В практике хозяйственной деятельности организаций встречаются ситуации, когда для решения той или иной задачи необходимо обратиться к помощи широкой общественности (например, разработать логотип компании, придумать название продукта или мероприятия, рекламный слоган и т.п.).
Как известно, основным источником возникновения обязательств является договор. Но в некоторых случаях обязательства возникают по другим основаниям: из причинения вреда; неосновательного обогащения; действия в чужом интересе без поручения; игр и пари; а также из односторонних сделок (ст. 156 - 157 ГК).
Конкурс как раз является примером последнего случая, когда обязательство у лица возникает уже только в результате сделанного объявления. Впрочем, сделанное обещание вступает в силу не сразу, а лишь при условии, что кто-либо на него откликнется. Поэтому публичный конкурс в юридической терминологии считается односторонней условной сделкой.
Согласно п. 1 ст. 927 ГК лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
Основными чертами конкурса являются следующие черты.
Как правило, предметом конкурса является выполнение работы. Согласно п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Республики Беларусь работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, например разработка логотипа, архитектурного или технического решения, памятника. Под "достижением иных результатов" могут пониматься исполнение музыкального произведения, спортивные соревнования и тому подобные действия, не имеющие материального выражения. [16, с.204]
Конкурс является публичным, т.е. речь идет не о предложении конкретному лицу заключить договор, а об обращении к открытому либо закрытому перечню лиц с предложением определить первенство среди них.
Результаты являются сравнимыми на основании суждения самого организатора или созданного им жюри.
Победитель получает награду в денежной или иной имущественной форме. Вручение грамот, дипломов, кубков и т.п., не имеющих имущественной ценности, само по себе нельзя считать надлежащим исполнением обязанности организатора. Но они могут дополнять денежные награды. ГК не регулирует само соревнование (творческое, спортивное, музыкальное, художественное и т.п.), а лишь аспекты, связанные с выплатой награды в имущественной форме.
Конкурс может быть открытым или закрытым. В открытом конкурсе предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет). Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса вначале проводится отбор лиц, пожелавших принять в нем участие (например, предварительное прослушивание в музыкальном конкурсе или поэтапный конкурс; конкурс среди лиц определенной профессии или квалификации). В закрытом предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (например, конкурс на разработку рекламного ролика, когда предложение адресуется нескольким рекламным агентствам).
В публичном конкурсе следует выделить (а) цели и (б) результат. Что касается первых, то в соответствии с п. 2 ст. 927 ГК публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. В ГК не раскрывается значение термина "общеполезные цели". Поскольку абсолютного альтруизма в хозяйственных отношениях не существует, то, на наш взгляд, он должен толковаться расширительно и включать любые цели, не направленные на получение односторонних конкурентных преимуществ организатора перед другими лицами (например, создание благоприятного общественного имиджа, скрытая реклама продукта либо бренда, получение права на объект интеллектуальной собственности либо на преимущественное заключение договора и т.д.).
Подтверждение этой точки зрения можно найти в п. 1 ст. 930 ГК, согласно которому, «если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения».
Предметом публичного конкурса могут быть и другие объекты интеллектуальной собственности: изобретения, полезные модели, товарные знаки и т.п. Они не упомянуты в ст. 930 ГК только по той причине, что в отличие от объектов авторского права они получают правовую защиту не с момента создания, а в момент получения патента либо регистрации. Таким образом, даже объекты интеллектуальной собственности (по определению ограничиваемые к использованию всеми иными лицами) могут отвечать общеполезным целям и быть предметом публичного конкурса. [35, с.6]
Результаты, на которые рассчитывает организатор конкурса, могут быть самыми разнообразными, однако всех их можно свести к двум типам:
1) результат, получаемый уже в процессе самого проведения (благоприятный имидж от проведения спортивного или музыкального состязания), безотносительно к определению победителя;
2) заключение с победителем договора, когда важно именно определение сильнейшего.
Согласно п. 4 ст. 927 ГК объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие:
1) существо задания. Степень его детализации зависит от вида конкурса. В случае музыкального или спортивного конкурса может быть достаточно указать просто музыкальный инструмент или вид спорта, тогда как публичный конкурс, требующий технического решения, должен содержать достаточно развернутые характеристики;
2) критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений. Если конкурс многоэтапный, указываются критерии промежуточных решений;
3) место, срок и порядок их представления;
4) размер и форму награды. Победителей конкурса может быть и несколько с градацией (первая премия, вторая и т.д.) либо без таковой;
5) порядок и сроки объявления результатов конкурса. ГК не обязывает организатора каким-либо образом мотивировать свое решение, если только последний добровольно не принял на себя такие обязательства.
