В осуществления надзора за трудового законодательства иных нормативных актов, содержащих трудового права органы проводят порядке, определенном Российской Федерацией Международной организации по вопросам труда (Конвенция 1947 . № 81 об инспекции , ратифицированная Россией 1998 г.), главой 57 кодекса Российской , Федеральным законом « защите прав лиц и предпринимателей при государственного контроля () и муниципального », а также федеральными законами решениями Правительства Федерации, внутренними документами, проверки на предмет в процессе ими хозяйственной требований трудового и иных правовых актов, нормы трудового (в том полноты и выплаты заработной , своевременности предоставления видов отпусков дней отдыха, государственных нормативных охраны труда др.), соответствие , содержащихся в ими в порядке уведомлениях начале осуществления видов предпринимательской , обязательным требованиям, предписаний об выявленных в проверок нарушений о проведении по предотвращению вреда жизни здоровью работников нарушения их прав.
Государственный надзор сфере труда в строгом с установленной формой и в отношении работодателей (юридических , независимо от -правовой формы формы собственности, физических лиц, трудовых отношениях которыми состоят , а также субъектов, которые соответствии с законами наделены заключать трудовые . Данное полномочие на Федеральную труда, органы РФ, федеральные исполнительной власти, функции по надзору установленной сфере (государственный надзор соблюдением правил безопасному ведению в отдельных и на объектах промышленности с Федеральной труда, например, , Роспотребнадзор и .).
На основании Правительства РФ 16 мая 2011 г. № 373 " разработке и административных регламентов государственных функций административных регламентов государственных услуг", и утверждаются регламенты, в устанавливаются сроки последовательность выполнения процедур при государственного надзора сфере труда (, «Административный регламент Федеральной службой труду и государственной функции осуществлению федерального надзора за трудового законодательства иных нормативных актов, содержащих трудового права» (. приказом Министерства и социальной РФ от 30 2012 г. N 354н). соответствии с законом «О прав юридических и индивидуальных при осуществлении контроля (надзора) муниципального контроля» учетом особенностей, ТК РФ, надзор в труда осуществляется проведения плановых внеплановых проверок, в свою делятся на и выездные.
нормативные акты, к теме, выделить некоторые данных проверок:
- документарная проверка по месту органа, осуществляющего за соблюдением законодательства, а выездная проверка по месту юридического лица, осуществления деятельности предпринимателя и () по месту осуществления их ;
- предметом плановой проверки являются в документах лица или предпринимателя сведения, также соответствие работников, состояние указанными лицами осуществлении деятельности , зданий, строений, , помещений, оборудования, объектов, транспортных , производимые и юридическим лицом индивидуальным предпринимателем (выполняемая работа, услуги) и ими меры исполнению обязательных .[1] Предметом плановой проверки являются , содержащиеся в юридического лица индивидуального предпринимателя, их организационно- форму, права обязанности, а формируемых ими осуществлении хозяйственной , связанных с обязательных требований, предписаний и законных требований решений уполномоченных лиц;
- Административный исполнения Федеральной по труду занятости государственной по осуществлению государственного надзора соблюдением трудового и иных правовых актов, нормы трудового (утв. приказом труда и защиты РФ 30 октября 2012 г. 354н) не предусматривает срока плановой проверки , в время как, выездная проверка быть продлена решению руководителя органа, осуществляющего .
По нашему , для проверки трудового законодательства быть эффективны внеплановые выездные , однако они осуществляться только согласования с прокуратуры по осуществления деятельности (п. 5 ст. 10 -294) и при определенных оснований.
классификации проверок плановые и , Сапфирова А.. рассматривает деление на: комплексные ( все институты права), тематические ( соблюдению норм институтов трудового ), целевые (по граждан). Нельзя согласиться с автора, что три вида должны осуществляться органами в объеме.
Однако последнее время государственного все больше на себя обращений граждан, направленных в и другие органы, а в профсоюзы, есть количество проверок значительно комплексные и , что подтверждается данными деятельности (так, в 2015 . количество контрольно- мероприятий, связанных рассмотрением жалоб, и других граждан, составило 467,4 тыс. или 68% общего числа внеплановых проверок).
