палаты, устанавливающие для адвокатов-руководителей стажировки требования, прямо не предусмотренные положениями Федерального закона. Так, в адвокатской палате Республики Башкортостан действует правило, согласно которому руководителем стажировки может быть адвокат, имеющий именно непрерывный стаж адвокатской деятельности более 5 лет. В адвокатских палатах Республики Крым, Удмуртской Республики, Чеченской Республики, Республики Марий Эл, руководителем стажировки может быть адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, соблюдающий правила адвокатской профессии и не имеющий дисциплинарных взысканий. В адвокатской палате Амурской Области адвокатом-куратором может быть адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, обладающей высокой квалификацией, организаторскими способностями и безупречными морально-этическими качествами.
Представляется необходимым, позитивно оценить опыт ряда приведенных выше адвокатских палат, поскольку в актах этих палат содержатся обоснованные, хотя и не соответствующие положениям ФЗ "Об адвокатской деятельности..." требования к адвокатам-руководителям стажировки. Действительно, вряд ли адвокат - куратор, имеющий дисциплинарные взыскания станет позитивным примером для стажера адвоката. Также следует указать, что 78 % опрошенных нами адвокатов, стажеров адвокатов, помощников адвокатов заявили, что необходимо более детально сформулировать требования к адвокатам-руководителям стажировки в ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности...", а 73 % опрошенных указали на необходимость детальной регламентации их обязанностей.
В то же время вряд ли следует позитивно оценить нормы соответствующего акта адвокатской палаты Амурской области, ввиду того, что он содержит не в полной мере конкретные формулировки, позволяющие, при наличии необходимости, запретить любому адвокату осуществлять функции руководителя стажировки. Такой же оценки, на наш взгляд, заслуживает соответствующее требование адвокатской палаты Республики Башкортостан, ввиду того, что не в полной мере ясно, что именно понимать под непрерывным стажем адвокатской деятельности. Кроме того, не ясно, почему прерывание стажа адвокатской деятельности адвоката-руководителя стажировки, по мнению разработчиков соответствующей нормы, способно негативно повлиять на осуществление подготовки стажера к самостоятельной адвокатской деятельности. Представляется, что эти требования, не соответствующие законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре, предъявляемые к адвокатам-руководителям стажировки, содержащиеся, в частности, в актах адвокатских палат Амурской Области и Республики Башкортостан, не подлежат применению в практической деятельности.
Назначение конкретного адвоката-куратора, как правило, предварительно согласовывается между исполнительным руководителем адвокатского образования, самим куратором и лицом, претендующим на включение в число стажеров, а затем - утверждается высшим исполнительным органом адвокатского образования. В то же время в положении, разработанном ФПА РФ, обязанности адвоката-руководителя стажировки не определены, что, вероятно, сказывается и на том, что эти обязанности определены далеко не во всех адвокатских палатах. Так, например, они не определены в актах адвокатских палат Брянской области, Липецкой Области, Ханты-Мансийского автономного округа. В адвокатских палатах Республики Крым, Вологодской Области, обязанности адвоката-куратора определены лишь в общем виде: они обязаны обеспечить стажера адвоката необходимыми условиями для работы, проводить работу по повышению его профессионального мастерства, постоянно контролировать его деятельность.
Ряд адвокатских палат все же определили в своих актах широкий круг обязанностей адвоката-руководителя стажировки. Так, например, адвокаты- руководители стажировки в адвокатской палате Рязанской Области: разрабатывают с участием стажеров индивидуальные планы стажировки и по согласованию их с руководителем адвокатского образования или с соответствующим членом Совета Адвокатской палаты Рязанской области представляют президенту АП РО - председателю Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Рязанской области; оказывают стажерам помощь в овладении профессиональными практическими навыками работы; контролируют выполнение молодыми специалистами индивидуальных планов стажировки; утверждают отчет стажера, составляют характеристику и направляют ходатайство президенту АП РО - председателю Квалификационной комиссии при Адвокатской палате Рязанской области по истечении срока стажировки о допуске к сдаче квалификационного экзамена.
