Государственные расходы составляют основу функционирования системы государственного управления, использования и перераспределения бюджетных средств, а также проведения политики, определенной руководством страны.
Государственные расходы определяются как использование государством средств бюджетов различных уровней бюджетной системы и внебюджетных фондов, а также средств юридических лиц с государственным участием в уставном капитале на цели и задачи, определенные законодательством Российской Федерации.
Государственные расходы могут быть расходами централизованных и децентрализованных фондов[1] [2].
в приведенном разделении составляют расходы централизованных денежных фондов. За счет них в первую очередь происходит финансирование (обеспечение) социальных обязательств государства.
Конституция Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .
Расходы централизованных денежных фондов состоят из расходов бюджетов и внебюджетных фондов.
Расходы централизованных денежных фондов могут дифференцироваться в зависимости от уровня бюджетной системы: расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и расходы бюджетов муниципальных образований.
Центральным понятием в государственных расходах централизованных денежных фондов становятся расходы бюджета.
Во-первых, бюджет является основным финансовым планом государства или его составных частей на текущий финансовый год.
Во-вторых, правовое регулирование расходов бюджетов должно наиболее полным образом исключать наличие правовых пробелов, что может привести к неоправданным потерям бюджета.
Расходы бюджета можно определить как деятельность государства в отношении затрат, выраженных экономическими отношениями, оформленными нормативно-правовыми актами, использования, распределения и
перераспределения потоков денежных средств централизованных денежных фондов для исполнения функций и задач государства[3].
Основой для планирования и исполнения расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации является расходное обязательство.
Определение понятия расходного обязательства содержится статье 6 Бюджетного кодекса и означает обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения (далее - публично-правовые образования) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права (далее - физические и юридические лица) средства из соответствующего бюджета[4].
Введение в Бюджетный кодекс в начале 2000 годов понятия расходных обязательств, по мнению ряда ученых, привело к переориентации формирования и исполнения расходов бюджета от нормативных финансовых затрат к обязанности предоставления средств бюджета на основе юридических фактов[5].
Анализ Бюджетного кодекса в части определения понятия и правового регулирования расходных обязательств позволяет выделить следующие характерные признаки расходных обязательств.
Императивный характер закрепления расходных обязательств за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс предусматривает исчерпывающий перечень оснований для принятия расходных обязательств соответствующими публично-правовыми образованиями, которые после их утверждения фактически трансформируются в расходы бюджета.
Юридическую основу наличия конкретного расходного обязательства составляют юридические факты, наступление которых зависит от вступления в законную силу соответствующего закона о бюджете.
Особенность таких юридических фактов проявляется в специальном порядке их оформления, при которых они могут стать расходами бюджета. В частности, это процедуры обоснования необходимости совершения конкретных юридических фактов с точки зрения достижения задач, функций и реализации полномочий органов власти соответствующих публично-правовых образований при формировании бюджетов, а также соблюдения специальных установленных законодательством процедур (осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг и другие).
Расходные обязательства носят материальный характер. В конечном счете, расходные обязательства становятся денежными обязательствами и представляют собой обязанность предоставления юридическим или физическим лицам конкретные суммы денежных средств.
Целевой и адресный характер расходных обязательств. Планирование и исполнение расходных обязательств взаимоувязано с необходимостью достижения конкретных целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенными документами стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, расходные обязательства представляют собой обязанность уплатить денежные средства конкретному получателю средств на определенные законом (решением) о бюджете цели.
Установление и исполнение расходных обязательств является бюджетным полномочием публично-правовых образований.
Взаимосвязанность исполнения текущих расходных обязательств и
планированием новых расходных обязательств публично-правовыми
образованиями. Бюджетный кодекс содержит нормы предписания о возможности принятия новых расходных обязательств осуществляется при условии обеспечения гарантированного и безусловного исполнения действующих расходных обязательств[6] [7].
Таким образом, понятие расходных обязательств имеет свои отличительные черты, что позволяет сделать вывод о самостоятельности донного подинститута в системе института расходов бюджета.
