Россия достаточно щедро наделена лесными ресурсами. Практически четверть всех мировых запасов находится именно на территории нашего государства. Лесной фонд занимает практически 70% всех земель страны[1].
В связи с этим достаточно длительный период времени законодательство в данной сфере было в полной мере ориентировано на интенсивное использование лесов. При этом, не уделялось практически никакого внимания важнейшему принципу по приоритете охраны природных объектов перед их использования.
Лесной кодекс Российской Федерации закрепил две основные цели, а также задачи лесного законодательства, сделав акцент на непосредственном использовании лесов, путем повышения их ресурсного потенциала, а также удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.
На современном этапе развития до сих пор отсутствует должное внимание на государственном уровне к проблеме охраны лесов. Это приводит к тому, что экологический потенциал лесов Российской Федерации за всю длительную историю их эксплуатации в качественном отношении значительно снизился и оказался, буквально, подорванным.
Во многом этому способствует несовершенство законодательства, а также отсутствие четкой государственной направленности на охрану лесов приводят к тому, что значительно увеличиваются случаи нарушения лесного законодательства.
Лесное законодательство, а также другие регулирующие лесные отношения и нормативно-правовые акты основываются на следующих принципах, которые являются обязательными для исполнения в процессе государственного управления в сфере охраны лесов.
В частности, такими принципами являются следующие:
- стабильное управление лесами, сохранение биологического многообразия лесов, улучшение их качества;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных важных функций лесов для того, чтобы каждому обеспечить его Конституционное право на чистую окружающую среду;
- пользование лесами с учетом их глобального экологического значения, а также учитывая время их выращивания и других природных свойств лесов[2];
- обеспечение разнопланового, рационального, постоянного, неистощительного использования лесов;
- воспроизводство лесов, увеличение их качества, а также увеличение продуктивности лесов;
- организация охраны и защиты лесов;
- использование лесов таким образом, чтобы это не наносило вред, как окружающей среде, так и человеку;
- деление лесов на виды по их целевому назначению, а также выделение защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
- недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления в своих личных целях;
- платность пользования лесом[3].
Несомненно, важное значение для обеспечения рационального использования, а также охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в данной сфере.
В основе классификации таких органов, которые осуществляют государственное управление в этой сфере, лежит объем, а также характер их компетенции. В связи с этим, в теории и на практике принято различать органы исполнительной власти, а также органы специальной и общей компетенции.
Исполнительными органами государственной власти в этой сфере является Правительство Российской Федерации, а также исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, которые обладают общей компетенцией.
Каждый из таких органов в пределах предоставленных ему полномочий выполняет функции управления лесами, а также землями лесного фонда на какой-то конкретной территории страны или же на территории субъекта Российской Федерации независимо от того, в чьем ведении или же пользовании находятся леса и земли лесного фонда.
Так, Правительство Российской Федерации занимается осуществлением государственное управление в области использования, охраны, а также защиты лесного фонда и воспроизводства лесов напрямую или же через свои уполномоченные федеральные органы исполнительной власти[4].
Функции по государственному управлению в данной сфере выполняют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы осуществляют собственные полномочия напрямую или же через свои территориальные органы управления лесным хозяйством, если такого рода действия предусмотрены соглашением между федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти Российской Федерации относительно передачи части полномочий.
Органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов являются Минприроды России и Минсельхоз России[5].
Минприроды выполняет следующие функции управления в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда1:
- охрану лесов от пожаров с воздуха, борьбу с насекомыми- вредителями и различными болезнями леса;
- обеспечение и контроль выполнения функция по восстановлению леса, по мелиорации леса, а также иных функций по хозяйственному ведению леса, а также по договорам с сельскохозяйственными организациями — работ по разведению леса, постройке защитных насаждений на сельскохозяйственных землях;
- обеспечение устройства леса, создание порядка и методики лесоустройства;
- установка возраст рубок, определение и подтверждение в должном порядке расчетных лесосек;
- обеспечение организации лесных аукционов и конкурсов, а также установление порядка их проведения;
- обеспечение выдачи различных разрешительных документов, установка определенной формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, определение порядка их учета, хранения, заполнения и выдачи;
- определение критериев, по которым леса могут быть отнесены к резервным, а также установление перечня лесов с ограниченным режимом пользования;
- рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда;
- подтверждение правил подсочки древостоев;
- разработка и утверждение правил рубок в регионах, как главного, так и промежуточного пользования, утверждение санитарных правил, а также иных регламентирующих мероприятий по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
- контролирует государственный учет лесного фонда, устанавливает порядок его ведения;
- обеспечивает и контролирует ведение государственного лесного кадастра;
- осуществляет мониторинг лесов, а также иные управленческие операции[6].
Кроме названных органов, деятельностью в сфере правовой охраны земель занимаются также и различные другие. Уполномоченными органами осуществляется учет государственного фонда, реализуется государственные лесной кадастр, мониторинг и другие действия.
Лесоустройство включает в себя систему мероприятий в области обеспечения рационального использования леса, повышения эффективности ведения лесного хозяйства, а также осуществления единообразного научнотехнической управления в лесном хозяйстве[7].
Немаловажная роль отведена и государственному контролю. Первостепенной задачей данного контроля над состоянием, использованием, а также охраной и защитой лесного фонда и воспроизведения земель является обеспечение соблюдения всеми гражданами, а также юридическими лицами определенного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок, как главного, так и промежуточного пользования, защиты лесного фонда и его охраны.
На основе сказанного, мы можем видеть, что государственному управлению в сфере правовой охраны земель отводится достаточно существенная роль.
