Право оперативного управления — это категория, связанная с имущественными отношениями. Этим правом обладает хозяйствующий субъект на имущество, закрепленное за ним собственником этого имущества, и включает три правомочия — владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества[1].
Право оперативного управления имуществом является производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии с гражданским законодательством правомочия собственника имущества определяются следующим образом: собственник создает учреждение для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абз. 1 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ); собственник вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК РФ); учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами и иным имуществом, при недостаточности которых в случаях, предусмотренных п.п. 4–6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, к субсидиарной ответственности привлекается собственник имущества.
Присутствие этого вещного права в современном законодательстве, несомненно, важно: конструкция права оперативного управления дает возможность собственнику распорядиться своим имуществом, сохраняя на него право собственности.
До вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»[2] право оперативного управления бюджетного учреждения включало себя владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Ограничения во всех трех правомочиях права оперативного управления бюджетного учреждения могли быть установлены: 1) законом; 2) целями деятельности бюджетного учреждения, определенными учредителем в уставе; 3) заданиями собственника-учредителя; 4) назначением этого имущества.
Если второе и третье ограничение определялось волей учредителя, а четвертое – физическими свойствами вещей (имущества), то первое носило объективный характер и образовывало законный режим имущества бюджетного учреждения. После внесения соответствующих изменений утратило значение задание собственника, а правомочие распоряжения в качестве общего правила получило обусловленность согласием собственника, если иное не установлено законом. Поскольку в качестве общего правила было установлено согласие собственника, то в специальных нормах законом могли устанавливаться исключения, когда бюджетное учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом собственника-учредителя.
Подчеркнем, речь не идет о возможности использования той или иной договорной конструкции с согласия собственника. Законодатель в ст. 298 ГК РФ не уточняет типы сделок, которые учреждение может совершить исключительно с согласия собственника. В ней ограничение автономии воли юридического лица осуществляется с привязкой к двум критериям: способу приобретения имущества и категории имущества.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абз. 1 п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Право закреплять и перезакреплять федеральное имущество за федеральными органами исполнительной власти принадлежит Федеральному органу по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
[1] Сюбарева И.Ф. Понятие права управления и его развитие в науке и законодательстве// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 9. С. 49-53.
[2] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
|