В научной литературе понятие расходных обязательств рассматривается с точки зрения нескольких точек зрений.
Расходное обязательство рассматривается с точки зрения «инструмента», используемого для формирования проекта расходов бюджета на стадии составления проекта бюджета. При вступлении закона о бюджете на финансовый год расходное обязательство трансформируется в бюджетное обязательство . Расходное обязательство является промежуточным звеном при формировании закона о бюджете. При этом в дальнейшем при исполнении бюджета расходное обязательство трансформируется в денежное обязательство.
Соотношение расходного, денежного, бюджетного обязательства характеризуется как соотношение как общего и частного. Кроме того, сходным по значению к расходному обязательству является публичное обязательство. Однако оно отличается по своему содержанию от расходного обязательства. Публичные обязательства (от англ. public) являются государственным (общественным) обязательством, обусловленным функционирование бюджета как централизованного фонда средств, сформированного в большинстве своем из налоговых отчислений членов общества. Публичное обязательство шире по своему содержанию, чем расходное обязательство. Вместе с тем, публичное обязательство является видом расходного обязательство, поэтому данное обстоятельство является методической ошибкой Бюджетного кодекса, так как расходные обязательства по своему содержанию могут видом публичных обязательств.
Расходные обязательства являются фактором, формирующим расходы бюджета, и несут в себе такие юридически определенные характеристики расходов бюджетов, как объем, адресность и целевое предназначение.
В результате анализа предписаний статей 7-9 Бюджетного кодекса Голубев А.В. сформулировал вывод о неразрывности бюджетных полномочий публично-правовых образований по составлению, утверждению и исполнению бюджетов с бюджетными полномочиями по установлению и исполнению расходных обязательств[8].
При этом, на наш взгляд, также наблюдается неразрывность полномочий по установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовыми образованиями бюджетной системы Российской Федерации с распределением предметов введенья, установленных Конституцией Российской Федерации в статьях 71 и 72[9].
В юридической литературе отсутствует единая позиция относительно правовой природы расходных обязательств.
Так, существует мнение об отнесении расходных обязательств к числу финансовых обязательств расходного типа[10]. То есть, финансовое обязательство и расходное обязательство относятся как общее и частное. Однако легальное определение финансового обязательства отсутствует. С точки зрения теоретического подхода, безусловно, можно отнести расходное обязательство к вышеуказанной группе финансовых обязательств. Но с точки зрения правового подхода отнесение расходного обязательства к данной группе не является правильным.
Согласно другому подходу бюджетные обязательства, публичные обязательства и другие разновидности расходных обязательств, определенные в статье 6 Бюджетного кодекса по своей сути представляют собой финансовоправовые обязательства[11] [12]. Как и в первом случае, правовая природа не может формироваться исключительно из теоретического подхода. Согласно такому подходу любое обязательство представляет собой разновидность финансового обязательства, так как бюджетное, налоговое, валютное право представляют собой подотрасли финансового права.
В научной литературе в связи с этим отмечается неоднозначность применения понятия «обязательство» в бюджетном праве, согласно которому оно определяется бюджетным законодательством как субъективная обязанность произвести расходование бюджетных средств и отличается от его гражданскоправовой трактовки. По мнению И.А. Рассыльникова, бюджетно-правовые обязательства не имеют самостоятельной формы реализации и проявляются в рамках гражданских, трудовых и иных правоотношений как их дополнительный
17
элемент .
В противоположность указанного мнения, Д.Л. Комягин отмечает такой признак расходных обязательств как их односторонний характер, что является их отличием от гражданско-правовых отношений. Содержание расходных обязательств является условным и исполняется в независимости от воли второй стороны[13].
На наш взгляд, правовая природа расходного обязательства в первую очередь напрямую опосредуется из конституционных полномочий публичноправовых образований, установленных в статьях 71-72 Конституции Российской Федерации.
При планировании бюджета указанные полномочия трансформируются в расходные обязательства, которые опосредованы гражданско-правовыми, трудовыми и иными обязательствами.
До введения понятия расходного обязательства в Бюджетный кодекс при планировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации использовалось понятие расходов бюджета.
