Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации за нарушение лесного законодательства предусмотрены меры, как административного, так и уголовного воздействия. Лица, признанные виновными в нарушении тех или иных норм, будут нести соответственно административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также следует сказать, что лица, привлеченные к ответственности, обязаны возместить причиненный ими вред и устранить нарушение. Данная норма прописана в части 2 статьи 99 Лесного кодекса
Российской Федерации. Стоит сказать о том, что данная часть настоящей статьи признана Конституционным Судом Российской Федерации частично не соответствующей нормам Конституции Российской Федерации[1].
В данном Постановлении говорится о несоответствии норм части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 19, частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 35, статьей 42 и частью 3 статьи 55[2]. Данное несоответствие определяется в той мере, в какой в силу неточности и неопределенности нормативного содержания данной статьи можно неоднозначно ее истолковать.
Следовательно, возникает возможность произвольного применения настоящей статьи при установлении размера возмещения вреда, который был причинен лесам из-за нарушения лесного законодательства. В рассматриваемом случае причинитель вреда добросовестно устранил нанесенные им загрязнения, но поскольку при разливе нефти и нефтепродуктов загрязнения очень масштабны, положения настоящей статьи не обеспечивают нужного баланса публичного интереса и интереса причинителя.
Конкретно в Лесном кодексе Российской Федерации нет норм, прямо предусматривающих юридическую ответственность за лесонарушения. В нем присутствует бланкетная норма, которая отсылает нас к Уголовному кодексу Российской Федерации и к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, следовательно, виновные лица будут нести ответственность уже в соответствии с нормами данных нормативноправовых актов.
Основанием для привлечения к юридической ответственности является состав правонарушения, то есть противоправное действие, а также бездействие, в результате которого наступает вредный результат, безусловно,
предполагается наличие причинно-следственной связи между действием и результатом1. Необходимо также наличие вины правонарушителя. Как уже говорилось выше, данное правонарушение в лесном законодательстве принято называть лесонарушением.
В частности, административная ответственность наступает с 16 лет, то есть ее субъектами являются только граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, а также должностные лица и юридические лица. Денежный штраф является мерой административного взыскания за правонарушение в области лесного законодательства.
На практике ответственность в виде штрафа не всегда исполняется нарушителем лесного законодательства. Поэтому законодателю следует пересмотреть данный вид ответственности, возможно, целесообразно было бы применять более жесткие виды административной ответственности, например, административное приостановление деятельности юридического лица, которое совершило лесонарушение или лишение специального права, предоставленного физическому лицу - лесопользователю.
На данный момент Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит перечень составов конкретных правонарушений, за нарушение которых на физические и юридические лица, соответственно, будет возлагаться административная ответственность. Можно привести примеры подобных составов. Это самовольное занятие лесных участков; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; несоблюдение правил пожарной безопасности, как в лесах, так и на близлежащих территориях; воспрепятствование законной деятельности и работе должностных лиц органов государственного контроля и надзора, а также должностных лиц органов муниципального самоуправления и так далее. Как можно увидеть, составы очень разнообразны и затрагивают многие аспекты, касающиеся лесопользования.
Ежегодно на территориях субъектов выявляются те или иные составы административных нарушений лесного законодательства. Нарушители нередко возмещают причиненный ущерб. Однако не всегда после выявления в обязательном порядке устраняется причиненный вред, что не позволяет поддерживать лесной фонд в должном состоянии.
Основанием для возбуждения административного производства является протокол уполномоченного должностного лица государственной лесной охраны, это может быть лесник, объездчик, об обнаружении какого - либо лесонарушения. Следует отметить, что подобные протоколы о нарушении лесного законодательства могут быть составлены также работниками полиции, общественными лесными инспекторами.
Также поводами для возбуждения такого производства могут быть заявления граждан о лесонарушениях, заявления представителей
общественности, сообщения организаций и учреждений. Также поводом может послужить сообщение, опубликованное в печати и средствах массовой информации.
Если нет возможности установить личность правонарушителя на месте, он может быть доставлен в отделение полиции для установления его личности, также существует возможность установить личность нарушителя, а администрации, как городской, так и сельской, если есть такая необходимость. В протоколе должны содержаться данные о
правонарушителе.
Также необходимо наличие конкретных сведений о виде и размере лесонарушения. В качестве примера можно привести такой состав административного правонарушения, как «незаконная рубка леса»: при протоколировании данного правонарушения следует указать породу деревьев, количество незаконно вырубленных деревьев, а также другие данные, которые будет способствовать расследованию и исчислению размера конкретного ущерба. Если деревья были незаконно вырублены и транспортированы куда-либо, следует указать в протоколе место их хранения, а также данные лица, которое ответственно за хранение.
Лесничества должны передавать административные дела для рассмотрения в комиссии при городских или районных администрациях. Если же правонарушитель не достиг возраста шестнадцати лет, то такие дела направляют в комиссию по делам несовершеннолетних. Стоит отметить, что лица военнослужащие будут нести ответственность по дисциплинарным уставам в своих военных частях. Материалы о соответствующих нарушениях лесного законодательства должны быть направлены воинскому начальнику виновного лица либо руководителю органа Министерства внутренних дел.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается ответственность за такие преступления, как незаконная рубка лесных насаждений; уничтожение или повреждение лесных насаждений; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Эти преступления входят в группу экологических преступлений, перечень которых содержится в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации1. являются они экологическими, поскольку имеют общий родовой объект - посягательства на окружающую среду.