2.2 Иные меры правовой охраны лесов
Правовая охрана лесов представляет собой комплекс правовых, а также иных мер рационального использования лесного фонда, его непосредственного сохранения от уничтожения, повреждения и других возможных негативных влияний.
По общему правилу, защита и охрана лесов осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления в пределах полномочий, которые предусмотрены лесным и иным законодательством'[8].
Охрана, а также защита лесных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лица в аренду, возложена на арендаторов данных участков на основе проекта освоения лесов.
Охрана лесов от пожаров предполагает собой осуществление комплекса важнейших мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение, а также ограничение распространения и тушению пожаров в лесах[9].
Наиболее важной задачей охраны лесов от различных пожаров является выполнение системных мер в сфере предупреждения возникновения лесных пожаров, а также ограничения их распространения и создания условий для того, чтобы была обеспечена наиболее успешная борьба с ними.
Объекты растительного мира, которые занесены в Красную книгу России или же красные книги субъектов Российской Федерации, подлежат особой правовой охране. Содержание такого рода охраны в общем виде определяется Лесным кодексом Российской Федерации [10].
В качестве мер в сфере охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений кодекс налагает запрет на осуществление деятельности, а также устанавливает определенные ограничения их непосредственного осуществления.
Красная книга является официальным документом, которые содержит в себе сведения по поводу состояния, а также распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, а также грибов, обитающих на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе[11].
Красная книга содержит в себе еще и необходимые меры по охране и восстановлению различных объектов растительного и животного мира.
Законодательство предъявляет ряд важнейших требований, к непосредственной охране животного мира, а также лесов.
Регулирование и осуществление рационального использования животного мира осуществляется, в первую очередь, путем прямого нормирования в сфере охраны, а также использования животного мира и лесов, которое заключается в установке тех или иных лимитов использования, а также других стандартов, правил и норм.
Законодательство устанавливает ряд общих правил относительно того, что любого рода деятельность, которая влечет за собой изменения среды обитания животных или же изменения лесов, а также ухудшение условий, должна осуществляться только с соблюдением требований по охране лесов.
Наиболее полное, а также эффективное сохранение лесов может обеспечиваться путем введения особо охраняемых территорий. В пределах такого рода территорий в полной мере налагается запрет на использование лесов, а также запрещается всякая деятельность, которая является несовместимой с целями охраны животных.
В целях сохранения редких лесов и растений, воспроизводство которых в естественных условиях не представляет возможным, специально на то уполномоченные органы обязаны принимать необходимые меры по созданию необходимых условий для их сохранения в подобных условиях[12].
Законодательство в сфере правовой охраны лесов предусматривает специальные меры по предотвращению гибели растений и лесов при осуществлении производственных процессов.
В интересах охраны растений и лесов в Российской Федерации создаются специальные книги, которые содержат в себе редкие растения, деревья, что находятся на грани вымирания1. Они содержат в себе сведения о редких, исчезающих или таких, что находятся под угрозой исчезновения растений и деревьев, а также о мерах, которые нужны для их сохранения.
Основным организационно-правовым инструментом регулирования охраны, а также использования лесов в соответствии с законодательством являются: государственный учет; государственный кадастр;
государственный мониторинг лесного фонда, нормирование в сфере использования и охраны лесов; государственные программы по охране лесов; экологическая экспертиза; государственный контроль в области правовой охраны лесов.
Ряд основных требований в сфере правовой охраны лесов направлен на сохранение видового многообразия лесов; охрану лесов; сохранение целостности естественных сообществ; научное обоснование рационального использования и воспроизводств лесов; регулирование численности растений для предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.
Правовое регулирование охраны и использования лесов осуществляется путем установления видов, а также способов пользования лесами. Кроме этого, установлением ряда различных запретов и ограничений на использование лесных объектов, объектов животного мира, а также среды их непосредственного обитания.
Очевидно, что сохранение объектов лесного фонда может быть достигнуто путем изменения вида пользования, а также запрещением изъятия лесного фонда из среды обитания. Так же, это может быть организация использования подобных объектов без непосредственного изъятия в рекреационных, культурно-просветительных, эстетических и других подобных целях, в том числе и организацию экологического туризма.
На основе вышесказанного в рамках этого параграфа исследования, можно прийти к выводу о том, что правовая охрана лесов в России на современном этапе развития, является одним из важнейших направлений государственной политики. Охрана лесов является крайне важной не только по причине простого их сохранения, но еще и по той причине, что леса являются важнейшим инструментом экономического развития. При этом не следует забывать о том, что экономического развитие в данном случае должно быть второстепенным, так как именно леса выполняют важнейшие функции природного характера, которые являются важными для здоровья всего населения страны.
[1] Молчанов Б.А. Правовая охрана лесов России и ее Европейского Севера. - Владимир. - 2015. - С. 10.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.10.2001. - № 44. - ст. 4147.
[3] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - С. 5201.
[4] Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.12.1997. - № 51. - ст. 5712.
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.06.2008. - № 25. - ст. 2983.
[6] Коровин Г. Н. О формах собственности на леса. - Лесное хозяйство. - 2015. - №1. - С. 14.
[7] Крассов О. И. Государственное управление в области использования и охраны лесных ресурсов. - Государство и право. - 2012. - №6. - С. 18.
[8] Бринчук М. М. Экологическое право. - М.: Юристь. - 2016. - С. 323
[9] Собрание законодательства Российской Федерации. - 09.07.2007. - № 28. - ст. 3432
[10] Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу. - М.: Проспект. - 2015. - С. 215.
[11] Дубовик О. А. Экологическое право. - М.: Проспект. - 2015. - С.401.
[12] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - С. 5201.
|