Административные реформы[1] [2] — это комплекс мер, направленных на изменение места и роли органов государственного управления в системе органов государственной власти, на организационные изменения органов государственного управления, принципов и форм рекрутирования административно-управленческого персонала, процесса принятия
управленческих решений, на изменение отношений общества и государства.
В переводе с французского слово "реформа" (фр. La re forme — реформа) как преобразование, переустройство в способе функционирования социальных институтов, действующих в рамках данного общества. Данное определение является не достаточно полным, так как не упоминает основную черту реформы — достижение нового качества. Непременными атрибутами реформ являются инициатива "сверху" (в чем видно отличие реформы от революции), законодательный механизм осуществления и направленность преобразований по пути прогресса.
Административная реформа — является поступательным процессом, при котором необходимо ставить четкие измеряемые задачи и избегать общих абстрактных программ.
Модернизировать государственное управление — значит, сделать его проще, яснее, эффективнее, постараться добиться открытости в области
государственных расходов и четко определить ответственность каждого из
2
многочисленных операторов государственного управления .
Под административной реформой понимают, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления.
Многие современные исследователи в области изучения административных реформ Российской Федерации выделяют несколько типичных представлений о содержании административной реформы:
- модернизация государственной власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти;
- реформа административно-территориального устройства
государства;
- разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью;
- реформа государственной службы;
- реформа функций и структуры исполнительной власти[3].
Первые два направления не входят в содержание административной реформы. Они не нацелены на радикальный пересмотр функций исполнительной, законодательной и судебной власти и касаются, в частности, совершенствования процедур реализации имеющихся функций судебной власти, приведения в соответствие с ними судебной системы, а для законодательной власти в большей степени связаны с изменением порядка формирования представительных органов власти - избрание членов Совета Федерации или формирование Государственной Думы и региональных представительных органов власти по смешанному (пропорциональному и мажоритарному) принципу[4].
Изменение административно-территориального устройства, которое на данной стадии в основном связано с объединением субъектов Российской Федерации, не затрагивает полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации как таковых, а лишь приводит к закреплению функций, осуществляемых исполнительной властью двух регионов, за органами исполнительной власти объединенного субъекта Российской Федерации.
Оставшиеся три направления и составляют административную реформу в широком смысле.
Основным содержанием разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа субсидиарности, т. е. закрепления функции за минимально необходимым уровнем власти. Одна из главных проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы в целом, состоит в том, что она является производной от определения функций, остающихся за государством и за исполнительной властью на всех уровнях. Поэтому произведенное законом разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное, и оно будет пересмотрено после определения необходимых функций государства.
Реформа государственной службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих - эффективными исполнителями функций государства - в этом ее основное значение для административной реформы.
Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной.
Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых
государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов.
Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания
государственных услуг[5].
Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функции структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Ее целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.
[1] Сморгунов Л.В. Политико-административное управление / Под ред. В.С. Комаровского. - М: РАГС, 2004. - 496 с.
[2]
Шаров Л.В. Об основных элементах административной реформы //Журнал российского права. - 2011. - N 5. - С.34-36.
[3]
Зайцев В.Е. Институциональный анализ административных реформ // Молодой ученый. - 2014. - № 6 (65). - С. 415-419.
Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства - М: Норма-Инфра-М, 2012 - 560 с.
Капогузов Е.А. Институциональные аспекты оценки результатов административных реформ // ЭКО. -
2013. - № 11 (473). - С. 181-189.
|