При этом расходное обязательство субъектов Российской Федерации представляло собой расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации. Введение понятия расходного обязательства позволило создать предпосылки для улучшения качества планирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Система бюджетно-правового регулирования создает определенность правового регулирования расходных обязательств публично-правовых образований, что к настоящему времени привело на практике к большому количеству судебных разбирательств.
В частности судебные разбирательства в период 2005 - 2015 годов были связаны с оспариванием передачи расходных обязательств от одного уровня бюджетной системы Российской Федерации к другому[14]. Так, субъекты
Российской Федерации оспаривали передачу «необеспеченных» мандатов от федерального уровня к региональному[15]. Так как на федеральном уровне была закреплен запрет передачи расходных обязательств без соответствующего финансового обеспечения, число судебных разбирательств резко снизилось. Все это характеризует несовершенность правовой природы расходного обязательства.
Содержание понятия расходного обязательства имеет некоторые недостатки правового регулирования.
Как уже было отмечено выше, расходные обязательства с момента вступления в силу закона о бюджете трансформируются в бюджетные обязательства. Это означает, что все расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году, в тоже время являются и бюджетными обязательствами. Система взаимоотношений между расходными и бюджетными обязательствами предполагает, что расходные обязательства используются при формировании закона о бюджете. Именно в момент планирования и возникновения расходных обязательств закладывается необходимость достижения принципа эффективности, целевого и адресного характера использования бюджетных средств.
Как было отмечено И.А. Рассыльниковым, расходные обязательства закрепляют абстрактную возможность осуществления соответствующих расходов из бюджета определенного уровня. Бюджетные обязательства фиксируют обязанность, имеющую конкретное денежное выражение, произвести соответствующие расходы в определенном финансовом году[16].
Более того, расходные и бюджетные обязательства различаются этапом бюджетного процесса, на котором они планируются и исполнятся. Для расходных обязательств характерно их участие на всех этапах бюджетного процесса: при составлении проекта закона о бюджете, рассмотрения и утверждения закона о бюджете, исполнения закона о бюджете, а также подготовки, рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях расходные обязательства анализируются с точки зрения разных аспектов и критериев.
При планировании - это анализ обоснованности и финансовоэкономического обоснования расходных обязательств.
При подготовке, рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета анализируется кассовое исполнение, эффективность и результативность исполнения расходных обязательств. Бюджетные обязательства имеют место быть только на этапе исполнения закона о бюджете и рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета.
Говоря о проблеме определения понятия «обязательства» в бюджетном праве следует исходить из того, что и правовая концепция понятия «обязательство» первоначально было закреплена в римском гражданском праве, которая затем перешла в гражданское право. В римском праве «обязательство» понималась определённая связь, устанавливаемая в отношениях между двумя лицами: кредитором, которому принадлежит право требования, и должником[17] [18]. Сущность обязательства состоит в вытекающей из него обязанности что-либо
23
сделать или предоставить .
В гражданско-правовой науке выделяются следующие отличительные признаки обязательств[19]:
устанавливается конкретным субъектом, в связи с чем, носит относительный характер;
«обязательство» характеризуется наличием права кредитора требовать определенного поведения или воздержаться от него от должника, при этом у должника возникает соответствующая обязанность выполнения действия или бездействия;
«обязательство» опосредует процесс перемещения имущества или иных результатов труда, также носящих имущественный характер;
за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства к должнику могут быть применены санкции.
Расходное обязательство может быть рассмотрено с точки зрения гражданско-правовой концепции обязательства. С этой стороны расходной обязательство представляет собой субъективную обязанность, которая
выражается в мере должного поведения публично-правового образования. Содержание такой субъективной обязанности проявляется в обязанности публично-правового предоставить денежные средства конкретному
юридическому или физическому лицу. Соответственно у данных лиц возникает право требования на соответствующие денежные средства. В соответствии с гражданско-правовой концепцией в расходном обязательстве публично-правовые образования изначально выступают должниками.