Помимо обязательных организатор вправе включить в объявление любые факультативные условия.
Возникают вопросы: каковы последствия нарушения требований ГК об «общеполезной цели» и отсутствия обязательных условий конкурса, следует ли сделку признать недействительной по ст. 169 ГК как не соответствующую законодательству? На наш взгляд, нет. Во втором случае можно говорить лишь о недействительности части сделки (ст. 181 ГК), что не влечет за собой недействительности остальных ее частей. В первом же случае мы получим новую сделку, хотя и не регламентированную ГК, но и не противоречащую ему (подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 ГК), и к такой сделке по аналогии (п. 1 ст. 5 ГК) могут быть применимы нормы гл. 46 ГК.
Еще одним практически важным вопросом является соотношение норм гл. 56 ГК с Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 №300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее - Указ №300). Представляется, что, за исключением публичных конкурсов, результатом которых должно стать заключение договора, Указ № 300 может быть в данном случае применим. Поэтому требования Указа №300 в части целей оказания спонсорской помощи (п. 2), лимита и т.д. должны распространяться и на такие публичные конкурсы. Кроме того, вручение премий (призов) должно оформляться с заключением договора предоставления безвозмездной спонсорской помощи, примерная форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 №779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».
Форма объявления о конкурсе специально не регламентирована, поэтому применяются положения п. 1 ст. 160 ГК, согласно которым сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Однако как организатор, так и участники могут быть заинтересованы в предоставлении доказательств того, что конкурс был объявлен на тех или иных условиях. Если объявление было сделано в печати, то для доказательства достаточно предъявить экземпляр издания, если в Интернете - распечатать страницу, если по радио или ТВ - откликнувшееся лицо может представить соответствующую справку о выходе в эфир сообщения и т.п. [26, с.31]
Хотя объявление конкурса и является односторонней сделкой организатора, оно может затрагивать интересы всех прочих лиц еще до того, так те обратились к организатору конкурса со своими работами. Поэтому ст. 928 ГК устанавливает следующие требования к такому изменению (отмене):
1) изменение (отмена) допускается только в течение первой половины установленного для представления работ срока, причем извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. Нарушение этих требований о сроке и порядке извещения влечет обязанность организатора выплатить награду тем, кто выполнил работу, соответствующую указанным в объявлении условиям;
2) в случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене.
Таким образом, неблагоприятные имущественные последствия для организатора, изменяющего или досрочно прекращающего конкурс, различаются в зависимости от того, исполнил он или нет требования ст. 928 ГК:
а) если да, то он обязан возместить только расходы;
б) если нет, то выплатить премию, причем всем участникам, представившим работы без определения победителя. Речь идет не о разделе призового фонда между всеми представившими работы, а подразумевается награждение каждого как победителя, что ставит организатора, нарушившего процедурные требования к отмене (изменению) конкурса, в крайне невыгодное положение. [29, с.197]
Решение о победителе принимает либо сам организатор, либо созданное им жюри (конкурсная комиссия). Среди обязательных реквизитов конкурса в п. 4 ст. 927 ГК сведения о составе жюри не называются, хотя сам организатор заинтересован в доведении этой информации до сведения участников (для придания авторитета конкурсу и т.п.). Однако организатор не обязан ни оглашать персональный состав жюри, ни даже порядок его назначения.
Определение победителя конкурса не регулируется нормами ГК, т.к. не связано с имущественными отношениями. ГК применяется тогда, когда принимается решение о выплате победителю награды, и требует, чтобы оно было вынесено и доведено до участников публичного конкурса в порядке и сроки, установленные в объявлении о конкурсе.
Согласно п. 2 ст. 929 ГК, если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.
Если условия конкурса предусматривали смешанный вариант премирования (например, почетный диплом + денежная премия), то в суде может быть обжаловано только решение о выплате денежной премии, но не о присуждении диплома.
Что касается всех остальных участников конкурса, то на организаторе лежит обязанность (п. 2 ст. 930 ГК) возвратить им работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.
|