Аналогичные обязанности по обеспечению работы стажера установлены в палатах адвокатов Чеченской Республики и Республики Марий Эл. Также в обязанности адвоката -куратора в Чеченской Республике не входит обязанность по составлению на основе Типовой программы стажировки индивидуальной программы стажировки (п. 3.3 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки АП Чеченской Республики, п. 3.1 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки
АП Республики Марий Эл). Похожий круг обязанностей адвоката-руководителя стажировки установлен актами адвокатских палат Амурской Области, Чувашской Республики и г. Санкт-Петербурга, хотя в последних установлен еще ряд обязанностей, которые призваны развивать институт стажировки в адвокатуре и теоретическое обучение стажера адвоката: обязанность представлять в Совет Адвокатской палаты предложения о дальнейшем совершенствовании программы стажировки стажеров адвоката (п. 3.2 Положения о стажере адвоката адвокатской палаты Чувашской Республики) и обязанность обеспечить посещение стажером занятий, проводимых Адвокатской палатой Санкт- Петербурга и адвокатским образованием (п. 3.2 Положения о порядке прохождения стажировки АП Санкт-Петербурга).
Следует отметить, что ряд адвокатских палат установили в положениях о стажировке правила, согласно которым за нарушения требований положений, руководитель адвокатского образования и (или) адвокат - куратор могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке (п.
1-11.4 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки АП Республики Крым, п. 11.1 - 11.4 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки АП Вологодской Области).
Следует отметить, что многие адвокаты - кураторы, при наличии адвокатского стажа не менее 5 лет, не возражают, против того, чтобы к ним для обучения был прикреплен стажер адвоката, или даже несколько стажеров адвоката, однако, никто не вправе заставить адвоката взять на обучение стажера адвоката. При этом, результаты наблюдения и анкетирования показывают, что некоторые адвокаты - кураторы, не совсем понимают, что им делать со стажером адвоката, как ему помочь пройти полноценную стажировку. Иными словами, ввиду отсутствия нормативного закрепления, адвокаты - кураторы не знают своих обязанностей, что в свою очередь, отрицательно влияет как на подготовку конкретных стажеров адвоката, так и, в конечном итоге, на развитие всего адвокатского сообщества. Учитывая, что адвокатскими палатами не предусмотрены единообразные обязанности адвоката - куратора, полагаем, что их необходимо внести в ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности...".
Анализ правовых актов адвокатской палаты Республики Татарстан показывает, что применительно к вопросу контроля за деятельностью стажера адвоката высока роль
исполнительного органа адвокатского образования. Так, в пп. 18,19 Примерного положения о прохождении стажировки лицами, претендующими на приобретение статуса адвоката, отмечается, что вопросы прохождения стажировки должны регулярно обсуждаться на производственных совещаниях по месту ее прохождения. Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки стажером в адвокатском образовании осуществляется исполнительным органом адвокатского образования. Исполнительный орган адвокатского образования проводит проверку прохождения стажировки, заслушивает отчеты стажеров и их руководителей о ходе стажировки и принимает необходимые меры по ее совершенствованию. В ряде адвокатских палат предусматривается создание в адвокатских образованиях специальных комиссий, которые по результатам стажировки дают заключение о выполнении программы стажировки, наличии у стажера знаний и навыков, необходимых для профессии адвоката, уяснении принципов и правил адвокатской этики, добросовестного выполнения обязанностей и соблюдения внутреннего трудового распорядка, которое является документом, подтверждающим факт успешного завершения стажировки. В случае невыполнения программы стажировки,
недобросовестного исполнения обязанностей или совершения проступков, влекущих дисциплинарные взыскания, комиссия принимает решение о прекращении стажировки и отказывает в направлении материалов на рассмотрение квалификационной комиссии. Такие комиссии, создание которых, по всей видимости, целесообразно только в крупных адвокатских образованиях, предусмотрены, например, в п. 21 и 22 Положения о порядке прохождения стажировки в адвокатских образованиях Адвокатской палаты Республики Башкортостан.
В раде субъектов РФ функция непосредственного контроля за деятельностью стажеров возлагается на Советы адвокатских палат. Так, например, Совет Адвокатской палаты Чувашской Республики проводит проверку прохождения стажировки, регулярно заслушивает отчеты стажеров, их руководителей и руководителей адвокатских образований Адвокатской палаты Чувашской Республики и принимает меры по её совершенствованию.
Следует также отметить, что в ряде адвокатских палат существует положение о том, что Совет адвокатской палаты проводит проверки прохождения стажировки, периодически заслушивает отчеты стажеров и их руководителей о ходе стажировки.
Так, например, в п. 3.4 Решения Совета Адвокатской палаты Рязанской Области "О стажере адвоката" указывается, что совет Адвокатской палаты Рязанской области проводит проверку прохождения стажировки, регулярно заслушивает отчеты стажеров, их руководителей и руководителей адвокатских образований Адвокатской палаты Рязанской области и принимает меры по её совершенствованию.