документарная и () выездная проверка не чаще, один раз три года, основании разрабатываемых государственного планов.
Основанием начала административной организации и плановых проверок, в целях исполнения государственной , является издание органа (его ), уполномоченным на надзора соблюдением трудового , распоряжения на плановой проверки юридическим лицом индивидуальным предпринимателем требований, следовательно, указанных полномочий выявлению нарушений прав работников предварительного оформления.
надлежащего оформления позволяет государственному устранить нарушения прав работников. приказе (распоряжении) проведении проверки :
- номер и приказа (распоряжения) проведении проверки;
- , имя, отчество должности должностных , уполномоченных на проверки;
- наименование , в отношении проводится проверка;
- , задачи, предмет и срок проведения;
- правовые проведения проверки.
проведении плановой объект надзора не менее за три дня до ее проведения направления копии о начале плановой проверки почтовым отправлением уведомлением о или иным способом.
Законодательство лиц, в которых проводится проверка, определенными правами обязанностями:
руководитель, иное должностное или уполномоченный юридического лица, предприниматель, его представитель непосредственно присутствовать при проверки, давать по вопросам, к предмету ;
получать от должностных лиц , которая относится предмету проверки предоставление которой законодательством Российской ;
знакомиться с проверки и в акте о своем с результатами , согласии или с ними, также с действиями уполномоченных лиц;
обжаловать (бездействие) уполномоченных лиц, повлекшие собой нарушение юридического лица, предпринимателя при проверки, в и (или) порядке в с законодательством Федерации. предоставить должностным, проводящим надзор, информацию документы, связанные целями, задачами предметом проводимого надзора; обеспечить доступ проводящих проверку уполномоченных лиц, а участвующих в проверке экспертов представителей экспертных на территорию, используемые при хозяйственной деятельности , строения, сооружения, , к используемым и транспортным ;
обеспечить присутствие , иных должностных или уполномоченных юридических лиц; предприниматели обязаны или обеспечить уполномоченных представителей, за организацию проведение мероприятий выполнению обязательных и требований, муниципальными правовыми ;
Что касается внеплановой проверки, тут юридическое , индивидуальный предприниматель, отношении которых проверка, уведомляются должностными лицами органа не чем за четыре часа ее начала доступным способом ( связью, телефонограммой, ), а в случае прокурорской проверки - решение принятое прокурором или его заместителем доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Однако о внеплановой выездной в связи обращением (заявлением) о нарушении его трудовых , запроса работника проверке условий охраны труда его рабочем , а также случае возникновения причинения вреда и здоровью , предварительное уведомление не допускается. данной части противоречие не ст. 357 ТК , но и МОТ 1947 г. № 81, РФ. Так, . 2 ч. 1 ст. 357 РФ наделяет инспекторов труда в установленном законами и нормативными правовыми РФ порядке в любое суток при удостоверений установленного посещать в проведения инспекции всех организационно- форм и собственности, работодателей – лиц. Ст. 12 МОТ № 81 дает , снабженным документами, их полномочия, без предварительного в любое суток беспрепятственно на любое , охватываемое надзором и осуществлять проверки, которые сочтет необходимыми. противоречия по мнению следует в пользу норм, то инспекторы труда обязаны уведомлять лиц о как плановой, и внеплановой с целью ее эффективности.
кодекс закрепил оснований для внеплановой документарной выездной проверки:
1. срока исполнения лицом, индивидуальным ранее выданного об устранении нарушения обязательных и (или) ;
2. поступление в государственного :
- обращений и граждан, в числе индивидуальных , юридических лиц, от органов власти, органов самоуправления, профессиональных , из средств информации о нарушения работодателями требований трудового , в том требований охраны , повлекшие возникновение жизни и работников, а приведших к или неполной в установленный заработной платы, выплат, причитающихся ;
- запроса работника проведении проверки и охраны на его месте в со ст. 219 РФ; - обращение заявление работника нарушении работодателем трудовых прав.
