Международным организациям принадлежит исключительно важная роль для решения споров. Их функции в этой области значительно шире, чем у органов, единственной функцией которых является разрешение споров. Механизм разрешения споров организациями носит преимущественно политический характер, но при этом он, разумеется, опирается на международное право.
С момента создания ООН играет ведущую роль в международно-правовой системе мирного разрешения международных споров и поддержании международного мира и безопасности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Международным судом и Секретариатом.
Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в области мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания. Государства – члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные органы.
Широкими полномочиями в деле мирного разрешения споров обладает Совет Безопасности ООН. Он может оказывать добрые услуги и посредничество, осуществлять расследование и примирение. Совет Безопасности рассматривает прежде всего такие споры и ситуации, продолжение которых угрожает международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не установлен, то совет безопасности может расследовать их в целях определения, не могут ли они представлять угрозу международному миру[1].
Государства – члена ООН могут доводить до сведения Совета Безопасности о любом таком споре или ситуации. Совет Безопасности может в любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора; при этом он исходит из того, что споры юридического характера передаются в Международный суд ООН[2]. Если Совет Безопасности считает, что продолжение спора может угрожать международному миру, то он либо действует в соответствии со ст. 36 Устава ООН, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими»[3].
Секретариат осуществляет функции по мирному урегулированию преимущественно через Генерального секретаря ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, уделяется значительное внимание роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций[4]
Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам – участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по урегулированию конфликта.
Специализированные учреждения ООН в своих учредительных актах содержат постановления о порядке разрешения споров, касающихся применения или толкования этих актов. Спор, не решенный путем переговоров, передается главному органу организации. Если и это не дает результата, спор передается на рассмотрение суда или арбитража[5].
В учредительных актах региональных организаций содержатся положения о разрешении споров, которые могут возникнуть между государствами-членами.
Например, подробно этот вопрос регламентирован в Хартии ОАЕ (Организации Африканского единства). Для практического претворения в жизнь принципа мирного урегулирования споров ст. 7 и 19 предусмотрено создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, являющейся постоянным и одним из главных органов ОАЕ.
Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон; посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме; если меры примирения, предложенные посредником, приняты, они становятся основой Протокола о соглашении между сторонами.
Основанием процедуры примирения служит поданная на имя председателя Комиссии петиция одной или обеих спорящих сторон. По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, в обязанности которого входят выявление проблем спора и принятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях[6].
Довольно развитая система рассмотрения споров существует в рамках ОБСЕ. Из других региональных организаций процедура мирного разрешения споров наиболее основательно урегулирована в рамках Совета Европы.
Таким образом, стратегия предотвращения конфликтов в конце ХХ в. стала более активно пробивать себе путь не только в универсальной системе безопасности – ООН, но и в деятельности региональных организаций и соглашений. Превентивность стала их основным подходом в вопросах поддержания мира и безопасности.
[1] Ст. 34 Устава ООН.
[2] Ст. 36 Устава ООН.
[3] Ст. 37 Устава ООН.
[4] Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области. Принята 5 декабря 1988 г. резолюцией 43/51 на 68-м пленарном заседании 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
[5] Лукашук И.И. Международное право. С. 278.
[6] См.: Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. С. 582.
|