Среда, 27.11.2024, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Право хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за федеральными органами исполнительной власти

Стать 294 ГК РФ определяет право хозяйственного ведения как вещное право, предоставляющее государственному или муниципальному предприятию (за исключением казенных предприятий) возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на этом праве имуществом в пределах, определяемых ГК.

Из этого следует, что содержание права хозяйственного ведения определяется законом и не может изменяться по усмотрению собственника имущества и обладателя права хозяйственного ведения. На это прямо указывается в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8[1]. Так, в п. 39 этого Постановления подчеркивается, что условия договоров, заключаемых собственником с унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы зафиксированных в ст.ст. 294, 295 ГК правомочий, являются ничтожными.

Одним из объектов управления государственной собственностью в РФ являются государственные унитарные предприятия. Унитарные предприятия имеют ряд особенностей:

- они всегда создаются собственником-государством или муниципальными органами власти;

- унитарное предприятие наделяется собственником имуществом, которое закрепляется за ним на правах хозяйственного ведения;

- собственник имущества определяет направления и цели деятельности, утверждает устав, принимает решение о назначении руководителя, устанавливает контроль за использованием имущества предприятия по назначению;

- унитарные предприятия имеют целевую функцию своей деятельности;

- хозяйственная самостоятельность унитарных предприятий ограничена уставом предприятия;

- существует многосубъектность в управлении унитарными предприятиями[2].

Статья 295 ГК РФ устанавливает правила, относящиеся к праву хозяйственного ведения. Прежде всего, она содержит указание на то, какими правами в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, созданного на базе государственного имущества предприятия, располагает сам собственник, в данном случае государство в лице Российской Федерации. Собственник такого имущества в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, перемены предмета и цели его деятельности, его реорганизации и ликвидации; назначает директора предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет также право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Если имущество государства закреплено за учреждением на праве оперативного управления, то Российская Федерация как собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Что касается субъектов права оперативного управления государственным имуществом, а ими являются федеральные государственные унитарные предприятия, то они в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Выделяются следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:

– обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);

– внедрение системы экономического мониторинга и контроля за функционированием федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества)[3].

К государственной собственности нельзя подходить исключительно с позиции ее «эффективности-неэффективности», так как часть государственных предприятий потому и являются государственными, что они неэффективны в частном секторе, но необходимы с точки зрения общественных интересов. К тому же сам процесс приватизации приводит к росту трансакционных издержек.

 

[1] О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01 июля 1996 года// Российская газета. 1996. 13 августа.

[2] Мартыненко Т.В. Тенденции управления унитарными предприятиями в РФ// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 100-107.

[3] Мартыненко Т.В. Границы, цели и инструменты современного этапа приватизации в России// Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 63 – 70.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.06.2017)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%