Администрация президента – это орган, без которого первое лицо не сможет полноценно выполнять свои функции. Десятки подразделений и сотни чиновников каждый день помогают главному госслужащему страны решать проблемы, встающие на пути развития государства.
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации - государственном органе, обеспечивающем деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющем контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации[1]. В течение 2004 г. были пересмотрены положения обо всех управлениях и иных самостоятельных подразделениях Администрации.
Структура, функции и другие ее особенности предполагают, что она нужна для помощи главе государства в выполнении его обязанностей. Президент принимает решения, но физически не может контролировать исполнение каждого из них. Здесь ему и помогает его собственная администрация. Этот государственный орган подготавливает всевозможные предложения по внешней и внутренней политике страны. Первостепенный приоритет, конечно, у проектов по охране суверенитета России.
Структура администрации президента РФ позволяет ей совместно с другими федеральными органами разрабатывать общенациональные программы и контролировать их реализацию. Наконец, в ее ведении находятся кадровые решения президента[2].
Кроме того, администрация ведает вопросами награждения государственными наградами РФ. Этот орган помогает главе государства следить за соблюдением прав и свобод человека на всех уровнях государственной власти.
Любой законопроект – это сотни страниц, тысячи правок и множество часов работы. Поэтому даже если президент поддерживает или отвергает очередной документ, он не занимается процессуальными подготовительными деталями. Для этого у него есть его же администрация. РФ имеет парламент. Туда президент и вносит свои поправки и заключения. Но перед тем как первое лицо сделает это, документ проходит дополнительную проверку и подготовку в администрации. То же самое происходит с законопроектами, которые президент сам инициирует и вносит в Госдуму.
Структура, полномочия и другие ее особенности таковы, что этот орган подготавливает докладные записки, справки, аналитику и другие документы, необходимые главе государства. Еще одна функция администрации – обнародование законов, указов и распоряжений, уже подписанных президентом.
Кроме всего прочего, администрация президента обеспечивает деятельность Совета Безопасности Российской Федерации. В него входят главы силовых ведомств и некоторые другие чиновники, которые собираются с первым лицом для того, чтобы обсудить меры государства в области противодействия терроризму и другим насущным угрозам[3].
Администрация подготавливает протокол заседаний, играет роль модератора.
Ежедневно президент России взаимодействует с самыми разными общественными организациями, политическими партиями, религиозными объединениями, промышленными и торговыми палатами и т. д. Каждый раз в подобных случаях глава государства опирается на деятельность собственной администрации. Фактически она готовит распорядок дня главного чиновника страны. То же самое касается его взаимодействия с иностранными политиками и государственными органами. В ведении администрации и другие аспекты деятельности президента (предоставление гражданства, помилование и т. д.).
Структура Администрация президента – это не монолитное образование. Она состоит из нескольких подразделений и руководства. У каждой детали этого сложного механизма есть своя строгая функция. Распределение полномочий помогает сделать работу ведомства эффективнее. Структура администрации президента РФ начинается с руководителя администрации. Другие важные лица – помощники первого лица, его пресс-секретарь, руководитель протокола, советники, полномочные представители в федеральных округах, Конституционном суде, Государственной думе, Федеральном собрании. Все эти чиновники подчиняются непосредственно главе государства. Такова структура администрации президента РФ. Схема этого государственного органа напоминает переплетенную сеть, однако все нити в конечном итоге ведут к первому лицу. Президент определяет и назначает этих людей, таким образом создавая удобную для себя команду управленцев и исполнителей.
Структура и функции Администрации Президента РФ определяются Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490.
В состав Администрации входят: руководитель Администрации Президента РФ, его заместители, помощники, начальники управлений, референты, советники, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель управления протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, а также в палатах парламента - Совета Федерации и Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ. Самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации являются: Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации; Контрольное управление Президента Российской Федерации; Управление Президента Российской Федерации по внешней политике; Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике; Управление Президента Российской федерации по вопросам государственной службы и наградам; Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан; Управление информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации; Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами; Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций; Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации; Управление протокола Президента Российской Федерации; Экспертное управление Президента Российской Федерации; Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.
