Воскресенье, 24.11.2024, 21:04
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Историческое развитие и современное состояние основных трудовых прав граждан Российской Федерации

Для того чтобы приступить к рассмотрению современного состояния развития трудового права Российской Федерации необходимо рассмотреть исторический сравнительно-правовой анализ отечественного трудового законодательства.

Общественное производство в России до реформы 1861 г. в основном основывалось на принудительном труде крепостных крестьян. Законодательство, которое на тот момент регулировало труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа. Реформы Петра I, изданные им юридические акты стали предпосылкой к развитию промышленного производства, предприятия стали обеспечиваться рабочими. Таль Л.С. отмечал, что российские законы о труде феодальной эпохи руководствовались лишь финансовыми соображениями, а не социальными мотивами, «они заботились главным образом о снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании строгой дисциплины. В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского... Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло лишь отрасль административного (полицейского) права».

Среди законодательных актов в дореформенную эпоху, которые регулировали трудовые отношения работников и фабрикантов, следует выделить: Положение от 24 мая 1835 г. «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» и Положение от 7 августа 1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы детей младше 12 лет».

В XIX веке было подготовлено Полное собрание законов Российской империи (45 томов) под руководством М.М. Сперанского. В нем были в хронологическом порядке помещены нормативные акты, принятые начиная с 1649 г. по 1825 г., то есть была проведена крупномасштабная систематизация всего отечественного законодательства. В это же время был подготовлен Свод законов Российской империи, который содержал в себе акты, сгруппированные по отраслевому принципу. Изначально акты о трудовом найме работников располагались в нескольких уставах: в Уставе о промышленности, Уставе путей сообщения, Горном уставе, в Положении о найме на сельские работы. Но уже с 1913 года положения о регулировании труда работников в промышленности были объединены в отдельный устав, «Устав о промышленном труде» (УПТ). Это стало предпосылкой для возникновения трудового права как самостоятельной отрасли.

Активизировались реформы трудового законодательства с момента революционного свержения самодержавия в России в феврале 1917 г., с момента усиления рабочего и профсоюзного движения. 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. Принималась она, основываясь на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» В.И. Ленина. Государственная власть теперь принадлежала только трудящейся части населения, составляющей абсолютное его большинство.

Вскоре был принят Кодекс законов о труде — первый комплексный акт советского трудового законодательства, который заложил базу для дальнейшего развития трудового права. Он содержал в себе 9 разделов: «О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда».

30 октября 1922 г. был принят второй Кодекс законов о труде, который завершил формирование трудового права советского типа. Кодекс 1922 года отошел от методов государственного принуждения в регулировании трудовых отношений к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Далее, 1 января 1971 г. вступили в силу «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», положения которых улучшили положение работников, повысили правовые гарантии для трудящегося народа.

Стоит отметить, что уже в 1991 году, в результате принятия СССР «Декларации прав и свобод человека и гражданина», в отечественное законодательство была введена формула о запрете принудительного труда.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, установление минимального размера оплаты труда, поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, подняла на конституционный уровень государственную деятельность по охране труда. Статья 37 Конституции РФ предоставила каждому человеку свободу труда, права распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Надо отметить, что впервые на конституционном уровне в нашей стране был запрещен принудительный труд, признано право на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку. Иными словами Конституция 1993 г. предоставила свободу труда, но также не стоит забывать о том, что государство закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс России «изменил цели и задачи трудового законодательства, и определил своими целями — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». Трудовой кодекс Российской Федерации восполнил пробелы предшествовавшего его акта Кодекса законов о труде, в частности, он усовершенствовал защитную функцию трудового права.

Подводя итоги, необходимо отметить, что анализ действующего отечественного законодательства, который регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правового регулирования. А проблемы, которые возникают в данной сфере, относятся к числу наиболее актуальных в Российской Федерации. Факт, что сегодня в качестве главной предпосылки трудоустройства выступает безработица, которая влечет негативные последствия социального, психологического и экономического характера. Кроме этого в мире существуют юридически не оформленные трудовые отношения, что снижает уровень гарантий прав работающих. Также есть проблемы с ростом миграции в Россию. Исходя из статистических данных Федеральной миграционной службы, по состоянию на 16 марта 2015 года, за 2014 года в Российскую Федерацию въехало 17281 971 иностранных граждан, из которых только 1 303 258 гражданам были выданы разрешения на работу. Также следует сообщить, что уже за первые 2 месяца 2015 года в Российскую Федерацию въехало 3 258 815 иностранных граждан. Следовательно, в качестве общей тенденции развития законодательства в сфере труда можно выделить поиск адекватных правовых механизмов для достижения установленных целей в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%