Среда, 27.11.2024, 03:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Средства разрешения международных споров

Правовые средства разрешения международных споров – это «международно-правовые способы, приемы, методы урегулирования споров между государствами без применения вооруженных сил»[1].

Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств. Суть этого средства состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения. Такими средствами являются переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, установление фактов, примирение.

Международные переговоры являются наиболее динамичным и эффективным средством разрешения споров. Не случайно в ст. 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов[2]. О значении этого способа говорит тот факт, что в целом возросло значение международных переговоров как средства решения споров, увеличилось число конфликтов, получивших завершение с помощью этого средства. Возрастающая роль переговоров в разрешении конфликтных ситуаций обусловлена тем, что переговоры – одно из самых гибких средств разрешения конфликтов, на них стороны не ограничены в вариации своих действий. Их главное отличие от других способов заключается в том, что решение вырабатывается совместно участниками переговоров. Переговоры – это прежде всего процесс совместного принятия решений. Отрицательной чертой переговоров является то, что они могут длиться очень долго, конфликтующие стороны, не связанные никакими обязательствами, могут прерывать, либо и вовсе прекращать их.

Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

В 1999 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 53/101 «Принципы и установки для ведения переговоров». Переговоры должны быть совместимы с принципом достижения декларируемой цели переговоров и способствовать этому в соответствии со следующими установками:

а) добросовестное ведение переговоров;

б) привлечение к переговорам государств, интересы которых непосредственно затрагиваются;

в) необходимость придерживаться взаимно согласованных рамок ведения переговоров;

г) принятие мер к поддержанию конструктивной атмосферы на переговорах и воздержание от шагов, способных затруднить или сорвать переговоры;

д) содействие достижению главных целей переговоров;

е) продолжение работы по достижению взаимоприемлемого решения в случае неудачи переговоров[3].

Переговоры различаются: по предмету спора – переговоры по политическим, экономическим, социальным и другим вопросам; по количеству участников – двусторонние и многосторонние; по статусу участвующих должностных лиц – переговоры на высшем уровне (глав государств, глав правительств), на уровне министров иностранных дел, послов или специально уполномоченных на это должностных лиц.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации, которые могут проходить как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Договорно-правовая практика Российской Федерации включает в себя ряд специальных соглашений о консультациях (с Францией, Англией, Италией, Канадой и другими странами), которые проводятся в целях установления общей позиции сторон по интересующим вопросам, а также по международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Особый вид консультаций составляют такие консультации, которые проводятся в целях мирного урегулирования международных споров.

В практике международных отношений могут возникать споры между государствами, не имеющими между собой официальных отношений. В таких случаях спорящие стороны обращаются к третьим государствам с просьбой оказать им помощь в виде посреднических или добрых услуг. Общим положением для решения споров между государствами мирными средствами является то, что в решении спора принимает участие третья сторона, не принадлежащая к участникам спора. Однако между добрыми услугами и посредничеством наблюдается и определенное различие, которое обусловлено характером участия в разрешении спора третьего государства, порядком возникновения этих мирных средств и правовым положениям третьей стороны. Процедура добрых услуг и посредничества регламентирована в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.[4].

Добрые услуги имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами. Третья сторона может оказать добрые услуги как по собственной инициативе, так и по просьбе одного или нескольких государств – сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг, так и отказ от них не считаются недружелюбным актом. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна оказывать влияние на сам ход переговоров.

Посредничество предусматривает большую степень участия третьей стороны в решении споров. Различие между добрыми услугами и посредничеством касается: «а) способа их происхождения; б) прав и обязанностей посредника; в) окончательной цели посредничества»[5]. Сущность посредничества состоит в том, что государства в споре ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ею предложений. Посредник выступает здесь как активный и непосредственный участник переговоров. Посредник выступает в роли примирителя, а не судьи над спорящими. Он располагает большими правами, с помощью которых может активно влиять на ход переговоров.

Основными признаками посредничества являются участие в переговорах и внесение предложений по существу спора. Посредник имеет и определенные обязанности: оказывать помощь конфликтующим сторонам в решении ими спора; воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать достоинство, честь и суверенные права спорящих сторон.

Формами участия на переговорах являются: предложения, советы, рекомендации как по существу спора, так и по процедуре его решения. Однако окончательное решение по существу сора принимают спорящие стороны.

Установление фактов – процедура, применяемая в случае необходимости установления фактов, лежащих в основе спора, в частности фактов нарушения соглашения. В таких случаях обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон. В других случаях в комиссию включается и третья сторона. Иногда эти функции осуществляются отдельным лицом, в частности должностным лицом организации.

Среди средств решения споров в международном праве предусмотрено участие международных следственных комиссий. Компетенция и порядок создания таких комиссий определяются Уставом ООН и ст. 9-35 Конвенции 1907 г. Комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Основная задача комиссий – облегчить разрешение споров выяснением вопроса факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования[6].

Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон.

С 1937 г. Постоянная палата третейского суда выступает в качестве международной согласительной комиссии. Данная процедура осуществляется в соответствии с Факультативными правилами 1996 г.

Пока немногие международные договоры предусматривают создание примирительной комиссии для рассмотрения спора или конфликта. Наиболее обстоятельно В общих чертах он сводится к следующему.

Если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которой представлено такое государство, и другим государствам, участвующим в консультациях.

Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами в споре о разрешении спора в течение двух месяцев с момента назначения председателя, она должна подготовить в возможно короткий срок доклад о своей работе и направить его сторонам в споре. Доклад должен содержать заключения комиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которые она сделала сторонам в споре в целях содействия разрешению спора. Рекомендации комиссии не имеют обязательной силы для сторон в споре до тех пор, пока все стороны в споре не примут их. Тем не менее любая сторона в споре имеет право заявить в одностороннем порядке, что она будет выполнять относящиеся к ней рекомендации доклада[7].

В отличие от следственных комиссий, которые занимаются только установлением фактов, составляющих предмет международного спора, примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействия разрешению спора.

 

[1] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004. С. 551.

[2] См.: Устав Организации Объединенных Наций. С. 380.

[3] Лукашук И.И. Международное право. – С. 565.

[4] Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. // Международное публичное право. Сборник документов: в 2 т. / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 415.

[5] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. С. 556.

[6] Международное публичное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов и др. / Отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 165.

[7] Международное публичное право / Отв. ред. К.А. Бекяшев. С. 166-167.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.06.2017)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%