Среда, 27.11.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 99
Гостей: 99
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Процесс формирования показаний допрашиваемых лиц

Эффективному применению тактических приемов производства допроса, верной оценке показаний способствует правильное понимание следователем таких психических процессов, происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание, воспроизведение.[1] Выделяют также и обратную связь, корректировку показаний.[2]

В основе формирования показании лежит субъективное восприятие, то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействия объективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. К чувственным ощущениям, присоединяется мыслительная деятельность, которая способствует осознанию и отражению данного предмета или явления в качестве единого целого в словесной форме.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем[3].

Отображая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно - зеркально, потому что в нем одновременно припоминается вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего»[4].

В этом и состоит субъективность психического отражения. Но поскольку исходной базой является объективная действительность, эта база может быть проанализирована, если будут нейтрализовано соответствующее личностное восприятие лиц дающих показания.

Полнота и достоверность показаний зависят от определенных факторов, влияющих на особенности их формирования. Так, М.С.Строгович называет среди них несколько групп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты, присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в момент восприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление; продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания; обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показаниях свидетеля.[5]

В.Е.Коновалова предлагает свою классификацию факторов, влияющих на достоверность показаний[6]. Она делит их на субъективные и объективные. Необходимо рассмотреть данную классификацию более детально. К субъективным факторам автор относит состояние органов чувств, психическое состояние лица, склонность к фантазированию и другие.

Нарушение функций какого-либо из органов чувств влечёт искажение восприятия (недостаточность слуха не позволяет отчётливо расслышать, плохое зрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторых лиц может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать то, чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений)[7].

К субъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемого и его эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается его преднамеренностью или непреднамеренностью. Непреднамеренное, или непроизвольное, восприятие формируется в том случае, если человек заранее не готовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, и поэтому его результатом являются более правильные показания.

Преднамеренное восприятие связано профессиональным вниманием при восприятии. Восприятие лицом предметов или явлений, связанных с его профессией, обычно является наиболее точным. Особенности профессионального восприятия, объясняются обусловленностью содержания и направленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами, отношением человека к окружающей действительности.

Определенное значение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатов имеет учет фактора эмоциональности в восприятии. Эмоции, испытываемые свидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к следователю на допрос, иногда настолько отрицательно влияют на память, что мешают сосредоточиться и вспомнить обстоятельства, которые в другой обстановке он вспомнил бы без особого труда.

В оценке правильности показаний немалое значение имеет учет склонности лица к фантазированию, которая рассматривается как произвольное заполнение пробелов восприятия. В практике расследования преступлений полная фантазия в показаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый дополняет фантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей события, дат, чисел. Выявление таких фантастических наслоений возможно только в результате тщательного анализа показаний, сопоставления их с имеющимися в деле материалами.

К объективным факторам, влияющим на полноту и правильность восприятия, относятся такие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на котором воспринимается объект или событие; погодные условия.

Освещенность воспринимаемого объекта, если она достаточна, помогает не только воспринимать его форму, но и различить детали.

На правильность и остроту восприятия влияет и такой объективный фактор, как расстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играют законы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близко расположенные, маленькие - как удаленные. Тени от предметов, близко расположенных, обычно видны отчетливо; тени от предметов, расположенных далеко, практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать возможные искажения. Расстояние следует учитывать не только в отношении зрительного восприятия, но и слухового.

Правильность и полнота восприятия зависит от быстротечности события, иными словами, от времени наблюдения события. Большая часть преступлений являются событиями быстротечными и наблюдаются человеком на протяжении секунд или даже долей секунды. Они воспринимаются менее полно и всесторонне, чем те, которые наблюдаются в течение более длительного времени. Объясняется это тем, что анализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишь часть события[8].

Погодные условия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представление о воспринимаемом. Так, туман и дождь влияют на восприятие формы, цвета, удаленности объектов. Снегопад может искажать форму и величину воспринимаемого.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность показаний, является память или запоминание. Память предполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого. Память - это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы этих условных связей[9]. Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи.

Память человека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человек запоминает то из воспринятого, что вызывает переживание, или имеет существенное значение.

Следы памяти имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общим правилом допроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события.

В связи с расстройством функции мышления встречается патология памяти. Расстройства памяти включают ее частичное усиление (гипермнезия), ослабление (гипомнезия), отсутствие (амнезия), искажение (парамнезия)[10].

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора, память подразделяется на несколько видов.

Восприятию движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятию зрительному соответствует зрительная память; слуховому соответствует слуховая; осязательному совместно со зрительным и слуховым наглядно-образная память; запоминанию логических связей - словесно-логическая; переживаниям, чувствам - эмоциональная память.

Перечисленные виды памяти редко встречаются у человека в их чистом виде. Однако, способность к запоминанию, сила памяти у людей различна. У одних лучше развита зрительная память, причем до такой степени детально, что человек может, автоматически назвать страницу и строчку книги, где изложено то или иное положение; у других - слуховая, у третьих - словесно-логическая et cetera, et cetera.

