Российское законодательство в области охраны лесов развивалось постепенно от полного отсутствия каких-либо норм, касающихся лесоустройства и лесоуправления, до создания кодифицированных нормативно-правовых актов. Историю развития можно условно разбить на пять этапов. Опишем каждый из них.
Первый этап - это все до 17 века, в этот период законодательство об охране лесов было ни то, что слабо развито, оно отсутствовало вовсе. Не было никакой нормативной базы, никакие положения относительно пользования лесом не были закреплены законодательно. Также отсутствовала какая-либо характеристика лесов.
Второй этап 1703-1781 года. Именно в этот период начали появляться первые законодательные акты об управлении и охране лесов. Также была положена основа централизованному управлению лесами теперь уже Российской Империи. Преимущественное право пользования лесами было у государства, поскольку они считались частью государственного имущества.
В 1722 году была учреждена такая должность, как вальдмейстер, то есть чиновник по делам управления государственными лесами или иными словами управляющий лесной частью. В 1798 году Указом Павла Первого данная должность была заменена на форстмейстера, но суть ее никак не поменялась - это был все тот же смотритель леса. А уже в 1826 была введена должность лесничего, которая сохранилась до сих пор.
Во времена правления Петра Великого им был издан ряд указов, касающихся лесов. Именно он объявил леса достоянием государства, указал на то, что государство имеет право преимущественного пользования лесными ресурсами перед частными лицами. Стоит отметить, что главная цель, которую преследовал Петр I, заключалась в формировании достаточной материальной базы для постройки Флота России. Было необходимо, в первую очередь, сохранять и использовать лесные ресурсы для постройки кораблей[1].
В связи с этими указами была проведена опись лесов, которые находятся на определенном расстоянии от рек. Описанные территории были огорожены столбами. А чтобы люди действительно боялись незаконно вырубать леса, были установлены виселицы «для запугивания». Были определены списки деревьев, которые было можно вырубать, и которые вырубать нельзя, так называемые заповедные деревья. К ним относились, например, дуб, клён, сосна. Причем сосна являлась мачтовым деревом, вырубать которое можно было только с наличием особого разрешения для нужд Флота.
Следующий, третий этап - 1782-1916 года. Очень важное изменение, которое произошло в это время в лесном законодательстве - это выделение двух форм собственности на лес - частной и казённой. Это изменение было введено указом Екатерины II. Стоит отметить, что все нормативно-правовые акты затрагивали исключительно казённые леса, то есть законодательство регулировало пользование только ими. Конечно, в этом были свои плюсы, но нельзя не сказать о том, что частные леса уничтожались бесконтрольно, никто не следил за их состоянием, это повлекло к значительной утрате лесных ресурсов в целом.
В 1798 году Указом Павла I был создан первый в России Лесной департамент, который ведал делами, касающимися казённых лесов. А в 1802 был создан Устав о лесах, что примечательно, помимо нормативной базы он содержал в себе положения, которые обязывали губернии создавать специальные школы, в которых будут обучаться люди, сведущие в лесных делах. Именно в этот период появилась должность лесничего. В этом Уставе также говорилось о том, что все государственные леса обязаны находиться в управлении Лесного Департамента. Была введена такая должность, как Главный директор государственных лесов, в обязанности которого входил контроль за соблюдением всех нормативных положений, касающихся управления и пользования лесами, а также деятельность по сохранности лесов. Должность эта назначалась непосредственно Его Императорским Величеством.
В 1939 году был создан, так называемый, Корпус лесничих. Он разделялся на две части: одна подчинялась Лесному департаменту, а другая считалась частью армии - это было специальное формирование Вооруженных сил Российской Империи. В 1888 году было издано Положение о сбережении лесов. Данное положение распространялось, как на частную, так и на казённую собственность, что позволило, наконец, хоть как- то оградить первую от расхищения и уничтожения. Были выделены защитные леса. В каждой губернии был создан Лесоохранительный комитет, который следил за порядком в лесах, контролировал должное исполнение вышеупомянутого Положения.
Как уже было сказано выше, первый Лесной Устав России был принят в 1802 году, следующая его редакция вышла в свет спустя столетие - в 1905 году. И, наконец, самый последний в истории России подобный устав был принят в 1913 году. Он достаточно подробно регулировал лесоохранную деятельность. Состоял из 6 разделов, каждый из которых был посвящён определенной теме. Сбережение и охрана леса; положения о казённых лесах; о тех лесах, которые и являлись государственными, но не были в непосредственном распоряжении Лесного Ведомства; о частных лесах; о лесах въезжих, общих и спорных; последний раздел был посвящен ответственности за нарушение данного устава.
Стоит отметить, что в отличие от уставов прошлых лет, в новом Уставе говорилось о том, что положения о сохранности леса распространяются не только на казённые леса, но и на частные. Были введены такие категории лесов, как защитные и водоохранные[2]. Положения о них распространялись на всей территории Империи. В них нельзя было вырубать деревья без особого разрешения.
