Судебные средства решения международных споров включают в себя международный арбитраж и судебное разбирательство в Международном суде ООН. От ранее рассмотренных средств они отличаются тем, что рассмотрение спора завершается юридическим обязательным для сторон решением.
Международный арбитраж (третейский суд) – это разбирательство конкретного спора, осуществляемого третьей стороной (арбитром). Это временный судебный орган, характерными чертами которого являются: согласие обеих сторон на разбирательство спора; назначение арбитра самими спорящими сторонами; сами спорящие стороны определяют процедуру рассмотрения спора; обязательность решения арбитража для спорящих сторон. Компетенция, процедура, порядок организации арбитража закрепляются в Гаагской конвенции 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений.
В соответствии с Конвенцией создана Постоянная палата третейского суда (находится в Гааге). Она представляет собой не судебное учреждение, а механизм для создания третейских судов. Ее цель – облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация. В состав Палаты назначаются специалисты в области международного права сроком на шесть лет. Каждое государство – участник Конвенции 1907 г. назначает четырех своих представителей. Назначенные лица вносятся в особый список, который рассылается государствам.
Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Палатой, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список.
Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно (институционный арбитраж). В первом случае его правовой основой является соглашение сторон в споре (компромисс), во втором – статут.
Существует ряд комплексов примерных правил арбитражного процесса. Они используются при подготовке соглашений об арбитраже.
Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и согласного ими суперарбитра. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Стороны представлены в арбитраже своими агентами[1].
Международный суд ООН – «учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения»[2].
Международный суд ООН является универсальным судебным органом, действующим в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и со своим Регламентом. На Международный суд возложена двойная функция: а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами; б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и ее специализированными учреждениями.
Международный суд является главным судебным органом ООН. Манильская декларация рекомендует государствам:
а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров;
б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления своего суверенитета, признания юрисдикции Международного суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута:
в) рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд[3].
Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат и административный аппарат. Официальными языками являются английский и французский.
Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга. Для избрания кандидату нужно набрать абсолютное большинство голосов.
В целях обеспечения определенной преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждый три года проводятся выборы одной трети членов Суда.
В Статуте Суда предусматривается, что Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств. В состав Суда не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Более того, весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем.
После избрания члены Суда не представляют ни правительства своих стран, ни любую другую власть, что должно обеспечить независимость состава Суда. Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами.
Государство, являющееся стороной в рассматриваемом Судом деле и не имеющее в судебном присутствии судьи, являющегося его гражданином, может выбирать специального судью (ad hoc) для этого конкретного дела, хотя и не обязано делать это. Судья ad hoc необязательно должен быть гражданином государства, которое его назначило.
Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc). Однако он может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.
В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей для образования Камеры упрощенного производства в целях ускорения разрешения дел. В Статуте также предусматривается, что Суд может образовывать камеру ad hoc для разбора отдельного дела после консультаций со сторонами относительно количества и кандидатур ее членов, которые затем будут заседать на всех этапах рассмотрения дела до его завершения, даже если за это время они перестанут быть членами Суда. Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.
Процедура рассмотрения споров заключается в рассмотрении Международным судом юридического спора, переданному ему государствами. В соответствии со ст. 34 Статута лишь государства могут быть сторонами споров, рассматриваемых Судом и, следовательно, только они могут представлять их на рассмотрение.
Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон).
Разбирательство возбуждается одним из следующих способов:
– посредством уведомления о специальном соглашении;
– посредством заявления. Наиболее распространенный способ: 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления[4].
Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство – ответчиком. В случае специального соглашения ни «заявителя», ни «ответчика» нет. Поэтому названия сторон разделяются знаком «дробь».
В Статуте Суда предусматривается, что судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Сначала судопроизводство является письменным, а затем – устным.
Письменное производство состоит из представления Суду состязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Продолжительность этого этапа варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет.
При устном судопроизводстве стороны обращаются к Суду в порядке, в котором они подавали свои состязательные бумаги, или, в случае возбуждения дела посредством специального соглашения, – в порядке, установленном Судом. Как правило, слушания длятся от двух до шести недель.
По завершении слушаний Суд приступает к рассмотрению своего решения. Такое рассмотрение происходит при закрытых дверях.
Как правило, окончательное решение выносится по прошествии трех-шести месяцев после окончания слушаний. Решение издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами, и, как правило, составляет 50 страниц на каждом языке. Текст состоит из трех главных частей: введение, основание решения Суда, постановляющая часть. Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон.
Кроме выполнения непосредственной функции по разрешению международных споров Международный суд может выдавать по запросу некоторых публичных международных организаций консультативные заключения по тому или иному юридическому вопросу.
С момента учреждения Суда прошло значительное время. В этой связи в литературе высказаны предложения по расширению деятельности Суда. В частности, в связи с возрастанием количества государств предлагается увеличить число судей до 20 и более, а также разрешить судьям работать лишь один срок, но более продолжительный, например 15 лет. Далее, предлагается расширить доступ в Суд не только государствам, но и другим субъектам международного права. В равной степени можно было бы разрешить государствам обращаться к процедуре вынесения консультативных заключений. Некоторые юристы предлагают наделить Суд правами апелляционного суда в отношении решений международных трибуналов и даже в отношении национальных судов[5].
[1] Лукашук И.И. Международное право. С. 270.
[2] Там же.
[3] Манильская декларация о мирном разрешении международных споров. Принята 15 ноября 1982 г. резолюцией 37/10 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
[4] См.: Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. С. 568-569.
[5] Верещетин В.С. Международный суд ООН на новом этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 74-85..
|