Следует отметить, что те преступления, за которые предполагается уголовная ответственность, имеют некоторую схожесть составов с теми правонарушениями, за которые предполагается административная ответственность, но первые несут большую социальную опасность, так как ущерб значительно превышает ущерб, наносимый вторыми. Также идет посягательство на особо охраняемые территории, например, национальные парки и заповедники.
В качестве примера можно взять ст. 63 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Объекты данных статей схожи - это незаконная порубка деревьев и кустарников. И именно размер ущерба будет
определяющим фактором в выборе вида ответственности: административной или уголовной.
Рассмотрим некоторые аспекты состава ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Норма данной статьи предполагает умышленное совершение предусмотренных в ней действий. По мнению специалистов, можно определить целый ряд повреждений, которые будут попадать под действие данной статьи, поскольку ее можно толковать расширительно, в силу чего не только собственно «незаконная вырубка деревьев» является наказуемой. Это также раздробление деревьев, смятие кустарников и лиан, уничтожение кроны деревьев, уничтожение корневой системы, которое вызывает невозможность дальнейшего роста дерева и его гибель[3]. Такие повреждения могут произойти по вине субъекта в форме неосторожности, например, при заготовке леса.
Но в большинстве случаев возникают случаи умышленного повреждения деревьев.
В качестве примера можно рассмотреть случай, когда человек без специального разрешения обдирает кору с живых деревьев, чаще всего лип, для добычи луба, а это, несомненно, приводит к последующей гибели такого дерева. Субъекты таких преступлений понимают, что из-за их действий гибель дерева неизбежна, но все равно идут на это.
Во второй части статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации предполагается ответственность за незаконную вырубку, совершенную группой лиц; лицом, которое использовало свое служебное положение для совершения данного преступления; совершенную в крупном размере[4].
В третьей части рассматриваемой статьи указывается ответственность за это же деяние, если оно совершено в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Можно
отметить, что Правительством Российской Федерации уточнены размеры ущерба: крупный размер - превышает пятьдесят тысяч рублей; особо крупный - сто пятьдесят тысяч рублей1.
Согласно ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает также за уничтожение либо повреждение лесных насаждений. Если повреждения наступили вследствие неосторожного обращения с огнем либо другими повышенными источниками опасности, то ответственность может быть как в виде штрафа, так и в виде обязательный, исправительных или принудительных работ, также предусмотрено лишение свободы сроком до трех лет. За причинение крупного ущерба следует более суровое наказание.
Третья часть рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за уничтожение либо повреждение насаждений с помощью поджога, каким - либо иным способом, которые является обще опасным, а также в результате загрязнений, иных негативных факторов.
В указанных статьях упоминаются такие субъекты, которые для совершения преступления используют свое служебное положение, необходимо пояснить, что под такими лицами понимаются должностные лица органов, осуществляющих управление лесами, должностных лиц органов лесной охраны, и еще - должностные лица, работающие в юридических лицах, которые являются лесопользователями.
И, наконец, ст. 262 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов, к которым относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. То есть это преступления, направленные на объекты, которые представляют особую экологическую ценность для Российской Федерации. Перечень их можно найти в ряде нормативно-правовых актов, например, в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в Федеральном
законе Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»[5], в Федеральном законе Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Согласно законодательству, те природные объекты, которые имеют особое значение природоохранное, и научное, и историческое, и культурное, и оздоровительное, и рекреационное, находятся под особым контролем и охраной нашего государства[6]. Устанавливается специальный правовой режим, порядок пользования этими объектами, так как государство заинтересовано в их сохранении и будущем улучшении.
Субъектами по этой статье, как и по всем другим, будут являться лица, достигшие возраста шестнадцати лет.
Необходимо также сказать о том, что есть перечень преступлений, для которых совершение их именно в заповеднике, заказнике или на иной особо охраняемой территории является обязательным квалифицирующим признаком состава. Например, загрязнение вод, незаконная добыча растений и охота. Тогда данные преступления следует квалифицировать именно по этим статьям, но если же был причинен существенный вред особо охраняемой территории, то квалифицировать можно и по совокупности статей[7].
Таким образом, в силу требований законодательства, лес в Российской Федерации находится под особой охраной, а за лесонарушения в зависимости от размера ущерба может наступить как административная, так и уголовная ответственность. Это говорит о том, что наша страна, безусловно заинтересована в сохранении лесов не только в качестве природных ресурсов, но и в качестве зон рекреации и оздоровления.
[1] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - № 4. - 2015.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
[3] Дубовик О.Л. Реформа законодательства об ответственности за экологические преступления в России и за рубежом. - Экологическое право России. - 2015. - №5. - С. 242
[4] Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. - СПб: Юридический центр Пресс. - 2015. - С.701
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.03.1995. - № 12. - ст. 1024
[6] Собрание законодательства Российской Федерации. - 27.02.1995. - № 9. - ст. 713
[7] Дубовик О.Л. Уголовно-экологическая политика: формирование, тенденции, задачи. - Политика и общество. - 2015. -. № 7-8. - С. 47.
|