На данном работы для исследования государственных , осуществляющих функции за трудового законодательства, выяснить что «контролем» и «», в чем и отличия понятий, каковы их цели и .
На сегодняшний ученые-трудовики на две . Одни отожествляют «контроль» и «», вторые же могут прийти однозначному выводу соотношении данных , предполагая только, «контроль» больше объему, нежели «». Законодательство также дает строгого и единой зрения относительно контроля и (например, из Федерального закона 26.12.2008 года № 294-ФЗ « защите прав лиц и предпринимателей при государственного контроля () и муниципального », а также . 57 Трудового кодекса , можно сделать о том, термины надзор контроль являются ), что затрудняет в рассматриваемой , особенно важно для определения полномочий надзорных контрольных органов. Гусейнова С.. считает, что разработать отдельный правовой акт, ФЗ РФ « государственном контроле () в Российской », определяющий основные , принципы, цели, , субъекты и , определяющий все -надзорные действия , в особенности области трудовых .
По нашему , данные понятия противопоставлять друг , лишь только одной причине - и надзор, деятельность уполномоченных преследуют цель – и выявление законодательства, восстановление прав и к ответственности лиц.
Считаем, при изучении вопроса необходимо сущность рассматриваемых , компетенцию и органов их в общем, вмешательства в проверяемых лиц.
традиционно в литературе рассматривается – форма юридической управомоченных субъектов, в совершении в соответствии своей компетенцией значимых действий разрешению на объектах событий, в связи неисполнением либо исполнением законов лицами в обеспечения законности правопорядка, предупреждения пресечения правонарушений.[1] мнению Л.. Николаевой, надзор осуществляют органы публичной власти, проявляется он публичных правоотношениях, как одной в этих всегда выступает из уполномоченных федеральной исполнительной . Анализируя действующее , нельзя не с вышеупомянутым , что надзор сфере труда только государственные , к которым прокуратура РФ, инспекция труда, по сферам (надзор за требований по ведению работ опасных производственных , энергетический надзор, -эпидемиологический надзор др.), что на мысль том, что и поднадзорное не могут в иерархичных , так как своей деятельности надзора должен беспристрастным, независимым, , способным противостоять попыткам неправомерного на результаты деятельности.
Государственный , как правило, с применением принуждения, причем органы используют -предупредительные меры, административного пресечения (, запрещение эксплуатации оборудования), меры -процессуального обеспечения (, изъятие вещей, и документов).
касается объекта , то здесь А.Я. разделить его три вида: осуществляться в неопределенного круга независимо от ведомственной подчиненности формы собственности, находящихся в -либо подчинении надзора, за ими определенных ; распространяется на круг граждан, лиц, юридических и по вопросам – соблюдение законодательства и нормативно-правовых , содержащих нормы права; надзорные касаются конкретных и их лиц, предприятий, , организаций, общественных и не на граждан. для проведения являются проверка заявлениям и контрольного органа иных заинтересованных , а также собственной инициативе, ходе которого, соответствие деятельности объекта определенным норм с строгих юридических за их . Из этого , что надзор «форма проверочной »[2] имеет исключительную природу и , в то как контроль осуществляться и иным, не , основаниям. Целью является точное неуклонное соблюдение законности, которое сопровождается оценкой принятых актов совершенных действий. осуществлении надзора государственного органа оперативно-хозяйственную объекта надзора невозможно, за ограниченного вмешательства целях устранения нарушений.
В с вышеизложенным, не согласиться Лушниковым А.., который к признакам надзора соблюдением законодательства труде, позволяющим его от , относит следующие:
1) надзора только органами;
2)носит и государственно- характер;
3)осуществление строгом соответствии установленной законодательством и процедурой;
4) оформление результатов , порождающее определенные последствия;
5)в выявления нарушения надзорный орган выдавать поднадзорному обязательное для предписание, при которого имеет разрешать дело судебном порядке;
6) случае выявления законодательства надзорный , по общему , имеет право к нарушителю административной ответственности привлечения соответствующих лиц к ответственности (в числе дисциплинарной).
в свою является деятельностью субъектов, в которой осуществляется только проверка деятельности подконтрольных предписаниям законодательства, и оценка целесообразности и .
Проанализировав ст. 353.1 РФ, о контроле за трудового законодательства иных нормативных актов, содержащих трудового права, также ст. 19 закона от 12.01.1996 № 10- «О профессиональных , их правах гарантиях деятельности», право профсоюзов «осуществление профсоюзного за соблюдением , должностными лицами о труде, том числе вопросам трудового (контракта), рабочего и времени , оплаты труда, и компенсаций, и преимуществ, также по социально-трудовым в организациях, которых работают данного профсоюза, имеют право устранения выявленных », мы видим, в зависимости субъектов, осуществляющих функции выделяют виды: профсоюзный и ведомственный .
Профессиональный союз – общественное объединение , связанных общими , профессиональными интересами роду их , создаваемое в представительства и их социально- прав и . Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ, Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15 "О внесении изменений в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов" (вместе с "Методическими рекомендациями о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе") предусматривает широкий спектр полномочий, но контролирующих функций выделить следующие:
- имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений; - профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для осуществления контроля за законностью и целесообразностью установления коллективных и индивидуальных условий труда, а также для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Для проведения проверок по соблюдению законодательства о труде, профсоюзу не требуется согласие или разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления или руководителя организации.
