Проблема избирательных споров достаточно актуальна на современном этапе развития российской государственности в целом и избирательной системы в частности. В связи с этим появляется необходимость в проведении сопоставления избирательных споров, как споров, связанных с нарушением избирательных прав граждан, с некоторыми схожими правовыми явлениями и, в частности с правовыми спорами, имеющими место в связи с обжалованием нарушений права граждан на участие в референдуме Российской Федерации.[1]
Данный вопрос является дискуссионным среди современных юристов. Е. П. Ищенко, под избирательными спорами понимает разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке.[2] Таким образом, автор сопоставляет понятие правовых споров, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, не указывая на их различия. Безусловно, такая теория имеет место быть. Анализируя федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", можно найти тому доказательства, ведь как юридическая, так и нормативная база в данном законе у обоих понятий совпадает.[3] Данный закон комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме, как средства осуществления народом принадлежащей ему власти в условиях демократического российского государства.
Но есть и другая точка зрения, так С. Д. Князев полагает, что одно лишь сходство "технологических" аспектов этих двух институтов народовластия не может служить убедительным доказательством в пользу объединения выборов и референдума в единый по своей природе объект правового регулирования.[4] По мнению автора, нельзя игнорировать то обстоятельство, что выборы и референдум имеют различные основания, цели и юридические последствия. Таким образом, ещё одна теория, касающаяся правовых споров, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, гласит о том, что избирательные споры не поглощают в себя референдумные споры, а оцениваются как различные понятия.
Прежде всего, само различие избирательного права и права на участие в референдуме граждан заложено уже в Конституции Российской Федерации. Так в части 3 статьи 3 отдельно выделяются два вида непосредственной демократии при осуществлении народом принадлежащей ему власти - это референдум и свободные выборы.[5] Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также выделяет отдельно выборы и референдум, избирателей и участников референдума, избирательные права граждан и право на участие в референдуме.[6] Причем, если выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, то под референдумом в федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
Таким образом, референдум и выборы рассматриваются законодателем как две абсолютно самостоятельные формы прямого волеизъявления граждан, которые различаются в первую очередь по целям их проведения. Рассмотрим виды референдумов, их три: 1) референдум Российской Федерации; 2) референдум субъекта Российской Федерации; 3) местный референдум.[7]Можно обнаружить некоторую аналогию с уровнями проводимых в России выборов, что, однако, не свидетельствует о тождестве рассматриваемых правовых явлений. Необходимо отметить, что федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" лишь устанавливает общий для выборов и референдумов набор основных гарантий конституционных права избирать и быть избранным, а также права на участие в референдуме, в то время как детальное правовое регулирование, к примеру, федеральных выборов и референдума, осуществляется четко дифференцированно. Порядок выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы Российской Федерации предусмотрен в федеральных законах "О выборах президента Российской Федерации"[8] [9] и "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации"[10]. Что касается референдума Российской Федерации, то процедура его проведения регулируется федеральным конституционным законом Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации".[11] Раздельное правовое регулирование, причем на уровне разных по юридической силе законов - федерального и федерального конституционного, на мой взгляд, еще раз подтверждает автономность референдума по отношению к выборам.
Необходимо обратить свое внимание, на еще одно немаловажное отличие. Выборы - это легитимный способ постоянного формирования и обновления органов государственной власти. Здесь стоит подчеркнуть - постоянный, в отличии от референдума, так как референдум - это элемент выражения власти народа, который используется исключительно в связи с поступившей инициативой определенных в законе субъектов, либо применяющийся в зависимости от сложившейся и предусмотренной в законодательстве ситуации, а также не обладающий признаком заранее установленной периодичности его проведения.[12] Именно поэтому, в сравнении с выборами, референдумы представляют собой достаточно редкое явление, которое в отличие от выборов имело место далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Действительно, проведение референдума - значительно редкое явление для нашей страны. В.В.Пылин эту проблему объясняет таким образом: «Современная административно-командная система не создала эффективного механизма реального и непосредственного влияния народа, населения на государственную и муниципальную политику, видимо, опасаясь этого инструмента демократии, и, в сущности, превратила референдум просто в декларацию либо форму управляемой сверху демократии. По сути дела, чиновники зачастую под маской необходимости неукоснительного соблюдения буквы закона во всех ее формальностях безнаказанно всячески препятствуют гражданам осуществлять их конституционное право на участие в управлении делами государства и осуществления местного самоуправления непосредственно через референдум. А получается, что вина за то, что судьбоносные решения по реформированию важнейших сфер жизнедеятельности россиян не выносятся на референдум, ложится прежде всего на гражданское общество, на народ, на граждан, так как только у них есть право потребовать проведения референдума.»[13]
Но, тем не менее, стоит подметить ярко выраженное сходство, подмеченное нашим законодателем. Процедура проведения референдума во многом совпадает с процессом избирательным, что и обуславливает комплексное в рамках единого базового федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[14]. Хотя, интересно, что ранее, федеральный закон 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" регулировал исключительно избирательные отношения и не содержал норм, закрепляющих порядок реализации и защиты права граждан на участие в референдуме. Кроме этого, как отмечает С. Д. Князев, обращает на себя внимание тот факт, что практически во всех субъектах Российской Федерации законодательное регулирование избирательных прав и права на участие в референдуме осуществляется на дифференцированной основе.[15] Поэтому, современное единое, в рамках одного закона закрепление базовых гарантий осуществления и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме, как уже было сказано, не привело к отождествлению референдума и выборов и не повлекло поглощения избирательным правом такого самостоятельного института конституционного права России, как институт референдума, в качестве наивысшего способа выражения народом принадлежащей ему власти.[16]
Возвращаясь снова к конституционным основам избирательного права и права на участие в референдуме, приведем в связи с этим позицию Сергея Дмитриевича Князева, который полагает, что вовсе не случайно Конституция России, определяя выборы как свободные, не содержит аналогичной характеристики по отношению к референдуму. За этим, с точки зрения автора, кроется существенное концептуальное различие методов правовой регламентации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, отражающее специфические особенности данных форм участия обладателей этих конституционных прав в управлении делами общества и государства. Его нетрудно обнаружить при внимательном исследовании порядка назначения, условий подведения итогов и определения результатов выборов и референдума, а также тех юридических ограничений, которые установлены применительно к избирательным правам и праву на участие в референдуме граждан Российской Федерации.[17] Полагаясь на это, референдум не воспринимается как совершенно самостоятельное проявление народовластия. Референдум преследует совершенно иные, нежели выборы, цели.
