Вторник, 26.11.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Экономические границы и структура оборонно-промышленного комплекса России

Определение понятия «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК) зафиксировано в ряде нормативно-правовых актов РФ и интерпретировано также в достаточно большом количестве научных публикаций.

Например, постановлении Правительства РФ «О сводном реестре организаций ОПК» от 20 февраля 2004 г. № 96, объединяет в понятие ОПК организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, а также имеющие квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники[1]. Кандидат экономических наук А.В. Ужицкий определяет оборонно-промышленный комплекс как «совокупность организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, выпускающих продукцию военного назначения и оказывающих услуги для Вооруженных Сил своей страны и зарубежных государств, а также органов государственной власти, регулирующих деятельность оборонных предприятий и организаций, в том числе по обеспечению мобилизационных заданий»[2]. Данные определения мною разделяются, и будут положены в основу изучаемой теоретической конструкции.

Современный оборонно-промышленный комплекс включает в себя:

интегрированные структуры – крупные объединения предприятий и организаций (например, ОАО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”»);

конструкторские бюро и научно-исследовательские организации, занимающимися теоретическими разработками и осуществляющие создание опытных образцов оружия (например, ОАО «КБ морской техники “Малахит”»);

производственные предприятия, осуществляющие серийный выпуск вооружений и военной техники (например, ОАО «Концерн Калашников»);

предприятия и организации, осуществляющие маркетинг и продажу продукции военного назначения на внешний рынок, и обеспечивающие поставки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции (например, ОАО «Обонэкспорт»);

органы государственной власти, регулирующие деятельность предприятий и организаций ОПК (Министерство обороны, Федеральное космическое агентство и др.).

В структуре ОПК можно выделить следующие отрасли (виды производств):

авиационная промышленность;

промышленность боеприпасов и продуктов специальной химии;

промышленность обычных вооружений;

промышленность средств связи и радиоэлектронная промышленность;

промышленность ракетно-космической техники;

судостроительная промышленность.

Большинство из этих видов промышленного производства являются высокотехнологичным и несут в себе значительный̆ потенциал инновационного развития национальной экономики.

Анализ состояния российского ОПК, содержащийся в научных публикациях[3], позволяет установить, что ОПК РФ в настоящее время включает в себя 1353 промышленных предприятий, научных и научно-конструкторских организаций (около 2 млн. чел.), из которых 971 предприятий и организаций (около 1,3 чел.) непосредственно принадлежат к восьми оборонным отраслям производства. По состоянию на 2012 г. ОПК РФ обеспечивал примерно 25% продукции машиностроения и свыше 40% ее экспорта[4].

В структуре товарной продукции ОПК примерно 45% имело военное назначение и закупалось в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), около 22% экспортировалось в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) в иностранные государства, а оставшиеся 33% составляли продукцию гражданского назначения[5]. При этом, в отличие от ситуации 1990-х гг., когда оборонная промышленность России выживала во многом благодаря экспортным поставкам ВВСТ в зарубежные страны, с середины 2000-х гг. главным драйвером роста российского ОПК становится ГОЗ. На предприятиях современного ОПК России производится до 100% наукоемкой высокотехнологичной продукции в области авиационной техники, гражданского космоса и оптического приборостроения.

Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России характеризуется изношенностью его основных производственных фондов до 70%, низкой (менее 20%) долей в его структуре нового оборудования, низкой загрузкой производственных мощностей (не превышающей 30-40%)[6], а также дефицитом квалифицированных инженерно-конструкторских и рабочих кадров и достигающими 50% от общей величины затратами на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

Серьезно ухудшает экономическое положение предприятий ОПК наличие у них на балансе мобилизационных мощностей (по отдельным отраслям их доля достигает 50%) – их содержание ежегодно обходится предприятиям в 4-5 млрд. руб., отражаясь, в конечном счете, на себестоимости готовой продукции[7].

