Среда, 27.11.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие компетенции и виды полномочий Президента Российской Федерации

Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах[1].

Типологизируя действующие на настоящий момент функции Президента РФ как главы государства, исследователи выделяют в их числе такие, как гарантирующе-охранительную, арбитражно-координирующую, программно-установочную и представительскую функции[2]. Эволюция института президентства в России на протяжении всех этапов его существования в целом осуществлялась в сторону экспансии компетенции других органов. Очевидно, что данный функциональный перечень достаточно широк и внеконституционен, превышает пределы компетенции института, что затрудняет их эффективную реализацию. Так, в частности, сегодня институтом президентства выполняются нетипичные для главы государства функции других действующих институтов власти (Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека и др.) - а именно функции конституционного гаранта (вместо функции гаранта суверенитета РФ, проистекающей из содержания положений клятвы Президента при вступлении в должность, а также полномочий главы государства как Верховного главнокомандующего ВС РФ и до сих пор не имеющей регламентации на конституционном уровне), гаранта прав и свобод человека и гражданина, гаранта прав и свобод личности и мер по их защите и т.п. (что, в частности, широко реализовано сегодня на законодательном уровне федеральных субъектов - Республики Адыгеи, Бурятии, Северной Осетии, Татарстана и др.). Делегирование данных полномочий специализированным органам могло бы позволить реформировать конституционно-правовой статус института в сторону осуществления более детальной конкретизации других его функций.

С.А. Авакьян выделяет пять основных групп полномочий Президента РФ: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности[3]. В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики[4].

Компетенция Президента РФ - это совокупность его полномочий в деле разрешения вопросов государственной и общественной жизни, закрепленных в нормативных правовых актах. Президент выступает не только в качестве гаранта (хранителя) Конституции как самого документа, но и содержащихся в ней норм, тех прав, которые в ней предусмотрены, - например, права на социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия (ст. 39), права на жилище (ст. 40), права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), права на благоприятную окружающую среду (ст. 42), права на образование (ст. 43) и т.д.

Учитывая все жизненные российские реалии и предоставленные Конституцией РФ возможности Президенту России по существенному влиянию на Правительство РФ, А.В.Куриленко утверждает, что Правительство обычно является пропрезидентским. Это подтверждается и тем, что Президент РФ может председательствовать на заседании Правительства РФ (п. «б» ст. 83 Конституции РФ), и Президент РФ, и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (п. 4 ст. 78 Конституции РФ), а также тем обстоятельством, что ряд министров (особенно «силовых») непосредственно подчинены главе государства, и т.д.[5]

Значимое место в деятельности Президента РФ и его непосредственных структур (аппарата) занимает вопрос по работе с обращениями граждан как один из важных механизмов по охране прав и свобод человека и гражданина. Результаты данной работы также выступают источником информирования главы государства о положении дел в стране в отношении прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая, что люди, подчас сталкиваясь с органами государственного управления, нередко встречаются с проявлениями произвола и беззакония со стороны органов власти и их должностных лиц, одним из приоритетов в своей политике Президент РФ рассматривает кадровую реформу, в том числе государственной и муниципальной службы, а также борьбу с коррупцией, которая приобрела ужасающий характер.

С учетом этого предлагается более конкретизировать и систематизировать президентские полномочия в сфере координации деятельности органов государственной власти.

Вышеназванные обстоятельства требуют более детальной правовой регламентации полномочий главы государства путем издания специального Закона «О Президенте Российской Федерации». Также в этом Законе необходимо оптимизировать механизмы взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти в области обеспечения прав человека, исходя из его статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Также предлагается внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и соответствующие федеральные конституционные законы в отношении вопроса по обязательному подписанию и обнародованию нормативно-правовых актов Президентом РФ, которые соответствующим большинством приняло Федеральное Собрание РФ, при условии, что данные акты (законы) не противоречат законодательству РФ.

Хотя основным критерием силы (весомости) власти служат полномочия, которые в основном и предоставляют законное право делать соответствующему лицу определенные действия, но их основанием служат соответствующие функции, которые и задают основные направления деятельности того или иного лица (органа власти), а также служат критерием всей деятельности.

Для того чтобы лучше пояснить понятие «гарант Конституции», следует исходить из приводимых ниже формулировок:

- гарантированность Конституции - обеспечение реализации Конституции (как самого документа, так и содержащихся в ней правовых норм) независимо ни от каких условий и обстоятельств;

- гарант Конституции - это субъект (Президент), обеспечивающий надлежащее претворение (применение) и защиту Конституции независимо ни от каких условий и обстоятельств;

- защита Конституции - это ограждение Конституции от различного рода опасностей (нежелательных посягательств);

- соблюдение Конституции - обязанность строго придерживаться положений Конституции:

- охрана Конституции - совокупность определенных мер, направленных на сохранение Конституции.

