В рамках судебной формы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации и прав на участие в референдуме основным средством защиты является заявление. Такие заявления оформляются по правилам, предусмотренным статьями 131 и 132 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.[1]
Часть 1 статьи 247 Г ражданского процессуального Кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительное требование к оформлению заявления: в нем необходимо не только конкретизировать предмет судебной проверки (действия или решения, которые заявитель просит признать незаконными), но и указать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием) или актами.
Обращение в суд по делам, возникающим из публично-правовых отношений, представляет собой самостоятельное средство юридической защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, поэтому его использование не зависит от обжалования заявителем оспоренных актов и действий в ином порядке, в частности посредством обращения в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.[2]
В порядке, предусмотренном главой 26 Г ражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, рассматриваются дела, связанные с регистрацией кандидатов (об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации; об отмене регистрации или исключении из списка кандидатов, возбуждаемые по представлению избирательных комиссий), дела, связанные с пересмотром итогов голосования (об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов; об отмене решения комиссии референдума субъекта Российской Федерации или
местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума). Кроме того, суды рассматривают дела, связанные с предвыборной агитацией, финансированием выборов, оспариванием текстов бюллетеней, дела по жалобам на нарушение правил составления списков избирателей, дела о назначении выборов, о признании члена избирательной комиссии систематически не исполняющим свои обязанности, о расформировании избирательных комиссий, об отмене решения, принятого на референдуме субъектов Российской Федерации или на местных референдумах и т.д.[3]
"Вместе с тем не могут быть оспорены в судебном порядке решения, принятые на референдуме Российской Федерации, поскольку референдум такого уровня представляет собой высшее и непосредственное выражение власти народа, поэтому согласно статьи 40 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" принятое на нем решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации".[4]
Общий порядок рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан установлен в статье 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, деятельность избирательных комиссий по рассмотрению данных жалоб регламентируется и в статье 28 Федерального закона, в которой устанавливаются правила организации деятельности избирательных комиссий как коллегиальных органов, и в частности порядок принятия ими решений.
Установлено, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая
обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
оставить жалобу без удовлетворения;
отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (пункт 6 статьи 75 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").1
При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются) (пункт 12 статьи 75 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.[5]
Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.[6]
Необходимо обратить внимание, что на письменные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан, поступившие в избирательную комиссию, ответ должен даваться избирательной комиссией как коллегиальным органом, а не ее отдельными членами или должностными лицами.
Итак, нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (пункт 8 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")[7], то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет
приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.
Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
Помимо защиты избирательных прав в суде и путем подачи жалоб в избирательные комиссии граждане могут обращаться с жалобами и заявлениями в органы внутренних дел и прокуратуру. Это, например, актуально при совершении административных правонарушений и преступлений, посягающих на избирательные права граждан.[8]
Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации осуществляется в судебном порядке. "Во-первых, допускается обращение в суд тех субъектов избирательного процесса или участия в референдуме, которые полагают, что их права нарушены. Во- вторых, предусмотрена и возможность обращения в суд соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума в случае выявления нарушений избирательного законодательства со стороны субъектов избирательного процесса или участия в референдуме".[9]
Таким образом, право обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав граждан имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (пункт 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").[10]
Кроме того, в пункте 1 статьи 259 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в качестве субъектов обращения с заявлениями о нарушении избирательных прав в суд указаны политические партии, их региональные отделения, а также прокурор.[11]
Следует иметь в виду, что право на судебную защиту избирательных прав, в отличие от других прав и свобод, принадлежит не каждому лицу, достигшему возраста 18 лет, а только избирателю, то есть гражданину Российской Федерации, при отсутствии у него обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие в выборах (недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).1
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, избирательной комиссией (часть 2 статьи 259 Гражданского процессуального Кодекса). Обращаясь в суд при указанных обстоятельствах, избирательные комиссии обеспечивают контроль за соблюдением избирательных прав граждан.
В части 1 статьи 259 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации содержится положение, согласно которому при наличии массовых нарушений, указанных в заявлении или заявлениях, либо когда нарушение в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение, с заявлением об устранении такого (таких) нарушений непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации вправе обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Отметим, что впервые указанная норма появилась в Законе об основных гарантиях избирательных прав (пункт 10 статьи 75). Во втором случае право на обращение в суд предоставлено Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, избирательным комиссиям муниципальных образований, окружным, территориальным и участковым избирательным комиссиям. Такое право у перечисленных комиссий возникает в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме со стороны органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, политической партии, ее регионального отделения, а также другого общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума.[12]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (статьи 23-27 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации)[13], арбитражными (статья 22 Арбитражного процессуального Кодекса)[14] и третейскими судами (часть 3 статьи 3 Гражданского процессуального Кодекса).
Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда.[15]
Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.
Споры по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции.
В статье 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации определен перечень гражданских дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции.
Обращение в суд предусмотрено в форме заявления об устранении тех или иных нарушений избирательных прав граждан или права на участие граждан в референдуме. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального Кодекса граждане, обращающиеся в суд с заявлениями о защите своих избирательных прав и права на участие в референдуме, освобождаются от уплаты государственной пошлины, что создает для указанной категории заявителей дополнительную гарантию эффективной реализации конституционного права на судебную защиту в случаях нарушения законодательства о выборах и о референдуме.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из: районных судов, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, Верховного Суда Российской Федерации.[16] В статьях 24, 26, 27 Гражданского процессуального Кодекса установлены полномочия судов по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции. При обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий учитывается прежде всего их уровень. 2
Согласно пункту 5 статьи 27 Гражданского процессуального Кодекса, Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела об обжаловании
решений (уклонениях от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий. То есть из данной нормы следует, что решения или уклонение от принятия решений, исходящие непосредственно от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Если же Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было принято решение по жалобе на действия нижестоящей комиссии и решение последней комиссии было оставлено в силе, то в этом случае дело подсудно суду субъекта Российской Федерации.[17] То есть в силу этой нормы Верховный Суд Российской Федерации отказывает в приеме подобных заявлений к своему рассмотрению в связи с тем, что заявители фактически обжалуют не решения, действия или бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а решения, действия или бездействие нижестоящих избирательных комиссий.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Исключение составляют решения комиссий, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий (статья 75)[18]
Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.
