Среда, 27.11.2024, 03:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Законодательство, регулирующее и входящее в состав российского антимонопольного законодательства

Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, и выглядит следующим образом.

Первоначально основными элементами этой системы стали Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.), которому на смену пришел новый Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.).

После чего Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» был отменен полностью, а Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – в большинстве содержащихся статей, был положен в основу законодательного акта антимонопольного регулирования в настоящее время, которым является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Сейчас основой антимонопольного законодательства возложены на Конституцию Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации и основной ФЗ «О защите конкуренции», включая иные федеральные законы, регулирующий отношения, по защите конкуренции в стране, в том числе путем предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовест­ной конкуренции, как и с рекламой, контролем закупок и действиями органов муниципальной власти. Указанные право отношения могут регулироваться как постанов­лениями Правительства РФ, так и нормативно - правовыми актами федерального антимонопольного органа в тех случаях, которые предусмотрен­ны антимонопольным законодательством.

Таким образом, выстраивается определенная иерархия нор­мативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры;

3) Гражданский Кодекс Российской Федерации;

4) ФЗ «О защите конкуренции»;

5) иные федеральные законы, регулирующие отношения, свя­занные с защитой конкуренции;

6) федеральные законы, регу­лирующие отношения, оказывающие влияние на состояние кон­курентной среды;

7) постановления Правительства РФ в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством;

8) нормативные правовые акты федерального антимонополь­ного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зако­нодательством.

Конституция Российской Федерации. Как гласит, Конституция Российской Федерации:

1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[1];

2) в Российской Федера­ции гарантируются единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности[2];

3) на территории Российской Федерации не допускаются эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию[3], а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препят­ствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

3) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводить­ся в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей[4].

Международные договоры. Конституция Российской Федера­ции установила, что принципы являющиеся общепризнанными и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы (например, соглашение между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством экономики и реформ республики Молдова о сотрудничестве в области конкурентной политики; Конвен­ции по охране промышленной собственности).

Гражданский кодекс РФ. К нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации, на которых основано антимонопольное за­конодательство, относятся, в частности, ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, и ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим по­ложением на рынке.

Статья 1222 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что к обязательствам, возни­кающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п. 7 ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельно­сти или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными Гражданским Кодексом Российской Федерации, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресече­нием монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фон­ды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции. Эти законы содержат нормы, непосредственно направленные на защиту конкуренции (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). Федеральные законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды. Эти законы не ставят своей целью регулирование отношений по защите конкуренции, но их нельзя не учитывать, поскольку они устанавливают правила, оказывающие формирующее и опосредованное воздействие на состояние конкурентной среды. К таким, в частности, необходимо отнести: 1) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», целью которого является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения в т. ч. принципов добросовестной конкуренции; 2) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях развития добросовестной конкуренции; 3) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий особенности закупки товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов заказчиков (с участием в их капитале публично-правовых образований) в целях развития добросовестной конкуренции; 4) Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Эти нормативные правовые акты принимаются только в тех случаях, когда федеральными законами, составляющими антимонопольное законодательство, Правительству РФ или федеральному антимонопольному органу прямо предписывается принять соответствующий акт. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная Антимонопольная Служба России уполномочена издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Первым шагом можно считать намеченные цели, которые радикально модернизируют антимонопольное законодательство, приведение его в соответствие с рыночной ситуацией и унификацией с европейским и североамериканским конкурентным законодательством.

Такая задача была выполнена с вступлением в силу т.н. «первого, второго и третьего антимонопольного пакетов» законов. «Первый антимонопольный пакет» законов был принят в 2006г и объединил два ранее действовавших закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ» и «О защите конкуренции на финансовых рынках». Он снизил административное бремя на бизнес, ввел ограничения антиконкурентных действий органов власти, уточнил понятийный аппарат антимонопольного законодательства (в частности, появилось определение согласованных действий и координации экономической деятельности), детально регламентировал порядок рассмотрения дел антимонопольными органами.

В 2007 году вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают введение «оборотных штрафов» за нарушение антимонопольного законодательства и, как предполагалось, станут эффективным сдерживающим фактором нарушения антимонопольного законодательства.

В 2008 году в Закон о защите конкуренции введена статья 17.1 устанавливающая обязательное проведение конкурсов и аукционов при передаче в аренду государственного и муниципального имущества (в т.ч. имущества ГУПов и МУПов) по единым процедурам с размещением информации на общероссийском сайте.

В 2009 году вступил в силу «второй антимонопольный пакет» законов, который уточнил понятийный аппарат (в частности, определение «монопольной цены товара»), усилил контроль за антиконкуретными действиями органов власти, обновил принципы контроля экономической концентрации (например, появилось требование о раскрытии конечного выгодоприобретателя), повысил пороговые значения активов организаций для целей контроля экономической концентрации. С изменением 178-й статьи Уголовного Кодекса РФ появилось реальное уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства (до 7 лет лишения свободы).