Результаты исследования также показали, что в настоящее время отсутствуют единообразные подходы к материальному стимулированию деятельности адвокатов- руководителей стажировки. Так, в положениях ФПА РФ и адвокатских палат Нижегородской Области, Ростовской Области, Хабаровского края, Красноярского края, Московской Области, Новгородской Области, Оренбургской Области, Республики Башкортостан, Чеченской Республики, Брянской области, Вологодской Области, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа, какое-либо вознаграждение, выплачиваемое адвокату-руководителю стажировки, не предусматривается.
В п.3.3. Положения о прохождении стажировки в адвокатской палате Калининградской Области отмечено, что за руководство стажировкой ее руководителю из средств адвокатского образования может выплачивается вознаграждение. Такая возможность предусмотрена в п. 3.9 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки АП Липецкой Области. В п.3.2 Решения Совета Адвокатской палаты Рязанской Области "О стажере адвоката", и п. 3.2 Положения о стажере адвоката Адвокатской палаты Чувашской Республики прямо предусмотрено, что за руководство стажировкой её руководитель из средств адвокатского образования получает вознаграждение в размере, установленном общим собранием членов адвокатского образования. При этом, 63 % опрошенных нами адвокатов, стажеров адвокатов, помощников адвокатов заявили, что в положениях ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности..." необходимо закрепить норму о материальном вознаграждении адвоката-куратора.
По нашему мнению, адвокату-руководителю стажировки должно выплачиваться вознаграждение, учитывая, что им, как правило, затрачивается значительное время на подготовку стажера к самостоятельной адвокатской деятельности. Установление вознаграждения будет стимулировать адвокатов - кураторов заниматься со стажерами адвокатов, и подготавливать их к будущей профессии. Вознаграждение адвоката-
куратора следует выплачивать за счет вступительного взноса, который стажер адвоката вносит в адвокатское образование, а его размер необходимо устанавливать общим собранием членов адвокатского образования. В целях обеспечения единообразного подхода к правовому регулированию данного вопроса представляется необходимым закрепить норму о материальном вознаграждении адвоката-куратора в положениях ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности...".
В современной юридической литературе отмечается, что адвокат, как и любое лицо, отвечает за действия своих работников (стажеров, помощников, секретарей и др.) как в случае причинения ими вреда третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, так и в случае, когда действия таких работников по исполнению обязательств адвоката повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства адвоката[1]. В связи с этим возникает вопрос о том, может ли быть стажер адвоката привлечен к дисциплинарной ответственности, и на каком именно правовом основании?
Исходя из положений ФЗ "Об адвокатской деятельности...", в нем не содержится прямого указания относительно дисциплинарной ответственности стажера адвоката. В то же время, исходя из положений ст. 3 КПЭА, действие Кодекса распространяется на адвокатов, при этом, адвокаты (руководители адвокатских образований (подразделений) обязаны ознакомить стажеров адвокатов с положениями Кодекса, а также обеспечить соблюдение ими его норм в части, соответствующей их функциональным обязанностям.
Исходя из п. 12 Примерного положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки ФПА РФ на стажера адвоката распространяются общие правила о сохранении адвокатской тайны и нормы адвокатской этики. В п. 13 Примерного положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки, разработанном ФПА РФ, содержится правило, согласно которому к стажеру адвоката могут быть применены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные действующим законодательством, уставом адвокатской палаты и уставом адвокатского образования. При этом отметим, то, какое именно законодательство понимается в данной норме под "действующим законодательством" и могут ли быть к стажеру применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные положениями ФЗ "Об адвокатской деятельности..." и (или) меры ответственности, предусмотренные положениями ТК РФ, а также каков порядок применения мер ответственности действует в отношении стажера адвоката, из этой нормы не ясно. Представляется, что именно эта неясность породила разнообразную практику правовой регламентации привлечения стажеров к дисциплинарной ответственности в разных адвокатских палатах.
В ряде актов адвокатских палат, например, палатах Ханты-Мансийского автономного округа, Новосибирской области, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, использован такой же, как и в положении ФПА РФ, не достаточно конкретный подход к нормативной регламентации рассматриваемого вопроса.
