Поскольку дела о несостоятельности представляет собой вполне самостоятельный, новый вид судопроизводства в арбитражном процессе, соответственно особенности и порядок рассмотрения этих дел обусловлен их материально-правовой природой, которая проявляется в предпосылках права на обращение в арбитражный суд, в особой процессуальной форме, в подведомственности и подсудности, в порядке и условиях, средствах и способе защиты интересов, в составе лиц, участвующих в деле, их полномочиях, в сроке рассмотрения дела, в использовании примирительных процедур и исполнения судебного акта и во многом другом. В науке современными авторами выделяются большинство из выше приведенных процессуальных особенностей дел о несостоятельности (банкротстве).[1] В представленной работе будут освящены лишь основные процессуальные особенности дел о несостоятельности (банкротстве).
Правовое регулирование банкротства, прежде всего юридических лиц, составной частью которого является сфера судопроизводства, создают неисчерпаемые возможности для анализа и осмысления принимаемых нормативных актов, учитывая, что Закон о банкротстве совсем недавно был вновь дополнен нововведениями, которые касаются и правил судопроизводства по делам о банкротстве.
Отличительной особенностью процессуальных норм по делам о банкротстве от норм других видов производств в арбитражном процессе является, то, что эти нормы не содержаться в одном нормативном акте - они словно «рассыпаны» по всему законодательству о несостоятельности (банкротстве). Например, главы 1, 2, 4, 5 и гл. 28 АПК РФ включают специальные нормы, регулирующие производство по делам о несостоятельности (банкротстве); п. 3 ч. 2 ст. 17 АПК РФ содержат нормы, связанные с составом суда; с подведомственностью п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ и территориальной подсудностью ч. 4 ст. 38 АПК РФ; составом лиц, участвующих в деле ст. 40 АПК РФ, устанавливающими общие положения о субъектах права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 АПК РФ), порядок обжалования определений (ч. 3 ст. 223 АПК), о примирительных процедурах по делам о банкротстве (ст. 225 АПК РФ). В АПК РФ содержится лишь часть процессуальных норм регулирующих производство дел о несостоятельности, а остальная, большая часть этих норм находится в специальном законодательстве о несостоятельности (банкротстве).
Среди специальных федеральных законов, регулирующих отношения несостоятельности (банкротства)−Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», занимает центральное место, то есть содержит общие положения, а Федеральные законы, регулирующие отношения банкротства отдельных категорий должников, содержат специальные правила производства дел о несостоятельности.
В АПК РФ законодателем по таким делам не только предусматривается закрепление специальных правил производства в специальных законах, но, и признается приоритет действия закрепляемых ими специальных правил производства. Причем общим процессуальным порядком остаются нормы АПК РФ. Процессуальный формат порядка рассмотрения дел о банкротстве включает как общие процессуальные правила, прежде всего, правила искового производства, регламентирующие производство не только в первой, но и в последующих инстанциях арбитражных судов, так и специальные правила, закрепленные в АПК РФ и специальных федеральных законах.
Особенности производства рассмотрения дел несостоятельности заключается еще в том, что применение материально-правовых норм о банкротстве возможно только в судебном порядке, без которого такие нормы не могут реализовываться. Так, в юридической литературе обращается внимание на то, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты.
Действительно, без возбуждения производства по делу о банкротстве, без определенного судебного порядка невозможно применение (введение, открытие) ни одной из предусмотренных Законом о банкротстве процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство). Только на основании соответствующего судебного акта судом вводится, открывается та или иная процедура, и только суд в установленном законом порядке судопроизводства в арбитражных судах может признать лицо банкротом. Поэтому на примере дел о несостоятельности, вопрос о соотношении материального права и процесса имеет свое особое своеобразное проявление.
Нормы о банкротстве могут быть претворены в жизнь не иначе как в процессуальной форме. Порядок производства в арбитражных судах, по сути, является основной формой существования и действия норм о банкротстве. Банкротство с точки зрения вне судебного процесса нереализуемо. Что нельзя не учитывать при анализе специфики таких дел и порядка их рассмотрения арбитражными судами.
