Вторник, 26.11.2024, 21:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Совершенствование механизма государственного оборонного заказа

Обеспечение своевременного и качественного выполнения заданий государственного оборонного заказа является ключевой задачей, стоящей перед оборонно-промышленным комплексом России в свете массового перевооружения армии и флота. Как известно, согласно одному из так называемых «майских» инаугурационных указов президента России В.В. Путина, к 2020 г. в результате реализации Государственной программы вооружения (ГПВ) доля современных (отвечающих мировому уровню) вооружений в ВС РФ должна достигнуть 70%[1].

Вместе с тем в последние годы значительно увеличился объем проблем в сфере заключения и выполнения контрактов по государственному оборонному заказу. Ключевыми из них являются: регулярное нарушение сроков выполнения работ; дефицит объективной информации о ходе исполнения государственных контрактов; отсутствие механизмов проектного управления исполнением государственных контрактов, системы многоуровневого мониторинга, а также системы управления рисками.

Формирование контрактной системы и переход Вооруженных сил Российской Федерации к новому облику объективно требуют совершенствования контрактного механизма выполнения государственного оборонного заказа с учетом новых экономических и военных реалий. При этом необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на функционирование контрактного механизма. Это и ограниченность ресурсов, выделяемых на государственный оборонный заказ, и необходимость разумного сочетания экономических и административных методов управления контрактной деятельностью.

Рассмотрим состав участников, принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения ГОЗ.

К числу участников ГОЗ можно отнести следующих акторов:

Государственным заказчиком вооружения и военной техники, НИОКР по их разработке, а также создания новых технологий производства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации является федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования (в настоящее время – это Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности России, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны, создаваемая Федеральная служба национальной гвардии и ряд других ФОГВ РФ).

Головным исполнителем ГОЗ выступает организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции, работ, услуг по оборонному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции, работ, услуг.

Исполнителем оборонного заказа является организация, участвующая в выполнении оборонного заказа на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем.

В состав оборонного заказа включаются:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики;

серийное производство и поставки вооружения и военной техники, а также комплектующих изделий и материалов;

работы по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, а также по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

работы в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами;

работы по мобилизационной подготовке экономики РФ;

поставки продукции, работ, услуг для нужд гражданской обороны;

производство вещевого и военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;

строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ, в том числе для утилизации и уничтожения выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

другие работы по обеспечению обороноспособности и безопасности РФ.

Оборонный заказ содержит:

1) перечень и количество подлежащей поставкам продукции, работ, услуг и сроки ее поставок;

2) прогнозируемую стоимость оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации;

3) перечень государственных заказчиков;

4) перечень предполагаемых головных исполнителей.

Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета путем выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, относятся к категории защищенных статей расходов федерального бюджета. Оплата поставок по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта. Оплату поставок, осуществляемых исполнителем по контракту с головным исполнителем, производит непосредственно государственный заказчик, если это предусмотрено соответствующим государственным контрактом.

Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, направляются только на выполнение оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование средств.

Оборонный заказ формируется в пределах, устанавливаемых в расходной части федерального бюджета на эти цели. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представляет на утверждение Президенту РФ основные показатели оборонного заказа на соответствующий год. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием им федерального закона о федеральном бюджете.

Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, кроме работ по поддержанию мобилизационных мощностей. Если претенденты на участие в конкурсе на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также, если по результатам проведения конкурса не определен головной исполнитель, оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также другими организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающий монополией на производство продукции, работ, услуг по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции, работ, услуг.

В соответствии с утвержденным ГОЗ государственный заказчик заключает государственный контракт с головным с головным исполнителем.

Головным исполнителем оборонного заказа могут быть организации, имеющие лицензию на занятие соответствующим видом деятельности по выполнению оборонного заказа. При прекращении работ по выполнению оборонного заказа головной исполнитель не вправе без согласования с Правительством РФ ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности, обеспечивавшие выполнение оборонного заказа. Убытки, причиненные головному исполнителю из-за неиспользования по решению Правительства РФ мощностей, возмещаются Правительством РФ в полном объеме.

