Размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок и представление аукционных документов для подготовки предложений:
- заказчик (организатор) размещает приглашение на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках( см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
- заказчик (организатор) размещает аукционные документы в форме электронного документа одновременно с приглашением на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.
Правило: до размещения приглашения на официальном сайте и на электронной торговой площадке представление участникам аукционных документов, в том числе для ознакомления, не допускается.
Требования к аукционным документам, которые утверждаются заказчиком (организатором) до размещения приглашения:
а) обязательные сведения, содержащиеся в аукционных документах:
- сведения, указываемые в приглашении, в том числе описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;
- описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов);
- требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;
- проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения;
- сведения, которые должны содержаться в предложении, требования к его оформлению с учетом регламента оператора электронной торговой площадки, а также требования к сроку действия предложения;
- формула расчета ставки;
- наименование валюты, в которой должна быть выражена ставка;
- условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь;
- шаг электронного аукциона;
- порядок разъяснения аукционных документов;
- указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки (п. 1 ст. 43 Закона).
Указанные выше требования аукционных документов императивны, их отсутствие может быть квалифицировано как нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) факультативные сведения, которые могут содержаться в аукционных документах:
- требования к аукционному обеспечению и (или) обеспечению исполнения договора;
- наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для перевода ставки в цену договора;
- иные требования в соответствии с Законом и иными законодательными актами. [48, с.23]
Установление срока для подготовки и подачи предложений участником: срок для подготовки и подачи предложений должен составлять в случае проведения электронного аукциона не менее 20 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее 10 рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3000 базовых величин (абзац 4 части 1 п. 1 ст. 22 Закона).
Правило: заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу какого-либо участника или иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, изменить и (или) дополнить аукционные документы до истечения срока для подготовки и подачи предложений, за исключением требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены.
Правило: изменения и (или) дополнения к аукционным документам в форме электронного документа размещаются заказчиком (организатором) на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке. Не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения таких изменений и (или) дополнений, оператор электронной торговой площадки извещает об этом участников электронного аукциона в порядке, установленном своим регламентом.
Предложение подается участником посредством его размещения на электронной торговой площадке в форме электронного документа и состоит из двух разделов.
Требования к содержанию предложения участника:
1) первый раздел предложения должен содержать:
- сведения, указанные в аукционных документах, за исключением сведений, которые отражаются во втором разделе, а также заявление о праве на применение преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б);
- заявление о согласии участника (в случае признания его участником-победителем) заключить договор на условиях, указанных в аукционных документах и его предложении, по форме, определенной регламентом оператора электронной торговой площадки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В);
- цену предложения в случае, если начальной ценой электронного аукциона заказчиком (организатором) определена наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам;
2) второй раздел предложения должен содержать:
- наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника;
- документы, подтверждающие соответствие участника требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
- иные документы и сведения, представление которых предусмотрено аукционными документами. [67, с.34]
Полномочия участников при представлении предложения:
- каждый участник вправе подать только одно предложение; если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов), допускается подача одним участником не более одного предложения на каждую из частей (лотов);
- вправе внести изменения и (или) дополнения в предложение или отозвать его до истечения срока для подготовки и подачи предложений (п. 1, 6 ст. 45 Закона);
- обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях.
Оператор электронной торговой площадки регистрирует предложения в порядке их размещения и извещает участника о дате и времени регистрации его предложения.
Полномочия оператора электронной торговой площадки:
- не допускает размещения предложения, если: не выполнено требование о подписании электронных документов, направляемых участником оператору электронной торговой площадки, электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника; истек срок для подготовки и подачи предложений либо участником уже подано одно предложение;
- обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях.
Предоставление участниками аукционного обеспечения.
Правила о предоставлении аукционного обеспечения носят диспозитивный характер, что означает обязательность его предоставления участником в случае, если это предусмотрено приглашением и аукционными документами, за исключением участников, являющихся бюджетными организациями, для которых требование о предоставлении аукционного обеспечения не устанавливается. [54, с.29]
Виды аукционного обеспечения (конкретный вид (один из двух) определяется участником):
- банковская гарантия;
- перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств.
Размер аукционного обеспечения: не более 3% начальной цены электронного аукциона в случае, если такой ценой является ориентировочная стоимость государственной закупки, или цены предложения участника в случае, если начальной ценой электронного аукциона является наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам (п. 2 ст. 44 Закона).
Обеспечиваемые обязательства участника при предоставлении аукционного обеспечения:
- участник примет участие в торгах;
- участник-победитель не откажется от подписания договора;
- участник-победитель не нарушит срока подписания договора;
- участник-победитель предоставит обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в аукционных документах.
Последствия неисполнения обеспечиваемых обязательств участником, сделавшим последнюю (предпоследнюю) ставку:
- при перечислении оператору электронной торговой площадки денежных средств: денежные средства не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения оператором электронной торговой площадки соответствующего уведомления заказчика (организатора), перечисляются оператором электронной торговой площадки в бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки;
- при предоставлении банковской гарантии: оператор электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего уведомления заказчика (организатора), передает банковскую гарантию лицу, в пользу которого гарантия была выдана и которое обеспечивает в установленном законодательством порядке перечисление соответствующих денежных средств в бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки (п. 6 ст. 44 Закона).