Процессуальный режим производства по делам о банкротстве в отличие от других отдельных производств по АПК РФ определяется особой общей процессуальной формулой. Такие дела рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 223 АПК РФ). Таким образом, законодатель выделяет материально-правовую и процессуально-правовую специализацию производства по делам о банкротстве.
Процессуальные особенности производства дел о банкротстве определяется федеральными законами с учетом двух критериев:
в зависимости от категории должника в отношении, которого ставится вопрос о банкротстве, возбуждается производство по делу о банкротстве (от его статуса, определяемого Законом о банкротстве, исключительно в целях применения указанного Закона с учетом общегражданского положения должника);
в зависимости от применяемой судебной процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, мировое соглашение, конкурсное производство).
Причем определяющие значение сохраняется за первым критерием, которым определяется допустимость применения той или иной судебной процедуры банкротства при производстве по делу о банкротстве. Судебные процедуры банкротства действуют в установленном законом порядке производства в арбитражных судах. Порядок производства по делам о банкротстве без процедур банкротства не существует, что отличает его структуру и организацию. По своей структуре, организации и предмету защиты производство по делу о банкротстве значительно сложнее и шире производств по другим гражданским делам.
По Закону о банкротстве такая специализация позволяет в зависимости от статуса должника различать в рамках судопроизводства по делам о банкротстве общий и особый порядок производства. Общий порядок производства касается всех тех должников, которых Закон о банкротстве особо не выделяет среди юридических лиц и граждан. В отношении таких должников действуют общие специальные правила производства (гл. III Закон о банкротстве) и частные специальные правила производства в отношении применяемых процедур банкротства (гл. IV - VIII Закон о банкротстве).[2]
Особый порядок производства применим в отношении особой категории должников. Это такой особый порядок, который наряду с общими специальными правилами судопроизводства включает частные специальные правила в отношении выделенных Законом о банкротстве отдельных должников (гл. IX - XI Закон о банкротстве) и соответственно в отношении применяемых процедур банкротства (гл. IV - VIII Закон о банкротстве), предусмотренные как Законом о банкротстве, так и специальными Законами о банкротстве. При этом основное значение имеют частные специальные правила производства.
Такое различение позволяет выявить и раскрыть процессуальную специфику производства по делам о несостоятельности (банкротстве) в отношении отдельных категорий должников по таким делам и обеспечить правильное применение специальных норм. Подобное разграничение необходимо проводить и для того, чтобы в рамках особого порядка рассматривать две упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении таких категорий должников, как ликвидируемые или отсутствующие.
Поэтому с учетом приоритета специальных процессуальных правил, закрепленных в федеральных законах о банкротстве, АПК РФ применяется в части, не урегулированной Законом о банкротстве и специальными Законами о банкротстве.
Вместе с тем, общие специальные правила судопроизводства по делам о банкротстве, закрепленные в гл. III Закона о банкротстве, применяются, если иные частные специальные процессуальные правила не установлены другими главами Закона о банкротстве, в том числе касающиеся судопроизводства отдельных категорий должников и применяемых процедур банкротства, или специальными законами о банкротстве.
Следовательно, основной процессуальной особенностью категории дел о несостоятельности является то, что при рассмотрении дела о банкротстве суд обязан руководствоваться не только общими правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, но специальным законодательством дел о банкротстве.
Особенности производства по делам о банкротстве проявляются уже в подведомственности и подсудности этих дел. Правила подведомственности, подсудности определяются ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.6, и ст. 33 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» согласно, которым дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются только арбитражными судами независимо от того, кто инициирует это производство - гражданин или юридическое лицо и в отношении кого оно инициируется - юридического лица или гражданина.
Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Дела о банкротстве относятся к делам исключительной территориальной подсудности - подсудности арбитражным судам по месту нахождения должника (п. 4 ст. 38 АПК РФ).
Кроме того, дела о несостоятельности отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п.3 ст. 33 Закона «О несостоятельности банкротстве»). Дела о банкротстве юридических лиц и граждан рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина (п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 38 АПК РФ, ст. 33 Закона «О несостоятельности банкротстве»).
В дореволюционной России дела о торговой несостоятельности были подведомственны коммерческим судам, а дела о неторговой несостоятельности - судам общей юрисдикции. В советский период все дела о банкротстве были отнесены к ведению судов общей юрисдикции. Вообще вопросы подведомственности, подсудности дел о банкротстве в юридической литературе являются дискуссионными. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса.
