Стать 294 ГК РФ определяет право хозяйственного ведения как вещное право, предоставляющее государственному или муниципальному предприятию (за исключением казенных предприятий) возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на этом праве имуществом в пределах, определяемых ГК.
Из этого следует, что содержание права хозяйственного ведения определяется законом и не может изменяться по усмотрению собственника имущества и обладателя права хозяйственного ведения. На это прямо указывается в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8[1]. Так, в п. 39 этого Постановления подчеркивается, что условия договоров, заключаемых собственником с унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы зафиксированных в ст.ст. 294, 295 ГК правомочий, являются ничтожными.
Одним из объектов управления государственной собственностью в РФ являются государственные унитарные предприятия. Унитарные предприятия имеют ряд особенностей:
- они всегда создаются собственником-государством или муниципальными органами власти;
- унитарное предприятие наделяется собственником имуществом, которое закрепляется за ним на правах хозяйственного ведения;
- собственник имущества определяет направления и цели деятельности, утверждает устав, принимает решение о назначении руководителя, устанавливает контроль за использованием имущества предприятия по назначению;
- унитарные предприятия имеют целевую функцию своей деятельности;
- хозяйственная самостоятельность унитарных предприятий ограничена уставом предприятия;
- существует многосубъектность в управлении унитарными предприятиями[2].
Статья 295 ГК РФ устанавливает правила, относящиеся к праву хозяйственного ведения. Прежде всего, она содержит указание на то, какими правами в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, созданного на базе государственного имущества предприятия, располагает сам собственник, в данном случае государство в лице Российской Федерации. Собственник такого имущества в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, перемены предмета и цели его деятельности, его реорганизации и ликвидации; назначает директора предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет также право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Если имущество государства закреплено за учреждением на праве оперативного управления, то Российская Федерация как собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Что касается субъектов права оперативного управления государственным имуществом, а ими являются федеральные государственные унитарные предприятия, то они в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Выделяются следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:
– обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);
– внедрение системы экономического мониторинга и контроля за функционированием федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества)[3].
К государственной собственности нельзя подходить исключительно с позиции ее «эффективности-неэффективности», так как часть государственных предприятий потому и являются государственными, что они неэффективны в частном секторе, но необходимы с точки зрения общественных интересов. К тому же сам процесс приватизации приводит к росту трансакционных издержек.
[1] О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01 июля 1996 года// Российская газета. 1996. 13 августа.
[2] Мартыненко Т.В. Тенденции управления унитарными предприятиями в РФ// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 100-107.
[3] Мартыненко Т.В. Границы, цели и инструменты современного этапа приватизации в России// Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 63 – 70.
|