Можно привести некоторые денные из работы Лесного Департамента того времени. Общая площадь казённых лесов составляла 366,4 миллионов гектаров на 1913 год. Число лесничих достигало 24000, это говорит о том, что леса действительно находились под большим контролем. И данная профессия имела огромный престиж. Тратились весомые суммы на благоустройство леса, организацию различных посевных и лесокультурных работ.
Четвертый этап развития законодательства об охране лесов начинается после революции 1917 года и заканчивается в 1992 году. Главным событием 1917 года в области лесопользования, конечно же, был Декрет «О земле»[3], которые полностью отменил частную собственность на землю, в том числе и на леса. Декретом 1918 года «О лесах»[4] леса были объявлены общенародным достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Также этим декретом было приказано описать все леса, классифицировать и структурировать их, также необходимо было организовать в них хозяйство. Было упомянуто, что для работы лесничим нужно иметь специальное техническое образование, что заставило дополнительно обучаться уже действующих работников этой области[5].
Следующим немаловажным по значимости событием в данный период было принятие Лесного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1923 года. Основные идеи данного кодифицированного нормативно-правового акта заключались в следующем: леса разделялись на две большие группы - местные и общегосударственные. Была выделена такая единица лесоуправления, как лесничество. По- прежнему сохранялись рыночные отношения в области лесопользования - продажа лесов с торгов.
26 ноября 1929 года постановлением Всероссийского Центрального исполнительного Комитета[6] были внесены следующие изменения в деятельность по охране лесов: было требование о реорганизации всей системы управления лесным хозяйством. Привычные лесничества теперь стали лесхозами - юридическими лицами, которые осуществляли заготовку и переработку древесины, также у них остались некоторые функции по управлению лесом. В связи с такой реорганизацией, хотелось бы отметить тот факт, что количество лесничих было урезано с 24 тысяч до 2 тысяч, а вот количество лесников, то есть людей, обладающих также специальным техническим образованием, возросло до 32 тысяч. Стоит отметить также, что произошла замена рыночной экономики планово-распределительной даже в области лесных отношений.
В 1943 году Постановлением Совета народных комиссаров все леса были разделены на 3 группы, в каждой группе был установлен определённый порядок ведения дел по лесному хозяйству, а также соответствующий порядок пользования лесом этой группы.
20 октября 1948 года было принято совместное Постановление Совета министров Союза Советских Социалистических Республик и Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза «О плане полезащитных лесонасаждений»[7]. В связи с этим постановлением были созданы государственные защитные лесные полосы общей площадью 130 тысяч гектаров. Также были созданы совершенно новые предприятия с обновленной материально-технической базой по агролесомелиорации.
Следующей стадией развития законодательства об охране лесов следует считать принятие такого нормативно-правового акта, как Основы лесного законодательства Союза Советских Социалистических республик[8] и создание Лесного кодекса 1978 года[9]. Лесной фонд был разделен уже на две другие группы - леса, принадлежащие государству, и леса, принадлежащие колхозам.
Также в нем было дано определение понятия лесохозяйственного предприятия, то есть комплексного предприятия, которое обладало рядом функций схожих с функциями органов государственного управления в области лесопользования, а также функциями по государственному контролю. Этот период можно характеризовать как период, в который забота
0 сохранности лесных ресурсов снова свелась к минимуму, поскольку стала разрешена вырубка лесов для заготовки древесины, превышающая расчетную лесосеку. Также от уплаты налога за вырубку леса были освобождены лесхозы.
Но, несмотря на это, было проведено достаточное количество лесовосстановительных работ, то есть посадка новых деревьев, уход за старыми деревьями, травля вредителей. Очень большим минусом данной системы было прекращение всякого надзора и контроля над осуществлением охоты на территории лесного фонда. Поэтому никак не регулировалась численность диких животных, что могло бы привести к вымиранию некоторых конкретных видов.
Можно сделать вывод о том, что произошла абсолютная централизация управления лесами под началом руководства Министерств Союза Советских Социалистических Республик1. Лесное хозяйство отошло на второй план, так как лидирующую позицию заняла лесная промышленность.
Наконец, перейдем к заключительному пятому этапу, который начался в 1993 году, и длятся до настоящего времени. В этот период начинают заново развиваться рыночные отношения, появляются такие институты, как аренда участков лесного фонда, торги. Существенно ограничены полномочия такого органа, как лесхоз. Перечислим ряд его функций. Лесхозы могли предоставлять участки лесного фонда в аренду или временное пользование только с согласия управленческого органа власти того или иного района. В его компетенции была выдача лесорубочных билетов. Также важной частью деятельности лесхозов было воспроизводство лесов, а также организация ухода за ними, в том числе борьба с лесными вредителями. Противопожарная безопасность тоже входила в круг задач, решаемых данным органом. Они осуществляли государственный контроль над состоянием лесов, а также за их охраной и защитой.
Стоит сказать также о разграничении компетенции в области регулирования отношений по поводу леса между Российской Федерацией и ее субъектами. Российская Федерация занимается разработкой и усовершенствованием лесного законодательства, но, конечно, не без участия
ее субъектов. Также в компетенции Российской Федерации находится разработка нормативно-правовых актов по использованию, выращиванию, охране и защите лесного фонда, помимо этого ведение государственного учета и мониторинга лесов[10]. И, конечно же, осуществление государственного контроля над исполнением лесного законодательства.