Например, М.И Клеандров считает, что процессуальные особенности разрешения арбитражными судами некоторых категорий дел столь специфичны, что требуют собственного регламента на всех стадиях процесса – от принятия арбитражным судом заявления к рассмотрению до исполнительного производства.[3]
По мнению А.П. Вершинина необходимо объединить арбитражные суды с судами общей юрисдикции, поскольку они рассматривают единые по свое природе споры. В судах общей юрисдикции необходимо ввести специальные палаты по рассмотрению экономических дел. [4]
Такой же позиции придерживается Е.В. Слепченко, которая предлагает объединить эти две отрасли процессуального права, сделать арбитражный процесс частью гражданского процесса, тем самым унифицировать систему рассмотрения гражданских дел. По мнению, автора, выделение арбитражного процесса и принятие АПК РФ произошло не по предметному (содержательному) признаку, а по весьма размытым формальным критериям - сфере деятельности, в которой возникают споры (предпринимательская и иная экономическая деятельность), и субъектам указанной деятельности. Об этом свидетельствует простое сопоставление ст. 27 АПК РФ и ст. 22 ГПК РФ, определяющих подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, на что обращается внимание в процессуальной литературе. Такой критерий разграничения подведомственности не является существенным (предметным, определяемым материально-правовой природой дел); субъектный состав спорных правоотношений вряд ли может рассматриваться как определяющий критерий для выделения арбитражного судопроизводства в самостоятельный вид судопроизводства.[5]
Совершенно противоположной точкой зрения придерживается Н.Н. Тарусина. По мнению автора - специализация правосудия - положительное явление. Специализация правосудия, наряду с нормативным аспектом видения проблемы, предполагает и аспект дифференциации судебной системы. Российская практика идет именно по этому пути: дифференцировано как процессуальное законодательство (ГПК РФ, АПК РФ, Закон о банкротстве, Закон об исполнительном производстве), так и судебная система (суды общей юрисдикции, арбитражные суды).[6]
Такая позиция предполагается наиболее правильной, поскольку правовая природа дела о несостоятельности (банкротстве) – по своей сущности сложна, ведь разновидность споров, которые рассматривает арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, не ограничивается применением лишь АПК РФ, Законом о несостоятельности (банкротстве), Гражданским кодексом РФ. Поэтому создание специализированных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) является наиболее эффективным средством защиты прав и интересов как предприятий-должников, так и кредиторов.
В странах Европейского союза вопрос о подведомственности и подсудности, дел банкротстве решается различным образом. Во Франции дела о несостоятельности подведомственны коммерческим судам. В Германии такие требования рассматриваются судами общей юрисдикции, а не теми судебными составами, которые рассматривают дело о несостоятельности. Объясняется это тем, что централизация в данном случае влечет лишь замедление и усложнение производства по делу о несостоятельности. В США и Великобритании, наоборот, гражданско-правовые споры, связанные с производством по делу о несостоятельности, рассматривают конкурсные суды, благодаря чему ускоряется и упрощается вынесение решения о признании требований кредиторов с учетом конкурсного процесса.[7]
Так, например, в США факт банкротства устанавливается в специализированных судах по делам о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с Кодексом о банкротстве (разд. 11 Свода законов США).[8] Именно в целях установления стабильной, надежной единообразной системы коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности (банкротства) в США созданы специальные суды банкротств, где заседают около 280 федеральных судей по делам о банкротствах, несут ответственность за выполнение законов о банкротстве и разрешение споров между кредиторами, должниками и другими лицами, чьи интересы затрагивает банкротство.
Некоторые ученые предлагают создать специальные суды, рассматривающие дела о банкротстве. Так, по мнению И.В. Зуевой, «….дела о несостоятельности (банкротстве) – объемные по своей правовой природе. Разновидность споров, которые рассматривает арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, не ограничивается применением лишь АПК РФ, Законом о несостоятельности (банкротстве), Гражданским кодексом РФ. Поэтому можно говорить не только о выделении судопроизводства по делам о банкротстве в особое производство, но и о создании специализированных судов, рассматривающих дела указанной категории».[9]
Автор считает, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом профессиональных судей, сроки рассмотрения таких дел превышают обычные сроки в силу специфики процедур банкротства, такие дела считаются наиболее сложными по своей правовой природе. Поэтому можно предположить, что создание специализированных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) будет эффективным средством защиты прав и интересов участников отношений по делам несостоятельности (банкротстве).