Возложенная на Президента миссия предоставляет ему большие права, при этом предполагая дополнительные обязательства и соответствующую ответственность. Представляется крайне важным обеспечение соблюдения и защиту Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, всеми органами государственной власти, в том числе Президентом РФ, при этом защита предполагает действия органов власти не только по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, но и по созданию соответствующих правовых гарантий[6].

Степень влияния Президента РФ на судебную власть велика, и она не ограничивается лишь формированием судейского корпуса. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты (касающиеся данного вопроса) по изменению порядка назначения судей путем выбора соответствующих кандидатур на должность судей самим судейским корпусом (высшими органами) на конкурсной основе и дальнейшим представлением их кандидатур парламенту с последующим их утверждением Президентом РФ. Очень важное место в этом вопросе должен играть парламент (особенно Государственная Дума РФ), поскольку именно этот орган максимально приближен к народу и, по сути, изъявляет волю граждан по тем или иным вопросам. Учитывая, что именно суд выполняет ключевую функцию по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина и непосредственно взаимодействует с гражданами в этих вопросах, именно граждане через своих представителей в законодательных органах должны предоставлять право определенным лицам (будущим судьям) вершить над ними и в стране в целом справедливое правосудие.

Кроме этого, в случае возникновения спора между органами государственной власти и между ними и Президентом РФ именно суд выступает относительно независимым и беспристрастным арбитром. Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов законодательству России и международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Необходимо отметить, что и в первом, и во втором случае Президент России имеет право, но не обязан передавать на рассмотрение в суд тот или иной вопрос. При этом именно глава государства как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина выступает первоначальным «арбитром» в решении вышеназванных вопросов. Ввиду этого следует внести соответствующие изменения в статью 85 Конституции РФ, которые обязывали бы Президента России передавать разрешение данных вопросов в соответствующий суд, если они связаны с правовыми вопросами. В случае если спор имеет политический характер международного плана (касающийся того или иного органа государственной власти), то необходимо передавать его на рассмотрение Совета Федерации РФ, поскольку именно к ведению Совета Федерации в большей степени относятся вопросы международного характера. Но если спор имеет внутрироссийский характер, то необходимо передавать его на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Полномочия российского Президента сегодня представляют собой некое подобие гигантского «айсберга», где конституционные прерогативы - лишь небольшая видимая вершина, остальной же массив - скрытая подводная часть, которая имеет не вполне известные очертания и размеры, неумолимо растет и, как следствие, начинает представлять опасность для всего, что его окружает[7].

Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации стало серьезной попыткой ограничения исполнительной власти на основе четких правовых предписаний. Однако и здесь мы наблюдаем, как практика не оставляет попыток отодвинуть барьеры, установленные текстом Конституции, и расширить полномочия исполнительной власти.

Примером является Постановление Конституционного Суда от 31 июля 1995 г. № 10-П (по Чеченской Республике)[8], в котором установлено, что ст. 80 Конституции РФ, характеризующую Президента как «гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», следует толковать как общее положение, позволяющее Президенту совершать любые, прямо не запрещенные Конституцией действия.

Таким образом, конституционный подход, ограничивающий власть Президента определенными перечисленными полномочиями, был радикально изменен.

Эта тенденция получила свое наиболее яркое выражение в изменениях, внесенных в Основной Закон страны.

В трех из четырех Законов о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту представлены совершенно новые полномочия, не предусмотренные Конституцией и подрывающие баланс распределения власти в рамках федеральной системы[9]. В результате данных изменений Президент получил не только увеличение срока полномочий с 4 до 6 лет, но и значительно большие возможности влиять на судебную власть и прокуратуру, на Совет Федерации.

Изменения, внесенные в конституционную систему, превратили изначально задуманную модель в ее противоположность. По мнению многих экспертов, полупрезидентская система была трансформирована в «суперпрезидентскую». Если президентская республика характеризуется наиболее последовательным проведением в жизнь принципа разделения власти, то «суперпрезидентская» республика должна отличаться от других форм правления суперпоследовательным проведением в жизнь принципа разделения власти. Неконтролируемая президентская власть характерна для монократической республики, причем эта разновидность формы правления объединяет все республики, где власть сосредотачивается в руках единоличного лидера вне зависимости от названия поста, который он занимает.