Что касается ведомственного контроля, то на сегодняшний день отсутствует на федеральном уровне специальный закон, регламентирующий порядок и условия осуществления такого контроля за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии со ст. 353.1 ТК РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Например, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 02.03.2017) "О Министерстве энергетики Российской Федерации", министерство разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере его деятельности, и контролирует их исполнение. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений и контроле за их исполнением в организациях, входящих в систему министерства. Осуществляет разработку и утверждение отраслевых правил по охране труда, целевых программ улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение государственными унитарными предприятиями и учреждениями, находящимися в ведении министерства. Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде работников на муниципальных предприятиях и учреждениях, закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а также в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В отдельных субъектах РФ приняты и действуют региональные законы, регламентирующие порядок и условия осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства (например, в Ростовской области, Кабардино-Балкарской республике, Новгородской области и др.). Как показывает практика, в субъектах РФ исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления проводятся проверки соблюдения трудового законодательства как общего характера, так и целевые по отдельным вопросам соблюдения трудового законодательства (к примеру, по вопросу профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников). Ведомственный контроль осуществляется также в рамках комплексных проверок соблюдения трудового, бюджетного законодательства и финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях. Осуществление наряду с федеральным государственным надзором ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, очевидно, призвано усилить контрольные меры за соблюдением трудового законодательства в краевых и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, повысить уровень защиты трудовых прав их работников.
Из понятно, что может присутствовать в публичных , так и правоотношениях частного характера. В частноправовых контроль проявляется профсоюзный и -партнерский контроль ( данном случае являются, с стороны собственники руководители предприятий, другой стороны, профессиональные союзы, представители социально- отношений). Например, .Л. Михайликов приходит к , что действия в отношениях общественному контролю более частный, публичный характер, как эти , как правило, за защиту конкретного работника, защита неопределенного лиц в отношений по контролю за норм трудового имеет ограниченный характер. В правоотношениях контроль частью управленческой (в рамках права). По Н.В. именно в правоотношениях «контроль» «надзор» отожествляются , так как управление включает себя внутренний (осуществляемый внутри , и вышестоящей ) и все государственного контроля.
осуществлении контроля, находятся в «власти-подчинения», контролирующий орган административными полномочиями, включают в :
-принятие актов, для исполнения и уполномоченными лицами;
- право в работу объекта, проводить и различные -технические экспертизы;
- привлекать работников объекта к и материальной и др.
основной задаче можно отнести состояния законности подконтрольных объектах максимальной эффективности, и разумности правовых норм, также применение санкции по распознанных нарушений и причин. Следует отметить, контроль может связан не с выявлением трудового законодательства, и иных правовых актов, внутренние нормативные организаций и .
В результате , можно подвести , что существенными контроля за законодательства о являются:
1)возможность контроля как органами, так иными управомоченными (социальными партнерами, );
2)контроль может как публичный , так и в рамках -партнерских отношений ( этих случаях не только , но и деятельности подконтрольных );
3)форма и контроля могут как в порядке, так соглашением социальных ;
4)результаты контроля, правило, имеют оформление;
5)в выявления нарушения контролирующий орган требовать устранения нарушений, а неисполнении указанного – обратиться в орган или суд;[3]
6)в выявления нарушения контролирующий орган право привлечения лиц к и дисциплинарной .
Надзор и за соблюдением о труде в двух сферах: сфере условий труда, сфере установления труда.
Установление труда характеризуется применения индивидуально- и локального трудовых отношений. , статья 23 Трудового гласит о , что условия договора, ухудшающие работника по с законодательством, недействительными, но с тем коллективных и договорах могут условия, улучшающие работников.
Разница надзором и , на первый невидная, чувствуется, первую очередь, функциях, компетенции органов. Большинство контроля и совпадают:
- контролирующие надзорные органы и добиваются закона. Основная их деятельности - соблюдения и прав и человека и , устранение нарушений трудового права определенных процессуальных формах;
- осуществляют свою на основе гласности;
- у надзора и совпадают некоторые их деятельности: проверок, получение , истребование и документов, использование оценок.
В же время отличие контроля надзора заключается том, что преследует не достижение законности правопорядка, но обеспечение эффективности целесообразности. Кроме к отличиям можно отнести:
- может предшествовать , быть составной сложного контрольно- процесса. В связи надзорные могут по правилу осуществлять контроля и надзорные функции, о выявленных нарушений они сообщение от органов или заинтересованных лиц;
- контрольные функции осуществлять профсоюзы социальные партнеры, связи с контроль носит и социально- характер;
- надзор контроль характеризуют методы их . Для государственного основными методами непосредственное постоянное за соответствующими , проверка по и жалобам, также по инициативе. Арсенал контроля значительно : проверка, обследование, , проведение экспертизы др.- органы осуществляют свои и полномочия отношении тех , которые им не подчинены; контроля - в в отношении подчиненных и некоторых случаях отношении неподчиненных с вмешательством оперативно-хозяйственную, производственную деятельность объекта.
- контрольные допускают возможность дисциплинарной власти – к дисциплинарной , вплоть до провинившегося сотрудника занимаемой должности. органы такими не обладают, ограничиваются наблюдением, соблюдения определенных , общеобязательных правил, и пресечением , привлечением виновных административной ответственности.
- контроля осуществляют различных сторон подконтрольных объектов, органы надзора соблюдение специальных .
Сравнение этих понятий приводит вполне конкретному о том, контроль является широким понятием, надзор, и свои специфические , а органы, контроль, наделены широкими полномочиями, надзорные органы. все же практике разграничение -контрольных органов и нецелесообразно, они сочетают своей деятельности надзорные, так контрольные полномочия.
[1] Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики. Дис. д-ра юрид. наук. Саратов., 2006. С. 34
[2] Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982. С. 236
[3] Тарасевич Н.И. Трудовое право. Учебное пособие. Вышэйшая школа., 2014. С. 378
|