Вторник, 26.11.2024, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Развитие научно-технической политики и процессов импортозамещения в оборонной сфере

Конкурентоспособность и качество оборонной продукции изначально формируются на уровне используемых базовых технологий. Между тем, научно-технологический задел отечественного ОПК, созданный в советский период, практически исчерпан. Из 10 важнейших технологических направлений, имеющих решающее значение для обеспечения современного уровня выпускаемого ВВСТ (технологии новых материалов; микро-, нано-, радио-, оптикоэлектроника; компьютерные технологии; двигательные установки; промышленное оборудование; экспериментальная испытательная база; лазерные и ядерные технологии), Россия сохраняет конкурентоспособность только по двум последним[1]. По микроэлектронике, информационным технологиям, технологиям снижения заметности, современным броневым материалам, оптико-электронным системам, системам, обеспечивающим применение высокоточного оружия, а также высокотехнологичному станочному оборудованию, в российском ОПК наблюдается сильная зависимость от импортных поставок.

В настоящее время серьезной проблемой для развития ОПК является постепенная утрата им своего научно-технического потенциала. За последние годы происходит стремительное сокращение расходов на науку. Поэтому нынешняя система вооружений стремительно устаревает, а доля современных ВВСТ неуклонно снижается. Системы и комплексы вооружений становятся более сложными и дорогостоящими. Такое положение дел является прямым следствием отсутствия государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий. Политика государства в этой области фрагментарна и не системна, а роль государства не определена.

Для решения проблемы необходимо, прежде всего, решить вопросы: о перечне НИОКР, финансируемых из бюджета; о нормативной базе внебюджетного финансирования НИОКР, выполняемых по заказам Минобороны России; о защите интеллектуальной собственности.

Современные тенденции развития научно-производственного потенциала в экономически и индустриально развитых странах таковы, что оборонно-промышленный комплекс совершенствуется и модернизируется главным образом за счет инноваций, переходящих из гражданского сектора промышленности. Именно в гражданском секторе, где спрос шире и конкуренция в области товаров массового потребления и услуг более жесткая, а жизненный цикл товаров по сравнению с военной техникой и вооружением значительно меньший, создаются лучше условия для стимулирования прогресса в технологическом развитии. В России необходимо коренным образом пересмотреть отношение к вопросам научно-технического развития. Было бы более целесообразным сосредоточить большую часть научных исследований в гражданской промышленности. Это позволило бы поднять большую часть гражданских отраслей, а значит и уровень экономического развития страны в целом, поскольку, как свидетельствует опыт других стран, устойчивость и эффективность многоотраслевой современной экономики определяется уровнем развития промышленной базы в целом, а не ее отдельных частей, даже если эта часть – ОПК.

Эмбарго, введенное Западом в 2014 г. на поставки комплектующих и оборудования военного назначения в Россию, и секвестр расходов бюджета в 2015 г., уже вызвали сбой в выполнении ГПВ-2020. Так из-за прекращения поставок энергетических судовых установок, ранее импортировавшихся из Украины и Германии, к началу II-го квартала 2015 г. сорванной оказалась программы строительства надводных кораблей (корветов проекта 20380/20385 и фрегатов проекта 22350) для ВМФ РФ.

Так, петербургский судостроительный завод «Северная верфь» по контрактам с МО РФ должен был построить восемь корветов нового проекта 20385 (средняя стоимость одного корабля – около 10 млрд. руб.). Головной корабль «Гремящий» был заложен в феврале 2012 г., а в июле 2013 г. – первый серийный корвет «Проворный». Корветы проекта 20385 планировалось оснастить более качественными, чем российские аналоги, дизельными двигателями германской компании MTU, однако из-за санкций, объявленных России странами Запада, поставки были прекращены и строительство корветов застопорилось.

Для фрегатов проекта 22350, которые судостроители обязались поставить российскому флоту до 2020 г. в количестве 15 единиц, силовые (газотурбинные) установки поставляло украинское предприятие «Зоря – Машпроект». В итоге из восьми фрегатов проекта 22350, которые должна построить «Северная верфь» (по 18 млрд. руб. за единицу), двигателями обеспечены только два. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» петербургская «Северная верфь» не может достроить с середины 2000-х годов. Помимо рассогласования сроков завершения разработки систем вооружения (передового зенитно-ракетного комплекса «Редут», изготовленного концерном ПВО «Алмаз-Антей» и нового 130-миллиметрового артиллерийского комплекса «Картаун-Пума» КБ «Аметист») проблемы возникают с качеством энергетической установки, поставляемой в рамках импортозамещения Уральским дизель-моторным заводом. Собственные газотурбинные установки, по самым оптимистическим прогнозам, появятся в России не ранее 2018 года.

В итоге, из запланированных для пополнения Черноморского флота шести фрегатов проекта 11356 (по кодификации НАТО – Krivak V), на Черном море попадут лишь три («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). Достроить остальные фрегаты российские судостроители (из-за прекращения поставок корабельных двигателей с Украины) не могут[2].

Для повышения эффективности государственной политики в области развития научно-технического потенциала ОПК, необходимо:

1. Решить ряд организационных задач в деле наведения должного порядка в учете и оформлении существующих научно-технических разработок. Для этого необходимо провести их полную инвентаризацию, правильное юридическое оформление прав интеллектуальной собственности и регистрацию НИР.

2. Внести поправки в действующее законодательство в части расширения возможностей передачи закрытых НИР в гражданскую сферу. Необходимо установить законодательную норму, согласно которой по истечении определенного срока новая разработка должна быть предоставлена для использования в гражданской сфере.

3. Стимулировать создание центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики. Под эти центры могли бы быть перепрофилированы некоторые в прошлом закрытые города. В них должна быть создана широкая сеть небольших, в основном частных фирм мелкого и среднего бизнеса по разработке и производству новых гражданских товаров и технологий.

4. Создать на коммерческой основе государственную сеть инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики.

5. Законодательно обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях ОПК.

 

[1] Хорев В. П., Горева О. Е. Состояние и тенденции развития финансово-экономического блока Вооруженных Сил Российской Федерации // Армия и общество. 2013. № 3. С.6.

[2] Балашов А. И., Мартьянова Я. В. Указ. соч. С. 12.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (14.06.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%