Единственно возможным решением в данной ситуации является совершенствование нормативно-правовой базы института президентства. Речь идет о назревшей необходимости разработки и принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» - своеобразного кодекса президентской власти, расшифровывающего во всех нюансах его конституционные и иные положения. Для этого в Конституцию должна быть внесена соответствующая поправка, предусматривающая обязательное принятие такого акта[10].

Президент России выполняет особую роль в механизме государственной власти. Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Поэтому его правовые акты должны быть эталоном как по содержанию, как и по официально-формальному оформлению. Главное - они не должны противоречить Конституции и законам России.

Интегрирующие и координирующие функции Президента России позволяют главе государства действовать с законодательными и исполнительными органами власти и через них, создавая необходимые условия для согласованной работы всех государственных органов.

Полагаем, что это направление является перспективным в деятельности Президента России, в рамках которого можно раскрыть огромный политико-правовой потенциал нового качества интегрирующих функций. Оно может быть выражено в издании им качественных, хорошо продуманных и спланированных, определяющих, например, стратегию развития российского административного законодательства, указов программно-политического характера.

На наш взгляд, Президент России должен не только вырабатывать свою позицию, отражая ее в концепциях, доктринах, стратегиях, программах, но и предусматривать механизмы их реализации, контролировать их исполнение.

Следует отметить, что исполнительно-властная природа полномочий Администрации Президента РФ позволяет говорить о признании указанной президентской структуры в качестве субъекта публичной администрации.

нынешнему законодательству статус Президента Российской Федерации определяется в тесной взаимосвязи с системой разделения власти и характеризуется функциями и полномочиями главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации права и обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы работы.

деятельность Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ) реализуется посредством издания им индивидуально адресованных указов и распоряжений, которые в силу ст. 90 Основного закона не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Функции материализуются, находят конкретное выражение в полномочиях - правовых возможностях Президента Российской Федерации.

характеристике полномочий Президента Российской Федерации следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, в Конституции Российской Федерации приведен не исчерпывающий их перечень. Опыт ее применения показал, что дать его невозможно. Во-вторых, в Конституции Российской Федерации полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти полномочия конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах. В-третьих, актуальное теоретическое и практическое значение имеет группирование полномочий Президента Российской Федерации. Оно позволяет систематизировать и, таким образом, более наглядно представить весь их объем.

государственно-управленческой деятельности Президента характерно то, что используемые им правовые формы связаны единством исполнительно-распорядительных функций. Они применяются для установления подзаконных правил поведения по отнесенным к компетенции Президента в сфере исполнительной власти вопросам; для реализации норм права и распорядительных полномочий; для самостоятельного осуществления в установленных законодательством случаях административной юрисдикции.

Действия одного типа всегда вызывают непосредственное управляющее воздействие. Естественно, что внешне выраженные управленческие функции и полномочия занимают центральное место в наборе форм управления. Цели, задачи, функции исполнительной власти и полномочия Президента Российской Федерации в этой области практически реализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания.

Правовые формы деятельности урегулированы нормами права, приводят к юридически значимых последствий, всегда связаны с рассмотрением юридических дел, выражаются в осуществлении непосредственных операций с нормами права с помощью определенных средств юридической техники.

Учредительная деятельность Президента РФ имеет двухуровневый характер, который заключается в том, что наряду с полномочиями по формированию органов государства, их структурных подразделений и должностных лиц (учредительная деятельность в «узком» понимании) предполагается и осуществление полномочий по подбору, подготовке и расстановке кадров (номинационная деятельность). Главная особенность учредительной деятельности заключается в том, что она направлена на структурные преобразования в государственном аппарате и общественном организме.

 

[1] Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие – М.: Волтерс Клувер, 2009. - С.78.

[2] Васильева Н.Ю. Институт президентства в системе публичной власти РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С.14.

[3] Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2014. - С. 479.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М., 2012. - С. 321.

[5] Куриленко А.В. Взаимодействие Президента России с органами государственной власти по гарантированию Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина // Юридический мир. - 2011. - № 6. - С. 20.

[6]Васильченко О.О. Становление конституционного механизма защиты прав и свобод человека в России // История государства и права. - 2010. - № 22. - С.54.

[7] Зуйков А.В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. Специальный выпуск. - 2008. - № 1 (19). - С. 176.

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики)», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3424.

[9] См.: Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2; О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5.02.2014 № 2-ФКЗ // Российская газета. 2014. 7 февраля; О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Российская газета. - 2014. - 23 июля.

[10] Фомиченко М.П. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. - 2015. - № 1. - С. 80.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.06.2017)
Просмотров: 2734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%