Под государственным надзором и контролем за соблюдением законодательства о труде необходимо понимать, виды охранительной деятельности специально уполномоченных на то органов и общественных организаций, которые направлены на обеспечение трудовых прав населения и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор, в свою очередь, представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению точного, единообразного и обязательного исполнения законов. Надзор имеет следующие особенности:
надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, которые, соответственно, находятся в подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор
органы, которые осуществляют государственный надзор, имеют юрисдикционные и административные полномочия властного характера, строго определенные в правовых нормах
вышеупомянутые полномочия органов государственного надзора направлены на создание правоохранительных актов индивидуального значения.
Государственная надзорная деятельность, притом, включает в себя не только надзор за соблюдением трудового законодательства, но и исследование каждого отдельного случая трудового правоотношения, в том числе разрешение правовых споров и применение правовых санкций. Данные действия возможны на основе индивидуального правоохранительного акта.
Что же касается контроля, то он, в отличие от надзора, является организационно-исполнительской деятельностью органов государственной власти, которая заключается, в частности, в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, в применении санкций к виновным лицам.
Система государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства включает в себя специально уполномоченные государственные органы, которые действуют в соответствии с отечественным законодательством.
«Контроль – это объективно необходимое явление общественной жизни» и определяется как проверка качества управленческой деятельности путем сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, постановлениями, нормами и иными нормативными документами.
Выделяют контроль государственный и общественный. Государственный контроль представляет, в свою очередь, «деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения законодательства и других нормативных правовых актов, по использованию средств и собственности, по оценке целесообразности управленческих решений, связанных с проведением государственной, экономической, социальной и экологической политики и затрагивающих интересы граждан, юридических лиц, субъектов РФ и Российской Федерации в целом, а также по устранению и предупреждению различных правонарушений».
К органам государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся следующие.
Во-первых, Прокуратура Российской Федерации, осуществляющая государственный надзор за исполнением законодательства на всей территории России. «Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ».
В соответствии с Законом «О Прокуратуре РФ» задачами прокуратуры являются:
«обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;
защита прав и законных интересов граждан, а также государственных интересов».
Для выполнения данных задач прокуратура осуществляет и надзор за исполнением законов, указов, постановлений и пр. А при обнаружении нарушений законодательства о труде прокурор имеет право:
опротестовать решение и правовые акты региональных органов государственного управления или отменить их
давать письменные указания по делам об административных правонарушениях
вносить представление, выносить предписания, официальные предупреждения
обращаться за защитой нарушенного права в суд
составлять протоколы об административных правонарушениях.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор «выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении».
Во-вторых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В-третьих, охраной труда, здоровьем и безопасностью лиц, работающих в конкретных отраслях экономики, занимаются федеральные органы исполнительной власти по надзору. К ним относят следующие:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), образованная Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Ее правовой статус определен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, такими как, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации и других в пределах своей компетенции. Санитарно-эпидемиологический надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Суд также взаимодействует с органами по надзору за соблюдением трудового законодательства. Третейский суд имеет право поручить проведение проверки по обстоятельствам дела органам государственной инспекции труда. Заключение инспекции труда должно рассматриваться судом как одно из доказательств по делу.
В заключение данного параграфа стоит отметить, что подчинение государственной инспекции труда какого-либо субъекта Федерации органам исполнительной власти, которые зачастую нарушают права и свободы граждан в сфере труда и социального обеспечения, не дают ей возможности эффективно устранять нарушения в этой сфере. В то время как взаимодействие с системой третейских судов, реализация предписаний государственной инспекции труда через решения третейских судов позволяют повысить статус инспекции и правовое значение принимаемых ею решений.
|