Аналогичного мнения придерживается О.М. Свириденко.[10] По мнению исследователя существующая сегодня судебная практика, с учетом исторического опыта развития России и мировой практики, показывает необходимость и целесообразность следования по пути дифференциации судопроизводства по различным категориям дел, что обусловлено особенностями применения норм права, регулирующих различные вопросы. Необходимость создания специализированных судов он аргументирует тем, что проблемой является результат оспаривания сделки кредиторами должника, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, может быть только после завершения всех процедур банкротства, распределения между кредитора.
Такая ситуация вполне вероятна, поскольку в соответствии с действующими процессуальными правилами дело о признании должника несостоятельным и дело о признании сделки недействительной рассматривается разными судебными составами в рамках разных арбитражных производств. Видимо с целью исключения проблем, связанных с результатом рассмотрения дел в порядке искового производства, автор предлагает объединить эти два процессуально и материально связанных между собой вида дел в рамках одного банкротного дела. Возможным выходом из создавшейся ситуации могло бы стать создание в России системы специализированных судов, рассматривающих дела о несостоятельности и дела, решение по которым непосредственно влияет на ход и результаты банкротного процесса.
Необходимо отметить, что современная тенденция к специализации органов хозяйственной юрисдикции является повсеместной. Даже в тех государствах, где действует общая судебная система, суды по делам предпринимателей, как правило, функционируют обособленно, например коммерческие суды Франции, образуемые из числа самих предпринимателей. Подобная тенденция является объективно необходимой ввиду дифференциации отношений.
Сложность и специализированность современного гражданского оборота увеличиваются, появляются новые отрасли законодательства, поэтому представителям различных юридических профессий, включая судей, становится сложно ориентироваться во всем многообразии законодательства. Цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел. Это предполагает определенную специализацию судей, повышение их квалификации, что, в свою очередь, обещает привести к единообразному применению законодательства, к сокращению количества судебных ошибок.
Суд возбуждает производство по делу о банкротстве, выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом, если лицо, обращающееся в суд, имеет право на обращение с таким заявлением и реализовало его в установленном законом порядке. Отсутствие такого права по Закону о банкротстве влечет отказ в принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона о банкротстве) или прекращение производства по делу о банкротстве (абз. 8 п. 3 ст. 48, абз. 5 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК).
При несоблюдении порядка его реализации следует оставление заявления без движения и (или) возвращение заявления (ст. 44 Закона о банкротстве, ст. 129 АПК). Ранее Закон о банкротстве до внесения в него изменений ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ предусматривал вместо оставления заявления без движения его возвращение.
Закон о банкротстве − единственный федеральный закон, который в отличие от АПК РФ сохранил полномочие арбитражного суда по отказу в принятии заявления. Такие процессуальные нормы позволяют уже на этапе возбуждения производства по делу о банкротстве оградить необоснованное инициирование судопроизводства, обеспечивая защиту интересов должника и кредиторов.
Статья 7 Закона о банкротстве содержит закрытый перечень лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Более того, ст. 9 Закона о банкротстве накладывает обязанность на должника при определенных условиях обращаться с заявлением о банкротстве в суд.
Если для возбуждения дела по исковому производству достаточно обратиться с исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материально-процессуальных правовых условий:[11]
наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое, в соответствии с законодательством, может быть объявлено банкротом;
наличие у должника признаков банкротства (ст.3, 6, п.2 ст.33 Закона о банкротстве);
направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом ( ст.7 Закона о банкротстве);
наличие требований, подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда ( п.3 ст. 6 Закона о банкротстве)
Так, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган по денежным обязательствам, прежде чем обращаться с заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в исковом порядке и в порядке исполнительного производства (п.3 ст.6, п.2 ст.7, ст.39, 40 Закона). Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения исполнительного производства является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
До обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей органы исполнительной власти, наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые и таможенные органы), обязаны принять решение о взыскании недоимки за счет имущества должника. Отсутствие такого решения также является основанием для возвращения арбитражным судом заявления. При отсутствии хотя бы одного из названных материальных процессуально-правовых условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств, а уполномоченного органа по обязательным платежам такое право в арбитражный суд возникает по истечении тридцати дней с даты принятия решения.