В п. 13 Положения о порядке организации и прохождения стажировки в палате адвокатов Нижегородской области отмечается, что на стажеров распространяется порядок наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренный трудовым законодательством, однако о том, могут ли к стажеру адвоката быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные уставом адвокатской палаты и уставом адвокатского образования, в этом акте не упоминается. В актах других адвокатских палат установлен более широкий спектр правовых норм, на основании которых стажер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Так, в актах адвокатских палат Ростовской Области, Хабаровского края, Калининградской Области, Московской Области, Мурманской области, Оренбургской Области, Тульской Области, Республики Башкортостан, Республики Крым, Рязанской Области, Санкт-Петербурга, Удмуртской Республики, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Брянской Области отмечается, что к стажеру могут быть применены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Уставом Адвокатской палаты и внутренними документами соответствующего адвокатского образования. В п. 3.8 Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки АП Липецкой Области указывается, что адвокатское образование, в котором стажер проходит стажировку, может применять к стажеру меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные действующим законодательством и корпоративными нормами, регулирующими адвокатскую деятельность, т.е. это означает, что в Липецкой области к стажерам могут быть применены не только устав адвокатской палаты и акты адвокатского образования, но и положения КПЭА.
Следует отметить, что процедурные аспекты привлечения стажера адвоката к дисциплинарной ответственности во многих актах адвокатских палат не рассмотрены. Особняком здесь стоят акты адвокатских палат Республики Крым и Вологодской Области, согласно котором жалобы на действия (бездействие) стажера адвоката, поступившие в органы Адвокатской палаты передаются на рассмотрение в адвокатское образование. Президент и Вице-президенты Адвокатской палаты при обнаружении сведений, указывающих на невозможность исполнения конкретным лицом функций стажера адвоката, о нарушении стажером адвоката требований профессиональной этики, направляют в адвокатское образование, в котором данное лицо зачислено в состав стажеров, представление о принятии соответствующих мер. Руководители адвокатских образований, адвокаты - кураторы при поступлении представления Президента (Вицепрезидента) Адвокатской палаты и жалоб в отношении стажера адвоката обязаны в месячный срок рассмотреть их, о результатах рассмотрения уведомляется Президент Адвокатской палаты и иные лица, направившие жалобу на стажера адвоката. Из приведенных выше правил прослеживается новый, не известный нормам законодательства порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. При этом, 71 % опрошенных нами адвокатов, стажеров адвокатов, помощников адвокатов заявили, что необходимо распространение дисциплинарной ответственности, предусмотренных КПЭА на стажеров адвокатов.
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время не выработаны единообразные подходы относительно материально-правовой регламентации видов и оснований дисциплинарной ответственности стажера адвоката, а также порядка привлечения стажеров к дисциплинарной ответственности. Вместе с этим представляется, что на стажера адвоката, как и на помощника адвоката должны распространяться меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные КПЭА. Подробная мотивировка данного положения изложена нами в соответствующем параграфе при рассмотрении этого вопроса применительно к помощнику адвоката.
По результатам рассмотрения вопросов, изложенных в данном параграфе работы, необходимо прийти к следующим основным выводам:
Ввиду высокой значимости ведения реестра стажеров адвокатов, необходимо обозначить в положениях ФЗ "Об адвокатской деятельности..." указание об обязанности органов адвокатского самоуправления осуществлять ведение реестра стажеров адвокатов.
Учитывая, что адвокат - куратор, имеющий дисциплинарные взыскания вряд станет позитивным примером для стажера адвоката, представляется необходимым указание в ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности..." на то, что лишь адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и не имеющий дисциплинарных взысканий вправе иметь стажеров.
Учитывая, что адвокатскими палатами не предусмотрены единообразные права и обязанности адвоката - куратора, полагаем, что их необходимо внести в ст. 28 ФЗ "Об адвокатской деятельности...". Адвокату-куратору стажировки должно выплачиваться вознаграждение, учитывая, что им, как правило, затрачивается значительное время на подготовку стажера к самостоятельной адвокатской деятельности. Установление вознаграждения будет стимулировать адвокатов - кураторов заниматься со стажерами адвокатов, и подготавливать их к будущей профессии. Вознаграждение адвоката- куратора следует выплачивать за счет вступительного взноса, который стажер адвоката вносит в адвокатское образование, а его размер необходимо устанавливать общим собранием членов адвокатского образования.
Результаты анализа действующего законодательства и актов адвокатских палат, а также положений КПЭА позволяют утверждать, что существует необходимость распространения положений о дисциплинарной ответственности, предусмотренных КПЭА, на стажера адвоката, в связи с чем необходимо уточнение некоторых норм КПЭА, в целях регулирования порядка применения соответствующих мер к этим лицам.
[1] Шаров Г.К. Некоторые вопросы ответственности адвокатов за вред, причиненный ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ / № 3 (17) 2007. - С. 135.
|