Одно из самых заметных изменений в институциональной системе ЕС состоит в придании Европейскому Совету статуса института ЕС. В формально-правовом плане перемена весьма значительная. На практике изменения в статусе не столь велики. Европейский Совет, остававшийся высшим органом политического руководства на протяжении всех лет его существования, трансформируется в институт, сохраняя одновременно все прерогативы, связанные с осуществлением политического руководства. Тем не менее, перемены, предусмотренные ДР, весьма значимы.
Придание Европейскому Совету статуса института позволяет более четко и значимо легитимировать осуществление Евросоветом функций высшего политического руководителя и арбитра. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только сохраняют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.
Подобная ситуация способна заметно изменить баланс внутри уже сложившегося и устоявшегося треугольника руководящих институтов. Он включал традиционно Совет ЕС, Комиссию и Европарламент. Европейский Совет все больше выступает в качестве верховного арбитра при определении и проведении политического курса ЕС. Особенно заметна эта роль при возникновении кризисных ситуаций. Придание решениям Евросовета обязательной силы еще больше повышает его роль и значение и делает особенно настоятельным изменение его статуса, структуры и порядка деятельности.
Институализация Европейского Совета всегда вызывала серьезные опасения в нарушении устоявшегося баланса и порядка осуществления властных полномочий в ЕС, обеспокоенность их чрезмерной концентрацией в одних руках. Дабы избежать подобных угроз и рисков, авторы ДР предусмотрели и внесли ряд ограничений в порядок и сферу осуществления полномочий Евросовета, имеющих важное значение. Главное из них — запрет Европейскому совету осуществлять законодательные полномочия. Это создает довольно своеобразное положение. Сам Евросовет в силу своего статуса стоит во главе всего институционального механизма, но принимаемые им решения не занимают верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов ЕС. Она принадлежит законодательным актам. А эти последние могут приниматься либо только Советом ЕС, либо совместно с Европейским парламентом. Не менее важен и другой момент. Решения Евросовета не имеют прямого действия. Но это в свою очередь защищает их от возможного вчинения исков об аннулировании или исков о причинении вреда.
И формально, и фактически Европейский совет должен руководить всей сферой ОИПБ. Однако именно на эту сферу юрисдикция Суда ЕС не распространяется. Одновременно ДР сокращает правовой инструментарий, которым может пользоваться Евросовет в своей практической деятельности. Все это порождает неоднозначность в оценке изменения статуса Евросовета. Она в решающей степени будет зависеть от практики.
|