Предмет расходного обязательства - денежные средства. Поэтому предмет расходного обязательства уже по своему содержанию, нежели предмет гражданско-правового обязательства.
В отличие от гражданско-правовых отношений основание для
возникновения расходных обязательств строго регламентировано Бюджетным кодексом. При этом правоотношения возникают не на основании воли сторон, а по прямому указанию закона, иного нормативно-правового акта, договора или соглашения.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение расходных обязательств в большинстве случаев ограничена действующими нормами гражданского, административного и уголовного законодательства Российской Федерации.
Гражданская концепция обязательства не может быть применима на практике к расходным обязательствам в силу разного характера бюджетных и гражданских отношений. Им схожи и общие черты, но и существенные отличия. Таким образом, расходные обязательства представляют собой самостоятельное понятие, содержание которого заключается в субъективной обязанности предоставить средства физическим или юридическим лицам.
Система обязательств Бюджетного кодекса характеризуется следующими признаками:
системообразующим понятием в данной системе является расходное обязательство, другие понятия являются производными, при том, что публичное обязательство по своему правовому содержанию является шире, чем расходное обязательство;
в основе содержания данных понятий лежит субъективная обязанность публично-правового образования предоставить средства из соответствующего бюджета средства;
основанием возникновения является либо принятие закона или иного нормативно-правового акта или заключение договора или соглашения.
Как показал анализ зарубежного опыта правового регулирования расходных обязательств страны англосаксонской системы права понимают под расходным обязательством термин «commitment» или «general commitment».
В Канаде под расходным обязательством понимается обязательство, возникающее из заключенного контракта, соглашения или нормативного правового акта, которое станет фактическим обязательство (долг, который реально существует и сумма которого точно установлена) при наступлении определенных условий[20].
Приведенное определение в полной мере отражает природу расходного обязательства. В нем определено вступление в силу расходного обязательства под определенным условием.
В Российской Федерации часть расходных обязательств принимается до вступления закона о бюджете в силу. Так, государственные контракты во исполнение обязательств в следующем финансовом году заключаются в IV квартале предшествующего финансового года, когда лимиты бюджетных обязательств уже доведены, но соответственно закон о бюджете не вступил в силу и нет основания их исполнения. То есть такие расходные обязательства по своему содержанию заключаются под условием. Однако неисполнение условия (принятия закона о бюджете) не освобождает публично-правовые образования от ответственности за неисполнение расходных обязательств. При этом имеются существенные риски, что бюджетные ассигнования на исполнение заключенного контракта могут быть не включены в закон о бюджете или в условиях кризисной ситуации попадут под секвестр.
В связи с этим целесообразно предусмотреть в законодательстве Российской Федерации правовое положение о наступление обязанности выплатить средства при наступлении определенных условий, в частности вступления закона о бюджете в законную силу.
В США под расходным обязательством понимается административное резервирование средств в бюджете или другом фонде в преддверии исполнения обязательств[21] [22]. Такой подход означает рассмотрение расходного обязательства в качестве инструмента планирования денежных средств при подготовке бюджета, что, по сути, близко по значению к содержанию расходного обязательства, принятым в Российской Федерации.
Таким образом, в США и Канаде расходные обязательства, на наш взгляд, более точно отражает правовую природу расходного обязательства, чем в Российской Федерации.
Проектом новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, подготовленной Министерством финансов Российской Федерации в 2015 году (далее - новая редакция Бюджетного кодекса), предусматривается изменение определения расходных обязательств. Новая редакция Бюджетного кодекса определяет расходные обязательства как публичные обязательства, подлежащие отражению в расходах бюджета.
При этом публичные обязательства определяются как обязанность публично-правового образования предоставить средства из бюджета физическому или юридическому лицу, другому бюджету или субъекту международного права по установленным новой редакции Бюджетного кодекса основаниям.
Система обязательств, предусмотренная новой редакцией Бюджетного кодекса, приобретает правильный методологический вид. Определяющим понятием системы становиться публичное обязательство, отражающее государственные обязательства, из которого в зависимости от природы и правого основания выделяются соответствующее обязательства.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
28
самоуправления .
