В современных источниках права более всего распространение получили нормативные правовые акты. Документы обладают признаками, отличающими их от иных формально схожих актов. Нормативный акт, как документ, содержит в себе предписания, рекомендации, алгоритм действий, который не возлагает никакой правовой ответственности, в отличие от правового акта, строго предписывающего обязанности и санкции.
Признаки нормативных правовых актов:
— исходят от государства;
— являются результатом деятельности компетентных, уполномоченных на то законом, субъектов правотворчества по установлению, изменению или отмене юридических норм;
— содержат в себе нормы права;
— имеют определенную документально-письменную форму, закон, указ, устав, приказ, постановление;
— принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
— их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения.
Таким образом, нормативный правовой акт — это юридический документ, принятый в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества, содержащий нормы права и обеспечиваемый мерами государственного воздействия.
В Конституции Российской Федерации встречается и термин «нормативные правовые акты» (ч. 3 ст. 15, п. «а» ч. 1 ст. 72, ч. 2, 4 - 6 ст. 76), и термин «нормативные акты» (п. «а», «б» ч. 2 ст. 125), то есть конституционный текст не делает между ними различий, считает их синонимами.[1]
Проект Федерального закона № 96700088-2 «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (далее - ПФЗ № 1) был внесен депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. 04.06.1996 проект был принят к рассмотрению Протоколом заседания Совета Государственной Думы № 29, 11.11.1996 проект принят Государственной Думой в первом чтении Постановлением № 778-II ГД, а 12.05.2004 - отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения Постановлением Государственной Думы № 491-IV ГД.
Определение нормативного правового акта в ст. 1 проекта звучало следующим образом: «Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Федеральным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение; нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения».[2]
Нормативный правовой акт является наиболее совершенной на сегодня формой права. Как основная форма права нормативный акт используется в странах с романо-германской, континентальной системой права. Все активнее он применяется и в странах с англосаксонской системой права.
Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между содержащими право и применяющими право, реализующими право актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется и научно-прикладная необходимость его обозначения как нормативного правового акта[3]
Нормативные правовые акты классифицируются по различным критериям. Основным из них является юридическая сила. По данному основанию нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.[4]
Все нормы права можно поделить на две группы:
отправные то есть исходные, первичные, учредительные — определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия;
нормы — правила поведения — нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.
Рассмотрим их подробнее и выделим виды отправных норм права:
нормы-принципы — предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде РФ, где закрепляются принципы независимости судей, подчинения их только закону;
нормы-определения (дефиниции) — предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут как содержаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы-определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение»;
нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должны быть направлены действия как государственных органов, так и всего государства. Примером такой нормы можно считать ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым;
нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержатся статьи — показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета;
нормы-начала — конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства;
нормы-констатации. Они содержат определенные сведения о нормативном правовом акте. К таковым можно отнести ч. 1 ст. 1 УК РФ, в которой говорится о предмете Кодекса. В некоторых случаях в статьях содержатся декларативные, программные, социально-политические, нравственные положения, призванные обосновать необходимость соответствующего нормативного правового акта[5].
Отсутствие единого специального федерального закона о нормативных правовых актах не стало помехой для иных попыток представить официальное понятие, признаки нормативного правового акта.
Так, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» говорит о предмете экспертизы - нормативные правовые акты органов, организаций, их должностных лиц, т.е. перечень остается открытым, нормативность актов определяется на усмотрение субъектов экспертизы. Обращаем особое внимание на то, что предметом такой экспертизы могут стать только именно нормативные правовые акты и их проекты, т.е. субъекты должны иметь официальное право на издание именно таких актов, а не каких-либо других.[6]
И.Н. Барциц и С.В. Бошно полагают, что нормативный правовой акт – «это письменный документ, который принят правомочным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений. Признаки нормативных правовых актов: 1) изданы в установленном порядке правомочным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) устанавливают правовые нормы (правила поведения); 3) обязательны для неопределенного круга лиц; 4) рассчитаны на неоднократное применение; 5) действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.»[7].
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - С. 4398.
[2] Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. - 2012. - № 5.- С.15.
[3] А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник/— 2-е изд. —М.: Омега-Л, 2005. — 608 с. - (Высшее юридическое образование). -ISBN 5-98119-404-9.
[4] Рассказов Л.П. Р24 Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. с.327
[5] Рассказов Л.П. Р24 Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. с.233
[6] Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - С. 3609.
[7] Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: Учебник. - М.: 2013. - С. 31 - 32.
|