Особенностью дел о несостоятельности (банкротстве) является состав суда. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст.17 и ч.2 ст.223 АПК). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства (ст.71, 100 Закона). Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично.
Судебное разбирательство по делу о банкротстве производится по общим правилам, установленным гл.19 АПК РФ, без каких-либо особенностей. Но подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится по правилам установленным АПК РФ и ст. 50 Закона о банкротстве.
При рассмотрении судом дел о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания в порядке, установленном ст. 136 АПК РФ. Специфика рассмотрения дела о банкротстве не требует проведения такого заседания. Поскольку целью и задачами судебного заседания по делам о банкротстве − не определение круга доказательств, подлежащих исследованию в судебном разбирательстве, и выяснение позиций сторон по существу спора, определение круга лиц. Перед судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) ставятся совершенно иные цели и задачи судопроизводства, в ходе подготовке к судебному заседанию судом используются совершенно другие процессуальные средства не характерные для традиционных производств арбитражного процесса.
При подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству судья должен совершить следующие действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требования заявителя к должнику; рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Закона о банкротстве. Помимо этого, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принять меры для примирения сторон (п. 4 ст. 50 Закона о банкротстве).
К ходатайствам, рассматриваемым судом при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, в частности, относятся ходатайства о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом, об истребовании доказательств, о назначении экспертизы в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Указанные ходатайства рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ; Закон о банкротстве особенностей их рассмотрения не устанавливает.
Необходимо отметить, что в настоящее время реализация права суда по назначению экспертизы в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства затруднительна. Это связано с отсутствием органа, уполномоченного на дачу соответствующего заключения.
Несостоятельность должника подтверждается достаточно ограниченным, определенным кругом доказательств: в основном письменными доказательствами (бухгалтерскими и иными финансовыми документами), практически не используются свидетельские показания, вещественные доказательства и объяснения.
Особенностью рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве является то, что вынесением судебного акта, принятого по результатам судебного разбирательства, процесс по делу о банкротстве, что характерно для дел искового производства и других видов производств, не заканчивается. Иначе говоря, определением о признании несостоятельности должника суд только открывает конкурсное производство. Здесь конкурсное производство сближается с исполнительным производством: как последнее возникает в силу судебного решения, так и конкурсное производство возникает в силу судебного определения о признании несостоятельности.
Обращает на себя особое внимание специфический состав, процессуальное положение лиц участвующих в деле о банкротстве, отличающийся от состава лиц, участвующих в деле других производств в арбитражном процессе. В отличие от дел искового производства, в деле о банкротстве отсутствуют процессуальные фигуры сторон (истцов, ответчиков). Участники производства называются иначе (заявитель и иные заинтересованные лица) и наделяются иным комплексом прав и обязанностей.
Основное отличие между ними состоит в том, что лица, участвующие в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), обладают большим объемом процессуальных прав, поскольку имеют самостоятельный юридический интерес к исходу дела (при этом интерес должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов можно охарактеризовать как материально-правовой, интерес арбитражного управляющего - как процессуальный); действуют в процессе от своего имени; вправе совершать действия, направленные на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии; на них распространяется законная сила решения.
Как указывается в литературе, другие участники процесса, лица, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35 Закона о банкротстве) не имеют юридической заинтересованности в исходе процесса, и реализации ими процессуальных прав и обязанностей, соответственно не могут влиять на движение дела. В науке их принято называть лицами, содействующими правосудию.
Следует сразу заметить, что Закон о банкротстве дает лишь материально-правовую классификацию лиц, участвующих в деле о банкротстве. Процессуальное положение каждого из указанных лиц, соответственно объем их процессуальных прав и обязанностей, можно определить лишь путем систематического толкования норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона о банкротстве.