«Третий антимонопольный пакет» законов, вступивший в силу в январе 2012г, носил уточняющий и во многом либеральный характер. В частности, он уточнил требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнил порядок предоставления государственного и муниципального имущества, закрепил административный порядок обжалования результатов торгов, ввел механизм «предупреждения» нарушений антимонопольного законодательства, определил смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и т.д.

Кроме модернизации антимонопольного законодательства Федеральной Антимонопольной Службы России в 2004-2012гг удалось добиться принятия антимонопольных норм в отраслевое законодательство: Водный, Лесной, Градостроительный, Жилищный Кодексы, ФЗ «О недрах», в законодательство об электроэнергетике, законодательство о торговле и т.д.

Важным элементом модернизации системы предоставления природных ресурсов и государственного и муниципального имущества является переход к размещению информации о торгах с 1 января 2012 года на единый общероссийский сайт.

В эти годы были разработаны и приняты правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, например, правила недискриминационного доступа к нефтяной трубе, к этиленовому сырью, к апатитову концентрату, к калийному сырью, к услугам аэропортов и т.д. Это значительно снизило барьеры для выхода на рынок компаний и позитивно скажется на развитии конкуренции и сдерживании роста цен в этих отраслях.

В рамках проводимой Правительством РФ административной реформы силами рабочей группы, возглавляемой руководителем Федеральной Антимонопольной Службы России Игорем Артемьевым, удалось реализовать несколько проектов по снятию административных барьеров для бизнеса в сфере строительства, в сфере сельского хозяйства, в сфере промышленности, на финансовых рынках.

В 2004-2012 годах ежегодно происходил рост активности антимонопольных органов – количество возбуждаемых дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства увеличивалось. В частности, ключевым приоритетом в деятельности Федеральной Антимонопольной Службы России стала борьба с картелями - наиболее опасным экономическим преступлением в сфере антимонопольной политики. В 2011г появились первые национальные антикартельные дела, а в 2012-2013гг ожидаются первые уголовные дела в отношении участников картельных сговоров.

С целью развития конкуренции и обеспечения доступа предпринимателей к государственному и муниципальному заказу Федеральной Антимонопольной Службы России разработала и внедрила на практике новое законодательство в сфере госзаказа. Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал элементом модернизации экономики страны, обеспечив прозрачность закупок органов власти с помощью внедрения единого общероссийского портала , общественный контроль за ними, равный доступ предпринимателей к закупкам органов власти через участие в электронных аукционах на 5 отобранных Правительством РФ площадках, короткую процедуру административного обжалования результатов торгов. Реализация норм 94-ФЗ на практике позволила государству сэкономить более 1,2 трлн.рублей за 5 лет действия этого закона.

Встречная модернизация системы предоставления природных ресурсов и государственного и муниципального имущества с переходом на единые процедуры торгов «на продажу» и размещением информации на едином сайте создает условия для повышения доходов бюджетов всех уровней.

В полномочия Федеральной Антимонопольной Службы России также входит контроль за рекламным законодательством. В 2006г Федеральной Антимонопольной Службы России удалось провести модернизацию рекламного законодательства. Новая редакция закона «О рекламе» включила в себя уже имеющиеся на тот момент положения судебной практики, а также упорядочила ряд отношений, ранее не урегулированных в законе. В 2007 году и в 2009 году в закон были внесены изменения, касающиеся установления требований к деятельности в сфере распространения наружной и ТВ рекламы. Эти изменения были направлены на развитие конкуренции и ограничение возможностей монополизации в этих сферах деятельности. Также в 2010г были внесены изменения в КоАП РФ, регулирующие ответственность за нарушение рекламного законодательства.

С целью привлечения в Россию иностранных инвестиций Федеральная Антимонопольная Служба России разработала поправки в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эти поправки направлены на либерализацию контроля иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики России.

В 2004-2012 годах Федеральной Антимонопольной Службе России удалось добиться решения и другой важной задачи, которую служба ставила перед собой, - выход на макроэкономический уровень. Изменение законодательства и правоприменительная деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России привели к тому, что деятельность антимонопольных органов стала оказывать макроэкономический эффект. Ситуация в целых отраслях экономики стала меняться под воздействием Федеральной Антимонопольной Службы России. Например, в нефтяном секторе (введение института биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, регистрация внебиржевых контрактов, применение нефтяными компаниям при расчете цены принципов net-back, заключение 4-сторонних соглашений с нефтяными компаниями и т.д.).

Также под воздействием Федеральной Антимонопольной Службы России меняется ситуация на металлургическом рынке, в сфере розничной торговли, в области регулирования субъектов естественных монополий, в сфере распределения государственного имущества и природных ресурсов.

Все эти годы, а именно 2004 год – 2012 год Федеральная Антимонопольная Служба России стремилась повысить прозрачность и открытость собственной деятельности, сделать ясной и понятной принципы работы Федеральной Антимонопольной Службы России и ее территориальных органов для общественности. С этой целью созданы Общественные и Экспертные советы по направлениям деятельности Федеральной Антимонопольной Службы России при центральном аппарате и в территориальных органах Федеральной Антимонопольной Службы России; создан официальный сайт, на котором публикуются новости, решения, разъяснения, аналитические материалы, законодательные акты и т.д.; ведется работа в социальных сетях; открыта и работает Общественная приемная Федеральной Антимонопольной Службы России; спикеры Федеральной Антимонопольной Службы России регулярно принимают участие в различных конференциях и семинарах по вопросам деятельности службы; налажено продуктивное взаимодействие со СМИ.

