Действие нормативных правовых актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.
Территориальный принцип предполагает действие нормативного правого акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного субъекта права. Из чего следует, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой его части.
Понятие «территория государства» определяется нормами международного и внутригосударственного права. Согласно территориальному принципу действия нормативных правовых актов, в унитарном государстве есть нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальных границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.
Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов, арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства.
Нормативные правовые акты действуют на в границах определенной территории, обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества. Например, федеральный закон действует на территории всей России, региональный закон — на территории соответствующего региона.
Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются. Например: № 4520 – 1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера».
Особенности оплаты работы тех, кто трудится в районах Крайнего Севера, включая местности, приравненные к ним, прописаны в главе 50 Трудового Кодекса РФ. Начисление заработной платы в районах Крайнего Севера производится с использованием процентных северных надбавок, а также районных коэффициентов – так гласит ст. 315 Трудового кодекса РФ. Статья 317 ТК РФ гарантирует всем, кто работает в условиях Крайнего Севера, специальную северную надбавку, выраженную в процентах к зарплате, которая начисляется в зависимости от стажа работы в таких регионах. Согласно положениям ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ, величина этой надбавки и районного коэффициента, а также порядок их выплаты регулируется Правительством Российской Федерации. Одновременно Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» за № 4520 – 1 от 19.02.1993[1].
Инструкция в п.16 п.п.«г» устанавливает, что всем людям, возраст которых составляет до 30 лет, которые не менее 12 месяцев проживали в областях, приравненных к районам Крайнего Севера, и принятыми на работу, после первого полугодия работы делается начисление северной надбавки в размере 10%, а впоследствии ее размер возрастает каждые 6 месяцев на 10%, но при этом не может быть больше, чем установленные действующим законодательством предельные значения. Согласно этой же Инструкции (п.16 п.п. «в»), максимальная величина этой надбавки составляет 50%.
[1] Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Система ГАРАНТ 2016 г
|