Статья 34 Закона о банкротстве лицами, содержит закрытый перечень лиц участвующих в деле о банкротстве. К лицам участвующим в деле о банкротстве законодатель относит:
должник;
арбитражный управляющий;
конкурсные кредиторы;
уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ законодателем в ст. 34 Закона о банкротстве расширен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве − лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 10 лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к ответственности в соответствии с данным документом, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В соответствии со статьей 126 представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В отличие от ст. 34 ст. 35 Закона о банкротстве содержит открытый перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве относятся представители:
работников должника; собственника имущества должника - унитарного предприятия; учредителей (участников) должника;
собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве.
Новеллой закона является п. 2, п. 3 ст. 35 Закона о банкротстве п. 2, п.3 ст. 35 Закона о банкротстве, которая устанавливает круг лиц, которым предоставляется право участвовать арбитражном процессе по делу о банкротстве: саморегулируемая организация арбитражных управляющих, орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих; кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам. Однако лица, имеющие право участвовать в процессе по делу о банкротстве имеют лишь некоторые процессуальные права: право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии (новая редакция Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ).
Кроме того, при рассмотрении дел о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц участвующих в деле о банкротстве градообразующих организаций, судом могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 170 Закона о банкротстве).
Лицом, участвующим в деле о банкротстве кредитной организации, является Банк России, если производство по делу о банкротстве кредитной организации возбуждено по его заявлению (ст. 37 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
Арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) и соответствующую организацию на рынке ценных бумаг Арбитражный управляющий обязан в течение 10 дней с даты введения в отношении должника процедур банкротства направить соответствующее уведомление в ФКЦБ России и саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник рынка ценных бумаг (ст. 187 Закона о банкротстве).
При рассмотрении дел о банкротстве стратегических организаций в качестве лица, участвующего в деле, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация (ст. 192 Закона о банкротстве).
Лицом, участвующим в деле о банкротстве субъекта естественной монополии, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст. 198 Закона о банкротстве).
Правовое положение лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: во-первых, от характера правомочий, которыми наделяется в силу закона данное лицо, во-вторых, от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; в-третьих, от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.
Таким образом, особенности и порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) обусловлен их материально-правовой природой, проявляющейся в предпосылках права на обращение в арбитражный суд, особой процессуальной форме, порядке и условиях, средствах и способах защиты прав, в составе лиц, участвующих в деле, их полномочий и правовом статусе, в подготовки дела к судебному разбирательству, в сроке рассмотрения дела, в использовании примирительных процедур и исполнения судебного акта и во многом другом.
[1]Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: практ.пособие/отв.ред. Арифулин А.А, Решетникова. И.В. М. 2008 С.345.; Пулова Л.В. Порядок и особенности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. //Закон №.7. 2007 С.90.; Уксусова Е.Е. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве).// Российское право. 2009. № 12. С. 106-119.; Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы.// Производство по делам о несостоятельности (банкротсве). Монография М. 2010.// СПС Консультант плюс; Уксусова Е.Е. Возбуждение производства по делам о банкротстве в арбитражных судах. //Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. № 9. C. 70-79.; Пулова Л.В. Порядок судопроизводства дел о банкротстве, подведомственность и подсудность дел о банкротстве //Закон №.7. 2007. С. 72.
[2] Уксусова Е.Е. Возбуждение производства по делам о банкротстве в арбитражных судах. //Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. № 9. C. 70-79.
[3]Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2006. С. 51.
[4] Вершинин А. П. Способы защиты гражданских прав в суде: Дисс...докт. юрид. наук. СПб., 1998. С.139-140
[5] Слепченко Е.В. Арбитражный и гражданский процесс // Гражданское судопроизводство в арбитражных судах. 2010. С.7.
[6]Тарусина Н.Н. О специализации правосудия по гражданским делам //Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991. С. 41.
[7] Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии М.1999. С.8ОссиРо
[8]Законодательство о банкротстве в США (тезисы лекции судьи Сиднея Брукса, федеральный суд банкротств США, Денвер, штат Колорадо) //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1993. № 8. С. 58
[9] Зуева И.В. Судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2007. № 2. С.45
[10]Свириденко О. Материально-правовое и процессуальное обоснование предметной специализации банкротнных судов// Право и экономика. 2008. № 7. С.38
[11] Ярков В.В. Конкурсное производство. Санкт-Петерб. 2006. С.137.
|