Воскресенье, 24.11.2024, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Роль Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации в защите трудовых прав граждан

Правовая политика в сфере труда представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность субъектов трудового права по созданию, совершенствованию эффективного механизма правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основное назначение правовой политики в сфере труда состоит в создании условий для установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.

Правовая политика в сфере труда характеризуется наличием определенных субъектов. Так, субъектами правовой политики в сфере труда на федеральном уровне являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

Главной формой контроля в сфере защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации является осуществление конституционных полномочий Президентом РФ. Он, как «гарант конституционных прав и свобод человека и гражданина», обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти. Согласно статье 78 Конституции РФ, Президент РФ обязан «обеспечивать осуществление федеральной исполнительной власти» на всей территории России и, соответственно, обязан также контролировать деятельность данных органов, как самостоятельно, так и через аппарат своей Администрации и через своих полномочных представителей в субъектах Федерации.

Именно Президент РФ имеет возможность отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, если они противоречат федеральному законодательству. Об этом сказано и в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ», а именно в статье 33. То есть, в случае если Президент заметит в действиях Правительства РФ нарушение законодательства, которое касается прав и свобод человека и гражданина, то он имеет право применить вышеуказанную меру. Кроме этого, Президент РФ имеет право объявлять дисциплинарное взыскание руководителю федерального органа исполнительной власти или освободить его от должности, в случае если Президент РФ признает действия или решения данного руководителя незаконными.

Также у Президента РФ есть контрольные функции по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, которые выражены, в частности, в возможности приостанавливать действия актов данных органов, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. С подобными вопросами о нарушении прав и свобод граждан Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ.

Как правило, такие меры приводят к тому, что орган, принявший неправомерное решение, приводит его в соответствие с отечественным законодательством.

Стоит отметить, что наблюдение и контроль за законностью актов органов исполнительной власти в рамках президентских структур имеют полномочия осуществлять два органа: Главное государственно-правовое управление Президента РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

Государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют и представительные (законодательные) органы, то есть палаты Федерального Собрания РФ. А в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» есть положение, которое определяет взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ. Правительство осуществляет непосредственный «контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами».

Помимо вышеперечисленных органов государственного контроля и надзора существуют и самостоятельные органы исполнительной власти, их структурные подразделения. Так, среди самостоятельных органов в сфере труда можно выделить – Федеральная служба по труду и занятости. На нее, в частности, возложены:

осуществление государственных надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве

осуществление контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее; за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний и др.

И в связи с этим, у государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда есть возможность посещать предприятия беспрепятственно; запрашивать и получать необходимые документы и информацию; давать предписания об устранении нарушений трудового законодательства и правил охраны труда и о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, об отстранении от должности; налагать административные штрафы на руководителей и должностных лиц, которые виновны в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.

В заключении необходимо отметить, что особые надзорные функции по отношению к нормативно правовым актам федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации осуществляет и Министерство юстиции РФ. Согласно Постановлению Правительства «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» на Минюст России возложено проведение юридической экспертизы нормативно правовых актов, которые принимаются органами государственной власти субъектов Федерации, с целью выработки федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации мер по обеспечению соответствия законодательных актов субъектов РФ федеральному законодательству.

В соответствии с постановлением Правительства о Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан подлежат государственной регистрации в Минюсте России». В данной регистрации могут отказать, если при проведении юридической экспертизы установят его несоответствие законам Российской Федерации. Кроме того, данные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию и началом их исполнения признается факт их государственной регистрации и официального опубликования. Следовательно, существует особый механизм защиты прав и свобод человека и гражданина от неправомерных действий органов исполнительной власти.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что причиной нарушения трудовых прав работающих граждан или граждан, претендующих на заключение трудового договора, работодателями является отсутствие четко установленных границ дозволенного поведения работодателя в области применения права, а также в процессе формировании локальных норм. Особенно это важно в современных условиях, когда широко развиваются договорные и локальные начала регулирования трудовых отношений (включая условия труда). Правовое регулирование трудовых отношений сочетает в себе договорный, локальный и императивный способы установления условий труда работников. В связи с этим усиление роли, например, локальных начал по сравнению с государственными должно обеспечиваться надлежащими правовыми гарантиями, в частности, установлением правотворческими органами четких пределов дозволенного поведения властвующего субъекта при осуществлении им нормотворчества.

В целях устранения неформальных, полулегальных отношений представляется целесообразным наделить правоохранительные органы, а именно органы Федеральной инспекции труда дополнительными полномочиями по выявлению латентных правонарушений путем расследования трудовых правонарушений, фиксирования нарушений, например в случае, когда отсутствуют письменные доказательства существования трудовых правоотношений, не оформленных надлежащим образом с установлением процедуры проведения соответствующих правоохранительных действий.

Исходя из существования неформализованных отношений, в частности, отношений по применению заемного труда, представляется недопустимым применение к ним аналогии гражданского законодательства в силу характера заемного труда и особенностей, возникающих в результате его применения отношений, основанных на власти и подчинении. Также важно понимать то, что законные интересы данных работников не обеспечены средствами охраны, а соответственно не гарантированы в полной мере. Помимо этого, данные лица не имеют возможности полноценно защитить нарушенные права, в том числе, в судебном порядке.

Решение данной проблемы видится в необходимости определить круг государственных интересов в части применения несамостоятельного труда, сохранения и воспроизводства рабочей силы с учетом интересов, как работников, так и работодателей и более четко определить рамки самостоятельности любых участников, применяющих несамостоятельный труд, обеспечив надлежащую охрану права.

Коснувшись проблемы охраны прав работников от возможного злоупотребления со стороны работодателя, игнорирования существующего законодательства, нельзя оставить без внимания другую сторону проблемы – недостаточность средств охраны субъективных прав, свобод и законных интересов другой стороны трудового правоотношения – работодателя. Противоречивость, неточность определения процедуры поведения работодателя в ходе осуществления присущей ему функции организации и управлении процессом труда создает предпосылки для совершения правонарушения, служит препятствием к исполнению работодателем юридической обязанности.

Анализ части 1 статьи 81, 193 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о наличии серьезных препятствий для осуществления работодателем права уволить работника за длительный прогул без нарушения порядка прекращения трудового договора. Это, в свою очередь, создает неоправданные работодательские риски, которые связаны с возможным восстановлением на работе работника – нарушителя трудовой дисциплины, и как следствие – убытки организации, негативно отражающиеся и на интересах работников.

Анализ других статей Кодекса также позволяет выявить некоторые противоречия, например, применение статьи 60.2 Трудового кодекса РФ приходит в противоречие с положениями статей 57, 60, 72, 152 Трудового кодекса РФ. Решением данной проблемы может быть достигнуто как путем реформирования трудового законодательства, в частности, статьи 60.2 Трудового кодекса РФ, так и путем разработок соответствующих рекомендаций компетентным государственным органом исполнительной власти. Таким органом, в частности, может быть Федеральная служба по труду и занятости. Однако ее рекомендации должны позволять субъекту реально защитить свои права, в случае если его поведение, допущенное в строгом соответствии с такими рекомендациями, будет в дальнейшем при рассмотрении конкретного спора признано незаконным, необоснованными. В этой ситуации юридическая ответственность и негативные последствия, связанные с использованием таких рекомендаций, должны быть перенесены на орган, который их разработал.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%