Руководитель администрации по своей должности должен всегда оставаться публичной фигурой. Объясняется это огромным комплексом его обязанностей. Это должностное лицо представляет администрацию в органах местного самоуправления, органах власти субъектов РФ, иностранных и международных организациях.
Руководитель контролирует работу всех подразделений своего ведомства. Он координирует деятельность советников и помощников главы государства, распределяет обязанности между собственными заместителями. Структура администрации президента РФ такова, что ее руководитель управляет полномочными представителями президента в федеральных округах.
По регламенту структура администрации президента РФ предполагает наличие у руководителя администрации двух заместителей, одновременно с этим обладающих статусом помощников президента. Именно они подготавливают предложения по текущим направлениям работы главы государства. Эти чиновники исполняют индивидуальные поручения. Один из них отвечает за внутреннюю политику (он контролирует управление внутренней политики администрации президента РФ). Структура органа такова, что заместители руководителя предоставляют президенту предложения, затрагивающие проекты федеральных законов, указов и распоряжений на рабочем столе первого лица. Также они могут возглавлять рабочие группы, ответственные за организацию мероприятий с участием президента.
Советники президента и референты. В администрации президента есть отдельные чиновники, которые носят статус его советников. Они подготавливают информационные, аналитические и справочные материалы, а также рекомендации по определенным вопросам. Советники обеспечивают деятельность консультативных органов. Они подписывают документы, которые относятся к сфере их компетенции, а также взаимодействуют с различными подразделениями, входящими в администрацию. Референты необходимы для подготовки тезисов обращений и выступлений президента. Они ведут консультативную и информационную работу и исполняют отдельные поручения руководителя администрации.
Одно из структурных подразделений администрации президента – Совет Безопасности РФ. Его секретарь назначается главой государства. Он информирует президента о проблемах, связанных с внутренней и внешней безопасностью России. Такова структура государственных органов РФ. Секретарь Совета Безопасности представляет в Совете обзоры, в которых дает оценку состоянию безопасности страны. Это должностное лицо отвечает за разработку концепции формирования стратегии силовых ведомств. Выработанные им тезисы могут лечь в основу ежегодного послания президента. Секретарь Совбеза координирует разработку и осуществление федеральных программ, принятых для улучшения безопасности внутри Российской Федерации. В случае объявления чрезвычайного или военного положения на него возлагается гигантская ответственность за работу и взаимодействие государственных силовых органов. Также секретарь предлагает президенту кандидатов на вступление в Совет Федерации. Этот чиновник взаимодействует со всей администрацией, а также правительством, Государственной думой и руководителями органов исполнительной власти на федеральном уровне.
Помимо Совета Безопасности, в администрации президента есть и другие самостоятельные подразделения. Это государственно-правовое управление, канцелярия, управление по внешней политике, протокольно организационное управление. Подразделения состоят из департаментов. Их предельное количество (а также предельное количество сотрудников) устанавливается президентом. Экспертное управление необходимо для анализа информации и разработки сценариев и прогнозов будущего общественных отношений в стране. Оно проводит исследования и семинары, на которых обсуждаются актуальные вопросы как внешней, так и внутренней политики государства. Структура управления администрации президента РФ устроена таким образом, что именно это подразделение участвует в методологическом и организационном сопровождении научных, издательских, информационных, образовательных и социальных проектов.
[1] Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. – Ст. 1395.
[2] Блинов А. Б. Специальные органы при Президенте РФ // Молодой ученый. - 2011. - № 8. - Т.2. - С. 46.
[3] Волков А.М., Лютягина Е.А. К вопросу о роли и месте Администрации Президента Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2012. - № 3. - С. 36.
|