Негативно сказывается на сроках создания и стоимости российского вооружения также неэффективность взаимодействия между основным государственным заказчиком – Министерством обороны РФ (МО РФ) и предприятиями ОПК, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие кооперации между производственными и проектными организациями. К удорожанию стоимости ВВСТ приводит также мелкосерийность оборонного заказа, являющаяся оборотной стороной существующей в ВС РФ многотипности систем вооружений, монополизм конечного производителя военной продукции и поставщиков комплектующих, а также срывы сроков оплаты ГОЗ.

Важным для целей нашего исследования является вопрос экономических границ ОПК. По нашему мнению, они определяются целями деятельности организаций, направленностью их основных результатов. В связи с чем, в состав ОПК следует включать все предприятия и организации, независимо от их принадлежности и формы собственности, производящие товары и услуги, выполняющие работы в целях удовлетворения потребностей̆ общества в обеспечении его военной безопасности. То есть, в расширительной̆ трактовке в состав ОПК необходимо включать не только предприятия, выпускающие конечную военную продукцию (стрелковое оружие, боевые самолеты и корабли, танки и т.д.), но также предприятия легкой, пищевой промышленности, инфраструктурных отраслей народного хозяйства страны и т.д., в деятельности которых заказы в интересах обеспечения обороны преобладают. Примером такой компании может выступать ООО «БТК групп»[8], занятая производством и поставкой для вооруженных сил РФ форменного обмундирования и обуви.

При этом очевидно, что военные заказы могут быть в составе портфеля заказов практически любого предприятия, поэтому организационно-экономические границы ОПК являются весьма подвижными. В составе ОПК, безусловно, имеются специализированные предприятия, которые входят в ОПК на долгосрочной основе (например, кораблестроительные заводы, специализирующиеся на выпуске подводных лодок), в то же время, в нем (в том числе – через цепочки связей производственной кооперации) могут присутствовать предприятия, занятые широкопрофильным производством, в том числе в интересах обеспечения обороны страны. Примером последнего рода является компания АО «СТТ групп»[9], специализирующаяся на разработке разнообразного программного обеспечения. Среди ее заказчиков имеются как крупные частные клиенты, так и государственные органы, предназначенные для обеспечения военной безопасности РФ.

Специфика ОПК определяет особенности ее развития и направления оказываемого влияния на структуру национальной экономики. На основе анализа литературы[10], проведенного мною в процессе подготовки настоящей магистерской диссертации, можно выделить следующие особенности российского ОПК.

1. Инновационный характер производства ОПК. Влияние на инновационность экономики со стороны ОПК очень велико. Доля отраслей ОПК в выпуске наукоёмкой высокотехнологичной продукции составляет по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам – до 100%; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре – до 90%; средствам связи – до 70%; сложной медицинской технике – до 60%; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК – до 30%. При этом, как показывает анализ, предприятия ОПК на инновационное развитие национальной экономики могут влиять двояко:

во-первых, через специфически-отраслевой инновационный процесс, связанный с разработкой и производством новых товаров и услуг военного назначения (многоразовой ракетно-космической техники, малозаметных для средств оптического и радионаблюдения летательных аппаратов, средств индивидуальной защиты военнослужащих на поле боя и др.);

во-вторых, через трансфер технологий, изначально разработанных для военного применения, в гражданские сферы (использование броневых спецсталей для строительства корпусов судов ледокольного класса, применение военных спутниковых систем для глобальной навигации и обеспечения связи, высокоэффективные алгоритмы сжимания и криптографической защиты коммерческой информации и мн. др.).

2. Способность ОПК (за счет подвижности состава его «ядра») осуществлять существенное мультиплицирующее влияние на национальную экономику в целом. Современное военное производство требует организации многоуровневой (до 4-5 уровней) кооперации, в том числе с невоенными видами деятельности. Поэтому при изменении состава ОПК происходит изменение структуры экономической активности в экономике в целом.