К функциям государственного заказчика относятся:

1) организация и проведение конкурсов на размещение оборонного заказа для определения головного исполнителя;

2) согласование цены на продукцию, работы, услуги, заключение государственного контракта на поставки продукции;

3) обеспечение финансирования оборонного заказа;

4) осуществление контроля за использование головным исполнителем финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа;

5) осуществление контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом;

6) утверждение конструкторской документации для осуществления серийного производства вооружения и военной техники.

К основным функциям головного исполнителя относятся:

1) участие в конкурсах на получение оборонного заказа;

2) обоснование цены продукции, работ в целом, по ее разделам и отдельным этапам;

3) заключение государственного контракта на выполнение оборонного заказа;

4) осуществление выполнения работ, изготовление опытных образцов, освоение, серийное производство и поставки продукции, работ, услуг, авторский и гарантийный надзор за состоянием вооружения и военной техники;

5) обеспечение соответствия выполненных работ, изготовленных опытных образцов и серийной продукции требованиям государственных стандартов и условиям государственного контракта;

6) обеспечение государственному заказчику надлежащих условий для осуществления контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки, производства и поставок вооружения и военной техники.

Государственный контракт заключается как на выполнение всего комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и уничтожения вооружения и военной техники, так и на отдельные виды этих работ.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа организациям, осуществляющим поставки этих ресурсов, Правительством РФ устанавливаются квоты обязательных поставок ресурсов государственному заказчику, головному исполнителю по складывающимся на товарном рынке ценам. Поставки материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа в соответствии с установленными квотами осуществляются только государственному заказчику, головному исполнителю.

Для экономического стимулирования головного исполнителя ГОЗ предусматривается:

выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов;

гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции, работ, услуг, обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций — головных исполнителей путем использования механизма формирования цены продукции, работ, услуг;

ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа за счет федерального бюджета, в связи с инфляционными процессами;

поквартальное или поэтапное авансирование работ по выполнению оборонного заказа в размере не менее 40% их стоимости за счет средств федерального бюджета на его финансирование;

освобождение головного исполнителя оборонного заказа от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ и др.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременное доведение оборонного заказа до головного исполнителя, за целевое использование выделяемых ему за счет федерального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции, работ, услуг. При невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, виновная сторона возмещает другой стороне причиненные ею убытки. Головной исполнитель при невыполнении или ненадлежащем выполнении им обязательств, предусмотренных государственным контрактом, лишается права на экономическое стимулирование.

Минфин РФ осуществляет финансирование ГОЗ за счет средств федерального бюджета путем выделения ассигнований государственным заказчикам. Минэкономики РФ при формировании федеральной инвестиционной программы предусматривает ежегодно выделение лимитов государственных инвестиций на работы по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов, предназначенных для обеспечения нужд обороны и безопасности РФ, с включением этих работ в состав государственного оборонного заказа. Финансирование строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов Министерства обороны РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу «Национальная оборона».

Перечень и количество важнейших видов материально-технических ресурсов для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, по которым организациям-поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок государственным заказчикам и головным исполнителям, утверждаются в составе государственного оборонного заказа.

Минфин РФ и Минэкономики РФ при формировании проектов федерального бюджета и ГОЗ рассматривают предложения федеральных органов исполнительной власти о видах, размерах и порядке осуществления экономического стимулирования головных исполнителей государственного оборонного заказа и вносят соответствующие предложения.

Основные показатели оборонного заказа содержат объемы бюджетных ассигнований, направляемых на оплату: продукции по основным заказчикам по направлениям затрат; работ по реализации международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений; мероприятий по мобилизационной подготовке экономики страны; работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов, предназначенных для обеспечения нужд обороны и безопасности.

Минэкономики РФ разрабатывает и утверждает план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год, в котором определяются содержание и последовательность выполнения работ, ответственные исполнители и участники работ, сроки выполнения работ и формы представляемых документов.