К компетенции субъектов Российской Федерации можно отвести такие функции, как установления лимитов по вырубке лесов в каждом районе с учетом того, какая площадь лесов находится там. Также согласование проведения лесных торгов. И, опять же, осуществление государственного лесного контроля через органы власти субъектов.
В Основах лесного законодательства 1993 года также говорится об особенностях использования лесных ресурсов. Поскольку в прошлом веке лесные ресурсы были очень сильно истреблены, на данном этапе важным является сохранение и приумножение их. Субъектами Российской Федерации устанавливаются лимиты вырубки лесов, превышение этих лимитов строго запрещено и наказывается законом. Отныне у лесозаготовителей не может быть закрепленных за ними лесосырьевых баз, поскольку такое закрепление приводит к высокому истреблению леса на определенной территории. Изменения касаются и системы государственных органов по управлению лесом - появляется специальный орган, основной задачей которого является охрана лесов Российской Федерации. Все лесоустройство в целом проводится и контролируется специальными организациями по единой системе, которая распространяется на всей территории Российской Федерации.
Следующим шагом к усовершенствованию законодательства об охране лесов стал Лесной кодекс 1997 года. В нем была установлена федеральная собственность на лесной фонд[11]. Отныне распоряжение и управление лесами
осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов Российской Федерации.
Этот кодекс просуществовал до 2006 года, после чего был принят новый Лесной кодекс, который существует, конечно, с некоторыми изменениями, по настоящий момент. Во-первых, норы этого кодекса передали все полномочия по использованию, воспроизводству, а также охране и защите лесов непосредственно субъектам Российской Федерации, поскольку именно на уровне субъектов эта деятельность будет наиболее успешной и плодотворной. Территориальные единицы управления были названы лесничествами, как и раньше. В их функции входит непосредственное управление лесами, лесоустройство, а также расчет размера лесопользования. Как уже говорилось выше, должность лесничего не была упразднена, вот и в новом кодексе о ней также идет речь - теперь лесничие приравниваются к государственным лесным инспекторам.
Стоит сказать, что такой субъект лесных отношений, как арендатор участка лесного фонда, считается стратегическим партнером нашего государства в области лесопользования и ведения лесного хозяйства. Так как Российской Федерации сложно единолично в полной мере контролировать состояния лесного фонда, а заключая договор аренды, она передает часть полномочий добросовестному арендатору1.
В Лесном кодексе Российской Федерации 2007 года определены «участники лесных отношений»: это Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Собственником лесных участков, которые входят в состав земель лесного фонда является государство, то есть они - объект федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки, которые входят в земли других категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством - они прописаны в Земельном кодекса Российской Федерации.
Помимо этого в Лесном кодексе прописаны те категории деревьев, которые можно вырубать. Существуют правила заготовки леса, утверждённые Приказом Рослесхоза, от которых нельзя отступать. Можно говорить также о наличии правил санитарной, пожарной безопасности. Минприроды Российской Федерации также утвердило правила по уходу за лесами.
В 1998 году Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении1 указал, что лесной фонд является «публичным достоянием многонационального народа Российской Федерации, а также является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим, поскольку роль его многофункциональна и жизненно важна и значима для общества и государства».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, на данном этапе государство должно быть крайне заинтересовано в сохранении и развитии леса не только как природного ресурса, но и как биогеоценоза в целом. Однако в силу современных экономических условий принципы охраны и рационального использования лесов еще не стали основой природоресурсного законодательства в Российской Федерации.
Отсюда следует, что на данный момент существует крайне острая потребность в повышении эффективности охраны лесов в Российской Федерации, а также значения леса как природного объекта в экономике страны, его особой роли для российской культуры, менталитета, экономического развития. Кроме сказанного, следует отметить, что участились случаи хищнического использования лесного фонда, поэтому роль государственного управления в сохранении лесных ресурсов крайне велика.
[1] Аверина К.Н. Правовая охрана лесов: Дис.канд. юр. наук. - М: Наука. - 2015. - С.67.
[2] Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. - М.: Высшее образование. - Юрайт-Издат. - 2015. - С. 309.
[3] Собрание узаконений РСФСР. - 1917. - №1. - Ст. 3.
[4] Собрание узаконений РСФСР. - 1918. - № 42. - Ст. 522
[5] Молчанов Б.А. Природоохранное законодательство России (XVIII - начало ХХ вв.). - Архангельск. - 2015. - С.5.
[6] Собрание узаконений РСФСР. - 1935. - № 20. - ст. 200.
[7] Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. - № 253. - 24.10.1948.
[8] Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 25. - ст. 388.
[9] Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1978. - № 32. - ст. 847.
[10] Орлов М.М. Лесоустройство. - Лесное хозяйство, лесопромышленность и топливо. 2015. - №3. - С. 15
[11] Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.02.1997. - № 5. - ст. 610.
|