Процедура аукциона - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках. [47, с.23]
Аукционы набирают популярность и уже используются в качестве основного способа осуществления государственных закупок. В перспективе планируется постепенный переход к электронному документообороту и, как следствие, электронному аукциону как основному способу реализации потребностей субъектов хозяйствования в товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 1 ст. 41 Закона аукцион - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на торговых площадках. Закон регламентирует все основные моменты проведения процедуры государственной закупки на аукционе, в частности:
- случаи проведения (пункт 2 ст. 41 Закона);
- требования к аукционным документам и порядок их размещения на торговой площадке (ст. 43 Закона);
- срок подачи предложений (абзац четвертый части первой пункта 1 ст. 22 Закона);
- срок рассмотрения первых разделов поступивших аукционных предложений (п. 2 ст. 46 Закона);
- срок рассмотрения вторых разделов аукционных предложений (часть первая пункта 1 ст. 48 Закона);
- основания для отклонения поступивших аукционных предложений (ст. 46 Закона);
- основания для признания аукциона несостоявшимся (ст. 26 Закона) и его отмены (п. 5 ст. 21 Закона);
- срок оформления договорных обязательств с победителем электронного аукциона (ст. 25 Закона);
- возможность изменений аукционных документов (п. 6 ст. 43 Закона) и договора между заказчиком и участником-победителем (п. 7 ст. 25 Закона).
Заказчик должен быть не только осведомлен об этапах и сроках проведения аукциона, но и подтверждать проведение обязательного пробного поиска размещенной информации с помощью оформления справки, предусмотренной п. 5 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь о государственных закупках товаров (работ, услуг)».
Минимальные сроки для проведения аукциона составляют:
- разработка необходимых документов, утверждение их у руководства и размещение на электронной торговой площадке - 1 день;
- подготовка и подача участниками своих предложений для участия в электронном аукционе - не менее 20 календарных дней (при сумме закупки менее 3000 базовых величин - не менее 10 рабочих дней);
- рассмотрение первых разделов аукционных предложений - не менее 4 рабочих дней (1 рабочий день необходим для получения документов с электронной торговой площадки, поскольку обычно доступ для изучения первых разделов аукционных предложений заказчик получает ближе к вечеру дня, следующего за днем окончания приема аукционных предложений; 1 рабочий день - для их изучения и проведения заседания комиссии, оформления протокола и его размещения на электронной торговой площадке; не позднее 2 рабочих дней до начала торгов принимается решение о рассмотрении первых разделов аукционных предложений и на электронной торговой площадке размещается протокол);
- проведение торгов - 1 рабочий день;
- заседание комиссии для подведения итогов электронного аукциона - 1 рабочий день (рассмотрение вторых разделов аукционных предложений, подготовка протокола и размещение его на электронной торговой площадке);
- заключение договора с победителем - не ранее предусмотренного законодательством срока для обжалования решения комиссии, т.е. не менее 10 рабочих дней.
Применение аукциона повышает гласность и прозрачность процесса выбора победителя и снижает коррупционные риски. А благодаря электронным подписям повышается эффективность и простота документооборота. Вместе с тем рассматриваемая процедура имеет и отрицательные стороны, а именно:
- ограничивается количество потенциальных участников по причине их отказа из-за надуманной сложности процедуры, необходимости выплат оператору электронной торговой площадки и др.;
- участники недостаточно осведомлены о требованиях к оформлению документов;
- при установлении минимальных сроков рассмотрения первых разделов аукционных предложений заказчику сложно уточнить характеристики предлагаемого товара;
- иногда сложно описать предмет закупки, тогда заказчик вынужден использовать термин "аналог", который допускает множество толкований;
- в случае проведения повторного электронного аукциона электронная торговая площадка не воспринимает его как повторный при исключении какого-либо лота;
- в случае признания электронного аукциона несостоявшимся невозможно получить сведения о потенциальных поставщиках, чтобы пригласить их к участию в повторной процедуре;
- отсутствует механизм признания электронной подписи недействительной;
- при размещении информации о государственной закупке на официальном сайте в случае проведения электронного аукциона из нескольких лотов сложно выбрать отрасль;
- при размещении информации на электронной торговой площадке на официальный сайт дублируются не все документы. В частности, не размещаются аукционные документы и протоколы, как того требует законодательство. Самостоятельно это сделать после размещения аукционных документов и приглашения к участию в аукционе на электронной торговой площадке также не представляется возможным, поскольку страница на официальном сайте с информацией о закупке не подлежит редактированию заказчиком; [56, с.183]
- в большинстве случаев первые разделы аукционных предложений открываются к вечеру, при этом электронная торговая площадка присваивает им статус "рассмотрение предложений", хотя доступа к предложениям заказчик еще не имеет.
Думаем, не правильно оценивать эффективность электронного аукциона по количеству ставок в случае формирования начальной цены участниками либо низкого качества маркетинговых исследований с целью установления фактической стоимости товара (работы, услуги), поскольку начальная цена может быть значительно выше фактической стоимости.
Полагаю, следует совершенствовать подход к применению преференциальной поправки, поскольку организации могут поставлять одинаковый и даже одного производителя товар, однако в силу субъективных причин торги проходят до предложения реальной цены, за которую могут поставить товар участники, которые не заявили право на применение преференциальной поправки. Как следствие, побеждает участник, заявивший о праве на ее применение. Договор необходимо заключить с учетом такой поправки, что сразу значительно снижает эффективность электронного аукциона и приводит к нерациональному расходованию бюджетных денежных средств.
|