В качестве одного из направлений совершенствования государственной политики в сфере развития ОПК начиная с 2000-х гг. в РФ рассматривается создание диверсифицированных интегрированных структур.
В основе интеграционных процессов в ОПК с самого начала лежали две противоположные тенденции. С одной стороны, стремление государства формализовать их путем использования административного ресурса, а с другой - действие экономических законов слияния и поглощения корпораций (mergers and acquisitions - M&A), свойственных рыночным отношениям.
В соответствии с этими тенденциями формирование интегрированных структур рассматривалось в качестве основы структурного реформирования оборонной промышленности, конечной целью которого является формирование системообразующих широко диверсифицированных межотраслевых научно-производственных корпораций нового типа, включающих производство как военной, так и гражданской продукции и способных составить конкуренцию на мировом уровне. При этом считалось, что интеграция оборонных предприятий объективно является безальтернативным процессом осуществления глубоких (кардинальных) структурных преобразований и создания нового облика ОПК, способного конкурировать с транснациональными корпорациями, действующими на мировых рынках.
В 2000-е гг. в рамках ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 годы» в ОПК начался процесс формирования вертикально интегрированных структур, пик которого приходится на 2006-2008 годы.
Предполагалось, что создание интегрированных структур будет происходить в форме государственных унитарных предприятий или акционерных обществ с находящимся в федеральной собственности 100- процентным или контрольным – не менее 51% пакетом акций, распоряжение которых осуществляется по решению Правительства РФ. Это позволит, с одной стороны, сохранить контроль государства в важной для себя области, а с другой – гибко и эффективно управлять всем производством.
Указом Президента РФ № 140 в 2006 г. создается ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»[1], включающая в себя около 30 авиастроительных предприятий, в том числе основные российские бренды «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев». В 2007 г. была учреждена ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»[2], интегрирующая активы 60 верфей, КБ и судоремонтных заводов страны – суммарно до 80% отечественного военного и гражданского судостроения. В 2008 г., на основе объединения более чем 700 предприятий, создается крупнейшая оборонно-промышленная компания России – Государственная корпорация «Ростехнологии» (ГК «Ростех»)[3], включающая в себя 9 оборонно-промышленных и 5 гражданских субхолдингов. Указом Президента РФ от 2 декабря 2013 г. на базе НИИ космического приборостроения было создано ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация»[4], интегрирующее 48 предприятий, а также 14 самостоятельных организаций ракетно-космической промышленности, находящихся в федеральной собственности[5].
Таким образом, в 2000-е гг. в России шел активный процесс формирования вертикально интегрированных корпоративных структур (ВИК), в том числе и посредством создания государственных корпораций (например, «Росатом», «Ростехнологии»). Формирование ВИК с холдинговой формой организации капитала было нацелено на решение целого ряда задач, стоящих перед предприятиями и организациями ОПК, таких как:
1. Сокращение числа объектов управления. Холдинги способны содействовать установлению контроля над государственными предприятиями, поскольку ведомства не всегда способны проконтролировать большое число фирм с государственным участием.
2. Повышение самостоятельности менеджеров государственных предприятий во взаимоотношениях с различными исполнительными органами государственной власти (ИОГВ), которые зачастую преследуют взаимоисключающие цели (Минобороны РФ, Минпромторг РФ, Минобрнауки РФ и др.), что нередко является одной их причин неэффективности предприятий ОПК.
3. Реструктуризация убыточных предприятий, которые не могут быть как приватизированы, поскольку являются стратегическими предприятиями, так и закрыты по причинам социального характера.
4. Улучшить финансирование научно-исследовательских работ за счет дополнительных средств, полученных от деятельности других предприятий, входящих в холдинг.
К настоящему времени в российском оборонно-промышленном комплексе сформировано 55 крупных интегрированных структур, выпускающих более 60% всей готовой продукции отрасли. В рамках ФЦП «Модернизация оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года» к концу второго десятилетия XXI в. ожидается дальнейшая концентрация отрасли до 40 крупнейших научно-производственных компаний. Для координации взаимодействия между ОПК и военным заказчиком в 2006 г. воссоздается Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ[6], переподчиненная в 2014 г. Президенту РФ, ставшая фактически ремейком существовавшей в советский период Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС.
[1] Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе “Объединенная авиастроительная корпорация”» от 20.02.2006 г. № 140 (ред. от 19.01.2009 г.) // «Собрание законодательства РФ», 27.02.2006, N 9, ст. 986.
[2] Указ Президента РФ от 21.03.2007 г. № 394 «Об открытом акционерном обществе “Объединенная судостроительная корпорация”» // «Собрание законодательства РФ», 26.03.2007 г., № 13, ст. 1532.
[3] Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции “Ростех”» // «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007 г., № 48 (2 ч), ст. 5814.
[4] Указ Президента РФ от 02.12.2013 г. № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью» // «Собрание законодательства РФ», 09.12.2013 г., № 49 (часть VII), ст. 6398.
[5] Леонович A. H. Военная промышленность Российской Федерации в конце XX — начале XXI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3 «Экономика, Экология». 2014. № 5(28). С. 94.
[6] Указ Президента РФ от 20.03.2006 г. № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ» // «Собрание законодательства РФ», 27.03.2006 г., № 13, ст. 1360.
|