Существуют случаи возврата аукционного обеспечения участникам. Аукционное обеспечение возвращается предоставившему его участнику в течение 3 рабочих дней при условии, если им не нарушены обеспечиваемые обязательства:
- участник отозвал свое предложение до истечения срока для подготовки и подачи предложений; возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления оператору электронной торговой площадки такого отзыва;
- предложение участника отклонено; возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке соответствующего протокола комиссии;
- участники сделали последнюю и предпоследнюю ставки и признаны комиссией соответствующими требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников; возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем уведомления заказчиком (организатором) оператора электронной торговой площадки о заключении договора с участником-победителем;
- иные участники; возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке протокола комиссии о выборе участника-победителя либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся.
Оператор электронной торговой площадки не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подготовки и подачи предложений, обеспечивает доступ заказчика (организатора) к первым разделам предложений участников для их рассмотрения на соответствие требованиям аукционных документов.
Первые разделы предложений рассматриваются комиссией на соответствие аукционным документам не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений и не позднее чем за 2 рабочих дня до даты торгов. [55, с.58]
Но с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки заказчиком (организатором) может быть установлен более длительный срок рассмотрения первых разделов предложений.
Комиссия может посредством электронной торговой площадки просить участника дать разъяснение по первому разделу его предложения, но не вправе допускать внесения в него изменений и (или) дополнений.
Проведение переговоров между комиссией и участниками не допускается.
Комиссия отклоняет предложение, если его первый раздел не отвечает требованиям аукционных документов либо содержит наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии)) участника или иные сведения и документы, идентифицирующие участника, а также вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки (п. 4 ст. 20 Закона).
Размещение заказчиком (организатором) не позднее рабочего дня, следующего за днем рассмотрения первых разделов предложений, на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке протокола заседания комиссии по вопросу открытия предложений, который должен содержать:
- начальную цену электронного аукциона в случае, если начальной ценой электронного аукциона заказчиком (организатором) определена наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам;
- регистрационные номера предложений участников: допущенных к участию в торгах; имеющих право на преференциальную поправку, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь; предложения которых были отклонены, с указанием причин отклонения (в случае отклонения одного или нескольких предложений);
- решение о проведении торгов либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся. [18, с.36]
Направление оператором электронной торговой площадки участникам соответствующих уведомлений в течение рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной торговой площадке протокола.
Условие проведения: наличие не менее двух участников, допущенных к участию в них (в том числе в отношении частей (лотов) предмета государственной закупки).
С момента начала торгов на электронной торговой площадке должны отображаться:
- наименование предмета государственной закупки, включая объем (количество);
- наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя) заказчика (организатора);
- количество участников, допущенных к торгам;
- начальная цена электронного аукциона (его частей (лотов), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) и шаг электронного аукциона;
- время, в течение которого участники могут делать ставку;
- ставки участников и время, когда эти ставки были сделаны;
- информация, позволяющая участникам в любой момент проведения торгов определить положение сделанной ими ставки по отношению к ставкам других участников.
Правило: не допускается в ходе торгов отображать на электронной торговой площадке наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участников.
Порядок определения цены:
- торги начинаются с начальной цены электронного аукциона;
- в ходе торгов участники вправе делать ставку в течение 10 минут с момента начала торгов или очередной ставки с учетом величины, равной шагу электронного аукциона, в порядке, установленном регламентом оператора электронной торговой площадки;
- если несколько участников сделают одинаковые ставки, учитывается ставка одного участника, сделанная ранее других;
- участник не вправе делать новую ставку, если предыдущая ставка сделана им, а также ставку, равную нулю;
- если в течение 10 минут с момента очередной ставки ни один из участников не сделал новую ставку, участнику, сделавшему последнюю ставку, предоставляется право в течение 10 минут уменьшить ее до любой положительной величины без учета величины шага электронного аукциона.
Торги считаются оконченными в случае, если:
- в течение 10 минут с момента начала торгов ни один из участников не сделал ставку;
- в течение 10 минут с момента очередной ставки ни один из участников не сделал новую ставку и участник, сделавший последнюю ставку, уменьшил либо не уменьшил ее.
После окончания торгов на электронной торговой площадке отображаются начальная цена электронного аукциона, последняя ставка, в том числе с учетом ее уменьшения, предпоследняя ставка, а также наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участников, сделавших эти ставки. [14, с.32]
Если на торгах не было сделано ни одной ставки, на электронной торговой площадке отображаются информация об этом и начальная цена электронного аукциона. Формирование оператором электронной торговой площадки протокола торгов и размещение его на электронной торговой площадке в день окончания торгов, извещение об этом заказчика (организатора) и обеспечение ему доступа ко вторым разделам предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки.
Определение участника-победителя и заключение договора на государственную закупку.