Из всего вышеизложенного следует, что общественные отношения, связанные с реализацией и защитой права граждан на участие в референдуме, на мой взгляд, не входят в предмет российского избирательного права, а, следовательно, и избирательные споры, протекающие в рамках охранительных избирательных правоотношений, не включают в себя правовые споры, имеющие место в связи с нарушениями права граждан на участие в референдуме. Бесспорно, и референдумные и избирательные споры являются юридическими и правовыми конфликтами, эта сущность объединяет данные понятия. Сходство также в частности обнаруживается применительно к единообразной процедуре их рассмотрениях и разрешения, установленной статье 75 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[18] и статье 259 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации[19]. Однако при всем при этом избирательные споры характеризуются значительно более широким по сравнению со спорами референдумными перечнем возможных предметов споров. Также правовые споры, связанные с референдумными вопросами имеют свою специфику, которая выражается в субъектном составе, как то инициативные группы по проведению референдума и так далее, но не смотря на это, круг возможных субъектов избирательных споров значительно шире. Чаще избирательные споры имеют место и в плане количественных показателей их возникновения, что обусловлено регулярностью процесса проведения выборов и фрагментарностью использования референдумов в качестве формы прямого волеизъявления граждан.
Право на судебную защиту избирательных прав предусмотрено прежде всего в Конституции Российской Федерации. Закрепленная в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в статье 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.[20]
Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой, обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.[21]
Гарантии независимости судебной власти обеспечиваются многими положениями: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенностью судьи; для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов - также системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.[22]
Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и так далее. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.
Раскрывает общие конституционные положения о праве граждан на судебную защиту избирательных прав Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 28.06.04 "О референдуме Российской Федерации": "Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных
объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами".[23]
Далее положения конституционного закона конкретизируются в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".[24]
Согласно статье 75 указанного Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Действующее федеральное законодательство в целом создает необходимые юридические предпосылки для проведения избирательных кампаний различного вида и уровня и отвечает общепризнанным демократическим стандартам организации и осуществления избирательных процедур.
[1] Охотников Р.А. Соотношение избирательных споров и споров при приведении референдумов в Российской Федерации // Юридический вестник ЮИ ДВГУ. - Томск, 2008. - № 2. - 7 с.
[2]Ищенко Е.П. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение: Монография. - М.: РЦОИТ. - 2002. - 73 с.
[3]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
[4] Князев С.Д.Очерки теории российского избирательного права: Монография. - Владивосток: ЮРКОМПАНИ. - 2005. - 165 с.
конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31.
[6]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
[7]Дмитриев Ю.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учебное пособие. - Ростов-на- Дону: Феникс. - 2011. - 245 с.
'Большаков С.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. - М.: Норма. - 2013. - 276 с.
[9]О выборах президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ: официальный текст по состоянию на 15.05.2015, с изм. от 01.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15.01.2003. - № 2.
[10]О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.05.2015, с изм. от 16.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.05.2005. - № 21.
[11]О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 58-ФКЗ: официальный текст по состоянию на 18.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 30.06.2004. - № 132.
[12]Веденеева Ю.А. Очерки по истории выборов и избирательного права: Монография. - М.: СИМВОЛ. - 2002. - 154 с.
[13]Пылин В.В. Референдум: проблемы правового регулирования и практики реализации // Право и жизнь. - 2003. - № 52. - 68 с.
[14]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
[15]Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права: Монография. - Владивосток: ЮРКОМПАНИ. - 2005. - 177 с.
[16]Лучин В.О. Избирательное право России: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАТА. - 2012. - 151 с.
[17] Князев С.Д.Очерки теории российского избирательного права: Монография. - Владивосток: ЮРКОМПАНИ. - 2005.- 176 с.
[18]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31.
[21]Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография. - М.: Изд-во МГУ. - 2013. - 143 с.
^Большаков С.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. - М.: Норма. - 2013. - 403 с.
[23]О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 58-ФКЗ:
официальный текст по состоянию на 18.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 30.06.2004. - № 132.
|