Всякое запоминание предполагает установление соответствующих нервных связей или ассоциаций[11]. В психологии различают несколько видов ассоциативных связей: ассоциации по смежности, сходству, контрасту, значению.

Ассоциации по смежности предполагают запоминание последовательно идущих событий или действий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные процессы, связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных с другим.

Ассоциации по сходству имеют место тогда, когда восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание схожего объекта, даже если он не воспринимался с ним совместно или во временной связи. Ассоциации по контрасту по своей природе близки к ассоциации по сходству, однако, их сущность состоит в том, что восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание о другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.

Определенную роль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь при запечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная - предполагает связь с несколькими фактами[12].

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Произвольное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией.[13] Непроизвольное запоминание происходит без желания запомнить, и носит случайный характер, поэтому может быть не всегда точным и полным.

При расследовании наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим и объясняется отрывочность, неполнота сообщаемых сведений, забывание одних деталей и яркое воспроизведение других и тому подобное.

Однако при производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что непроизвольно запоминается значительно больше того, то воспроизводится впоследствии. Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к данному выводу.[14].

Значение для использования в допросе закономерностей непроизвольного запоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольного внимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности при восприятии.

Таким образом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памяти запечатленного.

Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение как умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Точное воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильно выразить свою мысль. Способность выражать свои мысли у каждого человека индивидуальна и находится в зависимости от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта. Мысленное воспроизведение, его словесное выражение связаны тесным образом. Например, мысленный процесс воспроизведения изменяет план, влияет на умозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал.

Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания, припоминается то, что казалось забытым.[15]

Большую роль в воспроизведении играет лексика, которую употребляет следователь при допросе, а также то, как он формирует вопросы.

В случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи иной информации, следователь обязан оказывать лексическую помощь, не сводя ее к подсказкам, избегая внушающего воздействия.

Иногда следует напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбрать наиболее подходящие.

Чистота воспроизводимой информации зависит от характерологического свойства личности допрашиваемого.

Получается, что в процессе допроса важно учитывать психологические особенности допрашиваемого лица в зависимости от типа его высшей нервной деятельности, существенны и темп допроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых интеллектуальных задач.

Показания лиц по своей природе являются результатом непроизвольного запоминания, поэтому их воспроизведение обладает определенной спецификой. Например, при воспроизведении свидетель сообщает только основное, опуская большое количество деталей нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем является только общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в таких случаях наиболее целесообразна постановка дополняющих и напоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а также предъявление в ходе допроса вещественных доказательств и допрос на месте происшествия.

Дополняющие вопросы преследуют цель уточнения фактов, пропущенных в свободном рассказе. Эти вопросы должны основываться на анализе показаний лица, а также на использовании возможных ассоциаций, возникших у допрашиваемого при восприятии. Вопросы о том, почему свидетель оказался на месте происшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала у него картина, которую он наблюдал, et cetera, et cetera. Такие беседы, казалось бы, на отвлеченные темы дают положительный эффект.

Постановка напоминающих вопросов преследует цель оживления в памяти обстоятельств события. Психологическим основанием постановки напоминающих вопросов является возможность возбудить ассоциативные связи путем напоминания отдельных моментов, способствующих образованию таких связей. Можно напомнить свидетелю о том, что неподалеку от места происшествия он встретил приятеля, и возможно он вспомнит, в котором часу заметил кражу, так как спрашивал у товарища о времени.

Предъявление в ходе допроса вещественных доказательств также способствует оживлению забытого в памяти допрашиваемого. Данное действие способствует более полному воспроизведению и является толчком для вспоминания забытого или первоначально не отмеченного вниманием, но непроизвольно запечатленного.

Полноте и точности показаний свидетелей способствует и допрос на месте происшествия.

Если предъявление отдельного предмета вызывает ассоциацию, позволяющую припомнить забытое или даже воспроизвести то, что свидетель, практически считал не запечатленным, то своеобразное предъявление комплекса объектов, связанных с событием преступления, несомненно, способствует более детальному и полному воспроизведению. Наиболее эффективно использование данного приема в тех случаях, когда необходимо установить существенные детали события преступления.

 

[1] Лебедев И.Б., Цветков В.А. Психология в правоохранительной деятельности. - М., 2003. - С.89-97

[2] Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. - М., 2001. - С.9

[3] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С.446

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.224

[5] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1958. - С.226-227.

[6] Коновалова В.Е. Допрос: Тактика и психология. - Харьков, 1999. - С.22-25

[7] Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1973. - С.46

[8] Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М., 1998. - С.31

[9] Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. - Тернополь, 1997. - С.5

[10] Моховиков А.Н. Судебная психиатрия. - Одесса, 1998. - С.31

[11] Рудика П.А. Психология. - М., 1974. - С.229

[12] Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. - Харьков, 1999. - С.28-29

[13] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С.448

[14] Идашкин Ю.В. К вопросу о непроизвольном запоминании. Вопросы психологии. - 1969. - №2. - С.27-35

[15] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.304

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.05.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%