В течение 10 календарных дней, следующих за днем окончания торгов, комиссия:
- рассматривает вторые разделы предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, на соответствие требованиям аукционных документов и на соответствие указанных участников требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
- выбирает участника-победителя электронного аукциона либо отменяет электронный аукцион или признает его несостоявшимся;
- при рассмотрении вторых разделов предложений вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки;
- при рассмотрении вторых разделов предложений отклоняет предложение, если:
- предложение не отвечает требованиям аукционных документов;
- участник, представивший его, не соответствует требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
- участник, представивший его, не может участвовать в электронном аукционе;
- установит, что участником, представившим его, направлены недостоверные документы и сведения;
- участник-победитель, представивший его, не выполняет установленные в аукционных документах требования, предшествующие подписанию договора. [30, с.96]
Проведение переговоров между комиссией и участниками, а также внесение изменений и (или) дополнений в предложения не допускаются.
Участником-победителем электронного аукциона выбирается участник:
- сделавший последнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
- сделавший предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, в случае, если предложение участника, сделавшего последнюю ставку, отклонено по одному из оснований, указанных выше, или участник, признанный участником-победителем, отказался от заключения договора.
Принятие комиссией решения о выборе участника-победителя либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся, оформляемого протоколом, который должен содержать:
- наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок;
- информацию о соответствии (несоответствии) участников требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным, если такие требования были предусмотрены;
- решение о выборе участника-победителя с информацией о цене договора, в соответствии с которой с ним должен быть заключен договор, если Советом Министров Республики Беларусь установлено применение преференциальной поправки, либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся с обоснованием этого.
Размещение протокола на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем рассмотрения вторых разделов предложений.
Извещение оператором электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня с момента размещения на электронной торговой площадке протокола участников о размещении протокола в порядке, установленном своим регламентом. [23, с.169]
Заключение заказчиком (организатором) с участником-победителем договора на государственную закупку, о чем уведомляется оператор электронной торговой площадки не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора, и размещает сообщение о результате электронного аукциона на официальном сайте и электронной торговой площадке.
В случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (ч. 5 п. 3 ст. 25 Закона).
Составление справки о процедуре государственной закупки осуществляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п. 2 ст. 29 Закона.
В справку о процедуре государственной закупки необходимо включить сведения о приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки производителей, организаций, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), а также о результатах изучения конъюнктуры рынка.
Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки (п. 5 ст. 21 Закона).
Признание процедуры электронного аукциона несостоявшейся (в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки). По истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:
- участник-победитель не определен;
- участник-победитель отказался от заключения договора;
- жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону, - процедуру закупки из одного источника. [35, с.8]
Действия заказчика (организатора) в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся следующие. Заказчик (организатор) вправе провести (общее правило):
- повторную процедуру государственной закупки;
- процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров Республики Беларусь для применения процедуры запроса ценовых предложений;
- процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, за исключением случаев, указанных в п. 5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется (п. 2 ст. 26 Закона).
Но заказчику (организатору) нормами Указа № 590 предоставлено право в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся провести процедуру закупки из одного источника:
- по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик;
- на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (подп. 2.2 п. 2 Указа № 590).
Вывод:
Аукцион, являясь перспективным способом обеспечения добросовестной конкуренции и эффективного расходования бюджетных денежных средств, не реализует все свои возможности в связи с отсутствием достаточного количества необходимых специалистов у заказчиков и участников и наличием спорных вопросов применения законодательства о государственных закупках.
Институционально-правовые основы аукционных торгов в нынешних экономических условиях - один из наиболее сложных правовых и экономических институтов. Нельзя с уверенностью утверждать, что торги являются оптимальным способом выбора контрагента, механизма заключения договора.
Правовое регулирование торгов настолько непоследовательно и противоречиво, что их применение сопряжено с огромным риском оспаривания результатов торгов по различным основаниям. Торги следует рассматривать лишь как один из вариантов выбора контрагента наряду с «прямым» заключением договора, конкурентными переговорами, запросом предложений, отнюдь не придавая им решающего значения.
Представляется, что именно аукционы с ограниченным кругом участников станут «золотой серединой» между аукционом и конкурсом. Вместе с тем, существующее дихотомическое деление торгов на аукционы и конкурсы в законодательстве может быть сохранено.
Торги и договор, заключаемый по их итогам, представляют собой два разных юридических состава. Но составы эти взаимообусловлены, поскольку цель торгов - выявить оптимальные условия договора, предлагаемые конкретным лицом (победителем торгов), договор же, в свою очередь, базируется именно на этих условиях. Отправной точкой для возникновения юридического состава торгов выступает извещение об их проведении, окончание юридического состава торгов - оформление протокола об их результатах.
Также можно отметить,что правила о предоставлении аукционного обеспечения носят диспозитивный характер, что означает обязательность его предоставления участником в случае, если это предусмотрено приглашением и аукционными документами, за исключением участников, являющихся бюджетными организациями, для которых требование о предоставлении аукционного обеспечения не устанавливается.
|