Совершенствование законодательства и активная правоприменительная деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России позволила войти России в рейтинг эффективности антимонопольных органов мира, создаваемого ведущим международным изданием «Всемирным обзором по конкуренции». По итогам рейтинга 2011 года Федеральная Антимонопольная Служба России заняла в нем почетное 17 место в мире. Ежегодно Федеральная Антимонопольная Служба России укрепляет свои позиции в этом рейтинге.

«Четвертый антимонопольный пакет», с 5 января 2016 года, в силу вступают поправки в Федеральный Закон «О защите конкуренции». Поправки, которые полуофициально называют «четвертый антимонопольный пакет», должны существенно изменить работу Федеральной антимонопольной службы России. В ведомстве утверждают, что все новации нацелены на либерализацию антимонопольного законодательства и поддержку среднего и малого бизнеса. Федеральная антимонопольная служба России имеет репутацию, по российским меркам, относительного доброкачественного ведомства, и новые законы, по мнению экспертов, увеличат ее вес в деловой жизни России.

Одной из главных новаций пакета является некоторое сужение понятия «злоупотребление доминирующим положением» в ряде случаев. Сейчас таким «злоупотреблением» могут признать действие компании, которое само по себе на конкуренцию на рынке влияния не оказало, но ущемляло интересы частных лиц. Это положение часто критиковали, так как оно позволяло Федеральной Антимонопольной Службы России штрафовать фирмы за сравнительно небольшие нарушения, которые на конкуренцию не влияли. Именно по этой причине в этой части определение «злоупотребления доминирующим положением» несколько сузили.

В рамках «четвертого антимонопольного пакета» существенно ограничена возможность признания «доминирующим» положения компании, если его доля не превышает 35% рынка. Она сохраняется для случаев коллективного доминирования и некоторых других случаев. Но самой главной хорошей новостью для бизнеса стало то, что четвертый антимонопольный пакет отменяет ведение реестра компаний, доля которых на рынке все же больше 35%.

Еще одна новинка - УФАС теперь должно намного шире заранее предостерегать и предупреждать компании о возможном грядущем нарушении антимонопольного законодательства, вместо того, чтобы сразу возбуждать административные дела. Более того, теперь такие предостережения смогут выдаваться госорганам, внебюджетным фондам, а также организациям, предоставляющим госуслуги. В результате у бизнеса появится возможность в короткие сроки отреагировать на наши заявления о нарушениях. У Федеральной Антимонопольной Службы России будет теперь меньшее количество дел. То есть мы выносим предупреждение, устанавливаем сроки устранения нарушений и если они укладываются, мы дело не возбуждаем.

Более 80% выданных предупреждений УФАС исполняются в срок, около 15% - не исполняются или исполняются не в срок, менее 3% - обжалуются в суде. Применение предупреждений лишь для отдельных категорий злоупотребления доминирующим положением позволило снизить количество антимонопольных дел в 2012 году на 1068, в 2013 году - на 1194, в 2014 году - на 1364 (количество исполненных в срок предупреждений).

Пакетом предполагается создание коллегиального органа Федеральной Антимонопольной Службы России по пересмотру решений и предписаний территориальных УФАС, если в аналогичных случаях управления в разных частях страны принимали разные решения.

Но, вероятно, самой главной переменой будет введение целой главы, посвященной недобросовестной конкуренции вместо действующей статьи 14. Так, было существенно расширено понятие картеля. Теперь им может быть признано соглашение между хозяйствующими субъектами, которые просто покупают товар на одном рынке, то есть вводится понятие картеля покупателей.

Расширены «правила недискриминационного доступа», которые упрощают доступ потребителей к естественно-монопольным товарам и услугам, делая его понятным и открытым. Раньше, по словам юриста, такие правила действовали не во всех монопольных сферах, а почти исключительно на рынках естественных монополий. Четвертый антимонопольный пакет вводит эти правила и в отношении фирм, которые просто явно доминируют на том или ином рынке: если имеют свыше 70% рынка, либо ранее, с точки зрения Федеральной Антимонопольной Службы России уже злоупотребляли доминированием на рынке. Это должно обеспечить равные возможности по доступу к этим товарам всех игроков рынка, а не только тех, кого выберет сама доминирующая организация.

Другим нововведением станет механизм административного обжалования в сфере строительства. «Если госорган или субъект естественной монополии задерживает выдачу разрешительной документации на строительство, нарушает сроки предоставления технических условий, создает другие необоснованные барьеры, то можно обратиться в антимонопольный орган. В течение десяти дней будет проведена проверка таких действий на предмет нарушений, виновные лица - оштрафованы, нарушенные права – восстановлены.

 

[1] ст. 34, ч. 1, Конституция РФ

[2] ст. 8, ч. 1, Конституция РФ

[3] ст. 34, ч. 2, Конституция РФ

[4]ст. 74, Конституция РФ

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.06.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%