Как мы отметили, по юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Но кроме этого имеется еще и «закон законов» — конституция. Конституция — это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государства и его властные органы. Конституция является основным законом государства.
Особое место в системе нормативных правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:
— принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в ходе референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
— обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
— регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Подзаконные нормативные правовые акты. Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:
— издаются в соответствии с законом;
— регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является Нормативный правовой акт. Судебного прецедента нет, но роль юридической практики велика, обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации[1].
Рассмотрим эти виды нормативных правовых актов подробнее.
Нормативный правовой акт — это юридический документ, принятый в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества, содержащий нормы права и обеспечиваемый мерами государственного воздействия.
Нормативный правовой акт является основным источником права в романо-германской (континентальной) правовой семье. Все активнее он применяется и в странах с англосаксонской системой права, и в других правовых системах. Ведущую роль нормативный правовой акт имел и имеет и в российской правовой системе на всех этапах ее исторического развития.
Нормативные правовые акты в российском праве классифицируются по следующим основным критериям: по субъекту правотворчества, по юридической силе, по сроку действия, по сфере действия, по предмету правового регулирования[2].
По субъекту правотворчества нормативные правовые акты делятся:
— на акты законодательной власти, принимаемые федеральными законодательными органами, а также законодательными органами субъектов федерации;
— акты исполнительной власти, принимаемые органами исполнительной власти на различных уровнях: президентом, правительством, министерствами, главами администраций субъектов федерации;
— акты органов местного самоуправления;
— локальные нормативные акты, принимаемые в организациях.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
По сроку действия нормативные правовые акты делятся:
— постоянные то есть не ограничены в своем действии временными рамками;
— временные (срочные) — ограничены конкретными временными пределами( мораторий, бюджет субъекта ).
По сфере действия:
— общегосударственные — приняты к действию на всей территории страны;
— региональные — действуют на территории одного или нескольких субъектов федерации;
— локальные — действуют на одном предприятии или в учреждении.
По предмету правового регулирования — нормативные акты, регламентирующие отношения:
— в государственно-правовой сфере;
— в уголовно-правовой сфере;
— в гражданско-правовой сфере.
[1] Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов М.: Норма, 2005. — 496 с.
[2] Рассказов Л.П. Р24 Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. с.268
|