Бюджетный кодекс предусматривает следующие основания для возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации:
Принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
Принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных [23] (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ;
Заключение от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
Принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
Принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Все основания, за исключением первого основания, устанавливаются самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Бюджетный кодекс содержит нормы предписания, обязывающие субъекты Российской Федерации при издании законов субъектов Российской Федерации разработать и принять порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований при предоставлении местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. [24]
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Отличительные черты расходных обязательств субъектов Российской Федерации заключаются в следующем.
Расходное обязательство возникает при условии, что соответствующие расходные обязательства относятся к предметам совместного введения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, либо в введении субъекта Российской Федерации соответствующего бюджета. Для принятия расходного обязательства субъекта Российской Федерации они принимают нормативный акт, заключают договор или соглашение, которые являются основой для исполнения расходных обязательств.
Система обязательств, установленная Бюджетным кодексом, создаёт единые основания для осуществления расходов бюджета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Исходя из вышепроанализированного, можно дать следующее теоретикоправовое определение расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации представляют собой публичное обязательство, обусловленное законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования субъекта Российской Федерации или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства при
-30
наступлении определенных условий . [25]
[1] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 155.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445.
[3] Шевелько Д.А. Правовое регулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в аспекте финансовой безопасности регионов // Современные угрозы финансовой безопасности России: материалы научнопрактической конференции, 26 марта г.: сборник статей. - М.: Высшая школа государственного аудита, 2014. - С. 79.
[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: по сост. на 1 февраля 2017 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
[5] Там же.
[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: по сост. на 1 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
[7] Бабкова Ю.Б. Расходные обязательства в бюджетном праве : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Бабкова Юлия Борисовна; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. - Москва, 2010. С.60.
[8] Голубев А.В. Расходное обязательство как правовое основание формирования и реализации расходов бюджета, ориентированных на результат // Финансовое право. 2013. № 4. С. 12.
Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. РАП, Эксмо, 2008. С. 136.
[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445.
[10] Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. РАП, Эксмо, 2008. С. 136.
[11] Омелехина Н.В. К вопросу о конституционных основах позитивного обязывания в финансовом праве // Финансовое право. 2014. № 4. С. 6.
[12] Рассыльников И.А. Система расходных обязательств по российскому бюджетному праву // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов-на-Дону: НО "Фонд поддержки образования и науки в Ростовской области", 2013, № 11 (42). - С. 92.
[13] Комягин Д.Л. Расходные обязательства: контрольная и прогностическая функции // Финансовое право. 2011. № 7. С. 17.
[14] Например: апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2016 г. № 44- АПГ16-15 «Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 02.03.2016...» и апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2015 г. № 74-АПГ15-26 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07.07.2015...».
[15] Карасева С.Ю. Обзор практики рассмотрения дел Верховным Судом РФ: подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[16] Рассыльников И.А. Система расходных обязательств по российскому бюджетному праву // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов-на-Дону: НО "Фонд поддержки образования и науки в Ростовской области", 2013, № 11 (42). - С. 93.
[17] Иоффе О. С., Мусин В. А. Основы римского гражданского права. Л., 1974. С. 90-91.
[18] Там же. С. 92-93.
[19] Омелёхина Н.В. Некоторые проблемы правового регулирования расходов бюджетов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2009. Т. 5. № 2. С. 47.
[20] Financial Administration Act (R.S.C., 1985, c. F-11) - Режим доступа: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-11/ (Дата обращения: 25.01.2017).
[21] A Glossary of Terms Used in the Federal Budget Process (Exposure Draft) (Superseded by GAO-05-734SP) AFMD- 2.1.1: Published: Jan 1, 1993. Publicly Released: Jan 1, 1993.
[22] Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации: подготовлен Минфином России: не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.02.2017 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[23] Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: по сост. на 1 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
[24] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сентября 1999 г.: по сост. на 1 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - ст. 5005.
[25] Шевелько Д.А. Содержание понятия расходных обязательств субъектов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. - 2016. - № 1. - С. 114-119.
|