Среда, 27.11.2024, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Действие нормативных правовых акта по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц тесно связано с их территориальным действием. По общему правилу, нормативные правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Некоторые нормативные правовые акты могут быть адресованы только определённой категории лиц (студенты, военнослужащие) и действуют только в отношении этих лиц. Направленность действия нормативных правовых актов связана с различием лиц юридических и физических. Среди последних различаются граждане, лица без гражданства, иностранцы. Среди иностранцев, находящиеся в стране пребывания, официальные представители иностранных государств, это дипломатический персонал посольств, наделяются правом дипломатического иммунитета, экстерриториальности: вопрос об их уголовной, административной ответственности за соответствующее деяние, совершённое на территории страны пребывания, решается дипломатическим путём.

Действие акта по кругу лиц, что означает распространение действия норм права на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия органов местного самоуправления. Главное условие - чтобы эти субъекты находились на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления распространяют свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории муниципального образования. В данном случае стоит разделить понятия «находящиеся» и «проживающие» лица на территории муниципального образования. Действительно, можно выделить нормативные правовые акты, которые распространяют действие на любое лицо, находящееся на территории муниципального образования (например, акт, устанавливающий размер оплаты проезда в общественном транспорте, распространяет свое действие на любое лицо, пользующееся этим видом транспорта, независимо от того, является оно жителем данного муниципального образования или не является).

Рассматривая действие нормативных правовых актов местного самоуправления по кругу лиц, стоит обратить внимание, что лица в первую очередь должны находиться на территории данного муниципального образования. Если нормативные правовые акты органов местного самоуправления распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории муниципального образования, то их действие имеет силу, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Что же касается нормативных правовых актов органов местного самоуправления, распространяющихся на лиц, проживающих на территории конкретного муниципального образования, то в этом случае под их действие подпадают только граждане Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Уголовное право, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Уголовная ответственность сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то, что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Такие лица объявляются персонами нон грата, нежелательными лицами и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда.

Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.

В качестве примера действие нормативного акта по кругу лиц можно привести Законы индивидуального действия :

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц зависит от двух факторов:

а) гражданства;

б) уровня субъекта правотворчества.

Например, федеральные законы и другие нормативные правовые акты федерального уровня по общему правилу распространяются на всех лиц, находящихся на территории России, включая иностранцев и лиц без гражданства. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут реализовать ряд политических и трудовых прав (например, они не могут принимать участие в выборах органов государственной власти, занимать определенные должности).

Российские законы распространяются на российских граждан и за пределами России. Так, в соответствии со ст. 61 Конституции РФ российским гражданам гарантируется защита и покровительство российского государства за его пределами[1].

Следует отметить, что дипломаты пользуются иммунитетом и на них многие законы не распространяются (например, они не могут быть арестованы).

В теории государства и права сложилось однозначное понимание закона как нормативного правового акта, имеющего высшую юридическую силу. Именно такое понимание закона мы обозначали выше. Однако в правотворческой практике Российского государства последних лет не все законы имеют нормативный характер, т.е. не все содержат нормы права; ряд из них по своему содержанию внешне выглядят как управленческие решения, хотя имеют наименование «закон». В большинстве они касаются материального и медицинского обеспечения семей умерших депутатов.

Например, Федеральный закон от 28 декабря 1995 г. так и называется: «О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи С.А. Маркидонова». Он состоит из четырех небольших статей: «Статья 1. Закрепить за вдовой и детьми погибшего депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.А. Маркидонова ранее предоставленную ему служебную квартиру и разрешить приватизировать эту квартиру в установленном законом порядке.

Статья 2. Назначить каждому члену семьи С.А. Маркидонова пособие в размере четырехкратного минимального размера пенсии по старости в месяц. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки выплаты пособия определяются применительно к статьям 50 и 51 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”.

Статья 3. Правительству Российской Федерации обеспечить: медицинское обслуживание членов семьи С.А. Маркидонова; возмещение расходов семье С.А. Маркидонова, связанных с платным обучением детей в негосударственных образовательных учреждениях Российской Федерации среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Статья 4. Финансирование указанных расходов, в том числе расходов, связанных с закреплением за семьей С.А. Маркидонова квартиры и оформлением прописки в г. Москве, производить за счет средств федерального бюджета».

Как видно, здесь нет норм, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Подобного рода законы приняты в отношении членов семей умерших депутатов В.С. Мартемьянова (1994 г.), Д.А. Волкогонова (1995 г.), В.Н. Швецова (1995 г.), В.И. Селюнина (1995 г.), В.В. Савицкого (1996 г.) и др. Когда число таких печальных случаев превысило пять, законодатель решил, и совершенно обоснованно, обобщить их и отрегулировать в виде полноценного, т.е. имеющего нормативный, а не индивидуальный характер, закона. Он был принят в 1998 г. и имел следующее название: «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Здесь, в частности, указывалось, что в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации или депутат Государственной Думы) каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Следует отметить, что законы индивидуального действия принимаются и по другим вопросам. Так, в 1998 г. был издан ФЗ «О создании и об упразднении некоторых районных судов», который также имеет не нормативный, а индивидуально-управленческий характер, о чем свидетельствует и соответствующая терминология — «создать Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа...», «упразднить Ленинский, Московский и Октябрьский районные суды города Калуги.» и др. Как представляется, такого рода правовые акты должны приниматься не в виде закона, а виде постановления законодательного органа либо по его поручению органом исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Нормативные правовые акты законодательных органов, не имеющие название закона. В правотворческой практике законодательных органов встречается принятие нормативных правовых актов и с другими наименованиями. Несколько примеров. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов на 1998 г. (1998 г.), Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (1998 г.) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» (2013 г.), Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”» (2013 г.). Данные нормативные правовые акты в силу того, что они приняты законодательными органами, дали основание считать их в литературе как нормативные акты, имеющие силу закона.

 

[1] Рассказов Л.П. Р24 Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. с.281

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.06.2017)
Просмотров: 128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%