3. В отличие от ОПК западных стран, российский ОПК имеет ярко выраженную экспортную направленность. По имеющимся оценкам, в США, например, производят 75% вооружения для себя, а остальное – экспортируется. Россия в 1990-е гг. имела зеркальную структуру сбыта: лишь около 20% произведенного оружия закупалось государственным заказчиком, а до 80% шло на экспорт. Только начиная с 2005 г. Госооборонзаказ впервые в сопоставимых ценах превысил объем валютных поступлений от экспорта вооружений и военной техники (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Динамика денежных поступлений от экспорта вооружения и военной техники и государственного оборонного заказа России в 1999-2005гг. (млрд. долл. США)[11]

3. В отраслевой структуре российского экспорта вооружений, доминирует авиация, на втором месте – продукция для флота, на третьем – для сухопутных войск, на четвертом – системы противовоздушной и воздушно-космической обороны (ПВО и ВКО). Лидерство авиационного машиностроения в российском ОПК привело к очевидному структурному эффекту в российском промышленном производстве, причем в его передовом инновационно-технологическом сегменте.

4. Активизации инновационных процессов и трансфера технологий на предприятиях ОПК способствует и то, что они обладают доступом к уникальным ресурсам, пользуются поддержкой государства, зачастую более управляемы в рамках созданных государственных и полугосударственных компаний и объединений (Объединенная судостроительная корпорация, Концерн «Алмаз-Антей» и др.). Мировой опыт свидетельствует, что именно крупные промышленные объединения являются локомотивами инновационного процесса.

На инновационное развитие экспортно-ориентированного сектора ОПК дополнительно оказывают воздействие ряд факторов, основными из которых являются:

- выбор ограниченного числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, и обеспечивающих переход на новый технологический уровень;

- разработка технологий двойного назначения, используемых как для производства вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая создание национального информационного фонда инновационных проектов, системы финансирования, включая механизм привлечения частных российских и зарубежных инвестиций, консолидации банковского и промышленного капитала и т.д.;

- корпоративизация экспортно-ориентированных оборонных предприятий, позволяющая экономить значительные средства на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, капиталовложениях в новую технологию и сокращении административных расходов на содержание управленческого аппарата;

- разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной̆ собственности в инновационной сфере оборонно-промышленного комплекса.

 

[1] Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 (ред. от 07.09.2015) «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» // «Российская Бизнес-газета», № 8, 02.03.2004.

[2] Ужицкий А.В., Капустина Л.М. Макроэкономический анализ и прогнозирование развития оборонно-промышленного комплекса России. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2006. - С. 17.

[3] Балашов А. И., Мартьянова Я. В. Реиндустриализация российской экономики и развитие оборонно-промышленного комплекса // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 1-14; Карлик A. E., Фонтанель Ж., Щербинин А. В. Перспективы развития российского оборонно-промышленного комплекса // Экономическое возрождение России. 2012. № 3. С. 24-29; Леонович А.Н. Военная промышленность Российской Федерации в конце XX – начале XXI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3 «Экономика, Экология». 2014. № 5(28). С. 90-98; Фальцман В. К. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 116-124; Федоров Ю. Государственная программа вооружений-2020: власть и промышленность // Индекс безопасности. 2013. Т. 19, № 4. С. 41-59; и др.

[4] Карлик A. E. Указ. соч.

[5] Федоров Ю. Указ. соч.

[6] Карлик A. E. Указ. соч. С. 27.

[7] Хорев В. П., Горева О. Е. Состояние и тенденции развития финансово-экономического блока Вооруженных Сил Российской Федерации // Армия и общество. 2013. № 3. С. 5.

[8] Официальный сайт компании «БТК групп» // Режим доступа: http://btcgroup.ru.

[9] Официальный сайт компании «СТТ групп» // Режим доступа: http://btcgroup.ru.

[10] Балашов А. И., Мартьянова Я. В. Указ. соч.; Карлик A. E., Указ. соч.; Леонович А.Н. Указ. соч.; Фальцман Указ. соч.; Федоров Ю. Указ. соч.; и др.

[11] Ужицкий А.В., Капустина Л.М. Указ. соч. - С. 34.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.06.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%