Среда, 27.11.2024, 01:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Состав и структура Европейского Совета

С самого своего рождения европейский саммит, вызванный к жизни, по утверждению французских источников, президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном, объединил в своем составе национальных руководителей государств — членов ЕС. На момент создания в 1974 году их было 9. К моменту официализации Европейского совета на основе Единого европейского акта 1986 года — 12. С 1995 года — 15. В настоящее время, по состоянию на 2009 год, — 27. В состав Евросовета входят главы государств и/или правительств, реальные носители или главы исполнительной власти всех государств — членов ЕС.

Тем не менее, число членов Европейского совета не просто равно численности государств — членов ЕС. Связано это с тем, что в его состав входят еще два участника. Ими являются Председатель Европейской комиссии, входивший и ранее в Совет, а также, в перспективе, Постоянный председатель, пост которого предусмотрен ДР.

Создание поста Постоянного председателя, несовместимого с национальным мандатом, — одна из важных новелл, предусмотренных ДР. До введения в действие Лиссабонского договора председательствование в Евросовете осуществляется поочередно в порядке ротации главами государств или правительств в соответствии с заранее одобренным календарем в течение шестимесячного срока. Его течение начинается с 1 января очередного календарного года и продолжается до 30 июня того же года. Следующий срок председательствования начинается с 1 июля и продолжается до 31 декабря. Список и порядок ротации определены решением Европейского совета.

Ротационный порядок замещения высшей должности в ЕС с годами стал вызывать все больше споров и довольно острую критику. При этом обычно обращают внимание и на процессуальные, и на сущностные аспекты проблемы. Дело в том, что при составе ЕС, например, в 27 государств, как это имеет место сегодня, каждый новый очередной срок председательствования будет наступать раз в 13,5 лет. При сохранении ротационного порядка периодичность будет увеличиваться по мере роста числа членов ЕС. Обеспечивать преемственность и последовательность осуществления политического курса ЕС в этих условиях весьма затруднительно.

Немалое влияние на деятельность Председателя Евросовета оказывает и то, что он остается руководителем исполнительной власти своего государства. Он сохраняет свой мандат, sauf imprevu, и при занятии поста Председателя Евросовета. Вполне естественно, что он не может уделять постоянное внимание проблемам ЕС в ущерб решению национальных проблем (впрочем, опыт председательствования президента Франции Николя Саркози (вплоть по 31 декабря 2008 года), пожалуй, этот довод не подтверждает).

Не менее важно и другое обстоятельство. Каждый вновь вступающий в должность Председателя лидер обременен грузом национальных проблем и обладает собственным подходом к определению очередности и значимости проблем ЕС и порядку их решения. Каждый новый председатель, вступая в должность, произносит программную речь в Европарламенте. Нередко эти программные выступления лишь подтверждают отсутствие должной преемственности в оценке приоритетов деятельности ЕС и вызывают довольно резкую полемику и критику парламентариев (особенно широко известен в этом отношении казус Берлускони, программная речь которого в Европарламенте чуть не привела к политическому кризису).

Неоднократно предпринимались попытки преодолеть этот разрыв в преемственности и усилить последовательность в действиях. Была создана даже весьма своеобразная система обеспечения такой преемственности путем учреждения руководящей тройки, в состав которой входили прошлый, настоящий и будущий председатели. Попытка оказалась в силу ряда причин не очень успешной. Состав тройки, как, впрочем, и ее назначение, были изменены за счет представителей бюрократических структур. Однако радикально проблема преемственности и последовательности в деятельности высшего органа ЕС до принятия Лиссабонского договора так и не была решена.

Свои резоны выдвигают и противники учреждения поста Постоянного председателя Евросовета. Они признают необходимость разделения мандата Председателя ЕС и осуществления национального мандата. Но, по их мнению, такой Председатель будет не столь авторитетен и влиятелен, как тот, который мог как бы опереться на поддержку страны, чьим представителем он являлся. По мнению некоторых критиков, создание поста Постоянного председателя усилит бюрократические начала в механизме ЕС, создаст предпосылки для централизации власти, а следовательно, приведет к ущемлению демократии.

Что выгоднее и эффективнее — сильная или лишь представительская президентская власть? (В английском, французском и многих других языках термин "председатель" и "президент" совпадают. Соответственно, в литературе этих стран зачастую говорят не просто о Председателе, а именно о Президенте ЕС.) Мнения разделились. Одни поддержали идею сильной и эффективной власти Президента. Нечто вроде президентской республики. Другие выступают за ограничение президентской власти и использование чего-то вроде модели парламентской республики. В этом случае Президент осуществляет преимущественно, или даже исключительно, представительские и протокольные функции.

В конце концов, был выработан компромиссный вариант. Впрочем, как и в других случаях, все будет зависеть от практики.

Срок полномочий Постоянного председателя ограничен согласно ДР двумя с половиной годами с возможностью однократного повторного избрания. Таким образом, общий срок полномочий одного лица не может превышать пять лет. Постоянный председатель избирается узкой коллегией, состоящей из глав государств и/или правительств, входящих в Европейский совет. европейский совет арбитр полномочие

Избранным считается кандидат, получивший поддержку квалифицированного большинства голосов. В случае обращения к такому способу выборов используются правила, связанные с определением этого большинства. Они изложены в Декларации №7, устанавливающей соответствующий порядок применения принципа квалифицированного большинства по отношению к Евросовету и Совету ЕС.

Периодизация осуществляемых изменений закреплена в Протоколе, содержащем переходные постановления. По 31 октября 2014 года сохраняет свое действие система, предусмотренная пунктом 4 ст. 16 ДЕС и пунктом 2 ст. 238 ДФЕС. С 1 ноября 2014-го и до 31 марта 2017 года применяются положения пункта 2 ст. 3 упомянутого Протокола. В этот переходный период соответствующее большинство образуют члены Совета, представляющие как минимум 65% населения и % всех государств-членов, но не менее 19. Блокирующее меньшинство составляют как минимум 4 члена Совета. В этот период член Совета может потребовать применения для определения квалифицированного большинства системы взвешенных голосов. Они закреплены в пункте 3 ст. 3 Протокола о переходных постановлениях.

Наконец, с 1 апреля 2017 года такое большинство составляют члены Совета, представляющие как минимум 55% населения и 55% государств-членов (ст. 4 Декларации №7). В случае возникновения трудностей Совет проводит повторные обсуждения. Председательствующий в Совете предпринимает с помощью Комиссии все необходимые меры для достижения максимально широкого согласия, необходимого для успешной реализации принимаемого решения (порядок определения Председателя в Совете ЕС определяется отдельно в соответствии с пунктом 9 ст. 16 ДЕС и положениями Декларации №9).

Возможна также досрочная вакансия поста Постоянного председателя Евросовета. Она может иметь место как в силу объективных причин, так и в случае серьезных упущений с его стороны. Процедура досрочного отзыва аналогична процедуре назначения.

Учредительные договоры не предусматривают создания при Постоянном председателе Евросовета необходимого специализированного вспомогательного аппарата. Из этого следует, что Постоянный председатель, как и все высшие должностные лица ЕС, будет иметь только свой личный кабинет (в любом случае это дело будущего). Он должен использовать уже существующий вспомогательный аппарат. Необходимую всестороннюю помощь Постоянному председателю должны оказывать Комитет постоянных представителей и Секретариат Совета ЕС. Глава последнего одновременно является Высоким представителем по ОИПБ, что заметно усиливает его независимость. При осуществлении своих полномочий Председатель Евросовета должен согласно ДР тесно сотрудничать с Председателем Европейской комиссии.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.06.2017)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%