Федеральные органы исполнительной власти, организации, осуществляющие заказы на разработку, производство и поставку продукции в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ в соответствии с планом-графиком, формируют предварительные заявки на финансирование работ из федерального бюджета и предложения по основным показателям оборонного заказа и направляют их в Минэкономики РФ.

На основе исходных данных заказчики формируют заявки на финансирование работ из федерального бюджета по направлениям расходов и уточняют предложения по основным показателям оборонного заказа. Заявки на финансирование работ из федерального бюджета направляются в Минэкономики РФ и Минфин РФ, а уточненные предложения по основным показателям оборонного заказа – в Минэкономики РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа.

Заявки на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования работ по реализации международных договоров РФ по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений, их уничтожению и утилизации, а также по мобилизационной подготовке экономики РФ направляются заказчиками в Минэкономики РФ. Минэкономики РФ формирует проекты сводных заявок на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования работ по: реализации международных договоров РФ по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений, их уничтожению и утилизации; мобилизационной подготовке экономики РФ. Проекты сводных заявок с обоснованиями направляются Минэкономики РФ в Минфин РФ.

Проект основных показателей оборонного заказа формируется Минэкономики РФ, согласовывается с Минфином РФ и заказчиками и в установленном порядке одновременно с проектом федерального бюджета вносится в Правительство РФ.

Разработка проекта оборонного заказа осуществляется на основе одобренных Правительством РФ проектов федерального бюджета и основных показателей оборонного заказа. Основные показатели оборонного заказа доводятся Минэкономики РФ до заказчиков для подготовки ими предложений по проекту оборонного заказа. Предложения по проекту ГОЗ в соответствии с планом-графиком направляются заказчиками в Минэкономики РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа.

Предложения по проекту оборонного заказа прорабатываются и согласовываются заказчиками с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа в части вопросов, касающихся организации и обеспечения выполнения оборонного заказа. Минэкономики РФ осуществляет анализ предложений по проекту оборонного заказа и их балансовую увязку с показателями проекта федерального бюджета на эти цели, а также с ресурсными возможностями экономики страны, формирует с участием заказчиков проект оборонного заказа в целом.

Анализируя проблемы в формировании и реализации ГОЗ отметим, что тлевший на протяжении всего постсоветского периода спор между МО РФ и предприятиями ОПК по поводу цен и качества военной продукции, поставляемой в ВС РФ, принял наиболее открытые формы в период руководства Министерством обороны РФ А.Ю. Сердюковым. По итогам 2011 г. МО РФ выставило предприятиям ОПК 2271 рекламацию на поставленное ВВСТ, а в 2012 г. их количество достигло 3154[2]. Однако попытка военного ведомства при А. Э. Сердюкове добиться от предприятий ОПК прозрачной себестоимости на поставляемое ВВСТ натолкнулась на его обструкцию военно-промышленным лобби, и была торпедирована.

Вступивший с 2013 г. в силу новый Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»[3] обозначил тенденцию возврата к предприятиям полного цикла, стимулируя головных исполнителей замыкать на себя выполнение максимума производственных операций с целью увеличения суммы валовой прибыли, формируемой по системе cost plus[4]. Расширение в рамках ГПВ-2020 г. и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы» бюджетного финансирования ОПК в сочетании с официальной гарантией нормы прибыли в 25% для отечественных производителей ВВСТ[5] и недостаточно прозрачными механизмами формирования себестоимости на готовую продукцию создали исключительно благоприятные условия для рентоориентированного поведения предприятий ОПК.

 

[1] Указ Президента РФ «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» от 07.05.2012 г. № 603 // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.

[2] Балашов А. И. Российская армия: смена модели // Мир России. 2014. №4. С. 173.

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012 г., № 53 (ч. 1), ст. 7600.

[4] Андрофагина М. Н. Государственный оборонный заказ в структуре государственного спроса: современные реалии и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4(53). С. 10.

[5]Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу от 05.12.2013 г. № 1119 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (14.06.2017)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%