Следует иметь в виду, что при рассмотрении судами ряда дел о защите избирательных прав граждан (об итогах голосования, о результатах выборов) оценка законности и обоснованности решений, действий (бездействия) избирательных комиссий соответствующего уровня находится в прямой зависимости от того, насколько законно и обоснованно действовали нижестоящие избирательные комиссии. Поэтому пунктом 4 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." установлено, что суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов.[19]
Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлена также Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В пункте 2 статьи 75 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Эта же подсудность установлена и для обжалования решений комиссий по итогам голосования, о результатах выборов, референдумов (пункт 4 статьи 75 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").[20]
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Гражданском процессуальном Кодекса Российской Федерации (статья 260) устанавливаются сроки подачи заявлений (жалоб) о нарушениях избирательных прав граждан и сроки рассмотрения этих заявлений (жалоб).[21]
Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства либо избирательных прав заявителя. Это общий срок, установленный для подачи подобных заявлений. По заявлениям, касающимся решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены сокращенные сроки. Такие заявления, в отличие от общего порядка, могут быть поданы лишь в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения, но не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Если нарушения избирательных прав, имевшие место в период избирательной кампании, обжалуются после опубликования результатов выборов, соответствующие заявления могут быть поданы в суд в течение одного года со дня опубликования результатов выборов (статья 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статья 260 Гражданского процессуального Кодекса).[22]
При подаче заявлений (жалоб) в вышестоящую избирательную комиссию из указанных сроков применяется только десятидневный срок, касающийся обжалования решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) (статья 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...").
Общий срок рассмотрения заявлений (жалоб), поступивших в ходе избирательной кампании, составляет пять дней как для судов, так и для избирательных комиссий. В то же время пунктом 4 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1-3 статьи 260 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации предусмотрены и специальные сроки. Так, в случае поступления жалобы менее чем за 5 дней до дня голосования решение по данной жалобе принимается не позднее дня, предшествующего дню голосования. При поступлении жалобы в день голосования или в день, следующий за днем голосования, решение принимается немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.[23]
Решение суда по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования (пункт 5 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Наиболее короткие сроки предусмотрены для рассмотрения заявлений (жалоб) о неправильности в списках избирателей. Они должны быть рассмотрены избирательной комиссией или судом в трехдневный срок, а за 3 дня до голосования или в день голосования — немедленно. Также в трехдневный срок Верховный Суд Российской Федерации обязан рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока в случае отказа в выдаче заверенных копий списков кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (статья 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").[24]
Самые продолжительные сроки предусмотрены для рассмотрения судом жалоб на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Такие жалобы рассматриваются не позднее чем в двухмесячный срок со дня их подачи.[25]
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, поступивших в ходе избирательной кампании. Согласно части 3 статьи 348 Г ражданского процессуального Кодекса такие кассационные жалобы рассматриваются в течение пяти дней со дня их поступления. При этом кассационная жалоба на решение суда в ходе избирательной кампании может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.[26]
Таким образом, заявление об отмене регистрации кандидата должно быть подано не позднее, чем за восемь дней до дня голосования, а решение принимается не позднее, чем за пять дней. Законодателем учтена негативная практика, когда регистрация кандидатов отменялась за несколько суток до дня голосования. Однако если кандидат, допустивший грубые нарушения, будет избран, к нему может быть применена и другая мера публично-правовой ответственности - отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов и признание результатов выборов недействительными. Если такой кандидат не будет избран и не выйдет на повторное голосование, то оснований для отмены результатов выборов не будет.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
[2]Лучин В.О. Избирательное право России: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАТА. - 2012. - 321 с.
^Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
[4]Кривачев А.А.Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №1.
[5]Власов А.А. Гражданский процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт. - 2008. - 194 с.
[6]Ерофеев Д.В. Голосование в избирательном процессе: правовые аспекты // Право и власть. - 2012. - № 3. - 6
с.
[8]Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография. - М.: Изд-во МГУ. - 2013. - 210 с.
[9]Кривачев А.А.Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №1.
- 39 с.
[10]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
[11]Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31.
[12]Вешняков А.А.Актуальные проблемы избирательного права России // Юрист. - 2010. - № 1. - 28 с.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
[14]Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.05.2015, с изм. от от 18.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.07.2002. - № 30.
1О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ: официальный текст по состоянию на 06.04.2015, с изм. от 05.02.2014 // Российская газета. - 12.01.1997. - №
[16]
[17]Гагиева А.В.Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность: Монография. - Владикавказ: Изд-во Влад. гос. инст. упр. - 2011. - 68 с.
[18]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
[19]Гагиева А.В.Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность: Монография. - Владикавказ: Изд-во Влад. гос. инст. упр. - 2011. - 75 с.
[20]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
[22]Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от
12.06.2002 № 67-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.04.2015, с изм. от 06.04.2015 // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
[24]О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ: официальный текст по состоянию на 20.05.2015, с изм. от 16.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.05.2005. - № 21.
[25]Большаков С.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / Большаков С.В., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А. - М.: Норма. - 2013. - 450 с.
^Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2015, с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46.
|