Слово эвтаназия, по своей этимологии, имеет греческие корни и переводится с греческого языка как «хорошая легкая смерть».
В ходе изучения развития термина, нельзя не встретить упоминание фамилии Бэкона и его концепции о реализации права на жизнь. Он впервые упомянул термин «эвтаназия» в схожем на современное понимание смысле. Бэкон писал о долге врача, не ограничивающимся поддержанием здоровья больного, устранением его недугов, но также подразумевающем под собой и принесение облегчения страданий методом эвтаназии[1], когда уже нет причин ожидать улучшение состояние пациента.
Томас Мор сравнивал плачевное состояние неизлечимо больных с моральной смертью, указывая на их беспомощность, ненужность и хлопотность для окружающих. [2]
В 1800-ых годах британские судьи приравнивали содействие в самоубийстве к убийству либо к подстрекательству к убийству. В практике находятся дела, где были осуждены на равне с убийцами люди, помогавшие осужденным к смертной казни покончить с собой.[3] Подобные случаи есть и в практике конца 1870-ых судов США. В решениях по подобным делам, суд уточняет, что жизни неизлечимо больных, приговоренных к высшей мере наказания, смертельно раненных находятся под защитой закона. Это основание и давало повод для сторого осуждения пособников самоубийц.[4]
Позднее, в конце 1930ых, было известно использование своеобразной эвтаназии в Германии.[5] Программа Т-4 , инициированная приказом Гитлера, должна была помочь Германии в экономии бюджета, сокращении его растраты на содержание нетрудоспособных неизлечимых больных[6]. Количество убитых за время действия программы огромно: порядка 275000 человек[7]. Однако, некоторые ученные не отождествляют происходящее в рамках программы Т-4 и эвтаназию. Р. Лифтон утверждал, что программа просто напросто была воссоздана на основе идей немецкого ученного Адольфа Йоста, который утверждал, что контроль за смертью лица должен всецело принадлежать государству[8]. Схожее мнение выразил английский врач С. Стейн. Он утверждал, что Т-4 не предполагало эвтаназию, так как прекращение жизни жертв данной программы не отвечало основным признакам самого понятия эвтаназии: оно было не безболезненным, не простым, не спокойным, а весьма мучительным.[9]
2.Современное понятие.
Говоря о современном понимании эвтаназии, мы подразумеваем ряд признаков и условий, которые позволяют нам назвать совершенное действие именно так.
Первое официальное определение эвтаназии, появившееся в 1980г., звучит как «всякое действие или, наоборот, бездействие, которое по своей сути или намерению приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания». [10]
В данном определении четко выражены некоторые признаки эвтаназии:
намеренный характер;
причинение смерти;
цель - прекращение страданий лица.
Из-за относительной давности и новаторского характера данного определения, ряд признаков неполон. На данный момент считается, что, помимо перечисленных, действие, называющееся эвтаназией, должно обладать рядом других признаков.
Прежде всего, эвтаназия обязана быть добровольной – проводиться лишь с разрешения пациента или его законного представителя.
У пациента должно быть полное отсутствие перспектив к выздоровлению, так как его болезнь смертельна, неизлечима, и к тому же очень болезненна. К ряду признаков стоит добавить и беспомощность больного, его неспособность к самостоятельному самоубийству.[11]
[1] Bacon F. «De dignitate et augmentis scientiarum»//Amstelaedami, Sumptibus Joannis Ravesteinii, 1662 год. IV. 2
[2] Мор Томас «Утопия» Издательство Академии наук СССР, 1953 год. - Академия наук Союза ССР. Серия 'Предшественники научного социализма' стр. 53
[3] Mass. 422, 428 of "Commonwealth v. Mink". 123. 1877 год.; Mass. 360 of "Commonwealth v. Bowen". 12, 1813 год.
[4] St. 146, 163 "Blackburn v. State". 23 Ohio, 1872.
[5] Proctor R.N. Racial Hygiene: Medicine under the Nazis. Harvard, 1988 год. стр. 177.
[6] Mostert M.P. Useless eaters: disability as genocidal marker in nazi Germany // The journal of special education. 2002 год. № 2. стр. 167.
[7] Heberer P. Deaf People in Hitler's Europe. Gallaudet University Press, 2002 год. стр. 62.
[8] Lifton R.J. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. Basic Books. 1986 год. стр. 46.
[9] Stein S.D. "Life Unworthy of Life" and other Medical Killing Programmes”
[10] Декларация Конгрегации вероучения. 5 мая 1980 года. (также именуемая Декларацией об эвтаназии).
[11] Семенов И.С. «К вопросу об этико-правовом статусе эвтаназии в контексте права на жизнь: теория и судебная практика» // Адвокат. 2009год. № 7. стр. 3.
|