3. приказа (распоряжения) органа государственного надзора, изданного соответствии с Президента Российской , Правительства Российской и на требования прокурора проведении внеплановой в рамках за исполнением по поступившим органы прокуратуры и обращениям.[2]
для организаций Сил Российской , органов безопасности, внутренних дел, противопожарной службы, правоохранительных органов, учреждений, организаций и оборонной существуют особенности проверок, которые Президентом РФ, именно:
- в их проводятся выездные плановые внеплановые проверки;
- для государственных труда в организации осуществляется порядке, определяемом органами исполнительной в области , безопасности, внутренних , исполнения наказаний уполномоченным органом использованием атомной по согласованию Федеральной службой труду и ;
- ограничение на проверок во маневров или , проведения контртеррористических , объявленных периодов , боевых действий, последствий аварий, природного и характера до соответствующих мероприятий ликвидации указанных .
Важно заметить, при проведении уполномоченный орган уведомлять о присутствии работодателя его представителя, только не , что такое может нанести эффективности надзора (. 360 Трудового кодекса ). Федеральный закон « защите прав лиц и предпринимателей при государственного контроля () и муниципального » определяет сроки каждой из , которые не превышать 20 рабочих . Для представителей предпринимательства общий проведения плановых проверок не превышать 50 часов малого предприятия 15 часов для в год. исключительных случаях предусматривает продление проведения проверки уполномоченного органа, это связано необходимостью проведения и длительных , испытаний, экспертиз расследований, но более чем 20 рабочих дней, в отношении предприятий и – не более на 15 часов.
выявлении в проведения надзорных допущенных работодателем обязательных требований уполномоченные должностные государственного органа, надзор в полномочий, предусмотренных Российской Федерации, каждом конкретном непосредственно по надзорных мероприятий :
выдать работодателю (а в прокурорского надзора - ) об устранении нарушений обязательных законодательства с сроков их ;
принять исчерпывающие по надзору устранением выявленных обязательных требований , их предупреждению, возможного причинения жизни и () здоровью граждан, также меры привлечению лиц, выявленные нарушения, ответственности в с действующим .
По результатам орган ее составляет акт по установленной , в котором :
- дата, время место составления проверки;
- дата номер приказа () о проведении ;
- фамилия, имя, и должность () лица (лиц), (проводивших) проверку;
- субъекта проверки, , имя, отчество должность ее ;
- дата, время, и место проверки;
- перечень мероприятий по ;
- сведения о проведения проверки, том числе выявленных нарушениях законодательства и нормативных правовых , содержащих нормы права, о нарушений и должностных лицах , допустивших указанные ;
- сведения о акта проверки субъекта проверки;
- должностного лица ( лиц), проводившего () проверку.
К проверки прилагаются в результате документы или копии, письменные должностных лиц .
Решения государственных труда, прокуроров, по результатам , могут быть соответствующему руководителю подчиненности, главному инспектору труда Российской Федерации вышестоящему прокурору , или же быть обжалованы суде.
При вопроса о проведения надзора соблюдением трудового и иных правовых актов, нормы трудового нами была практика осуществления за соблюдением законодательства на деятельности Государственной труда в крае в 2015 , а также органов прокуратуры Федерации за 2016 .
В 2015 году инспекцией труда Краснодарском крае 4741 проверок по соблюдения законодательства труде. В которых выявлено 17855 трудовых прав . В целях и пресечения в ходе деятельности нарушений законодательства и типичных правонарушений данной сфере 2015 году работодателям 2934 обязательных для предписаний. За требований трудового в установленном были привлечено административной ответственности оштрафовано 5627 должностное юридическое лицо. привлечения к ответственности лиц, в допущенных правонарушениях в направлены 927 протоколов. 2015 году Государственной труда, в осуществления надзорной , выявлены случаи заработной платы 6513 работниками в 94 субъектах Краснодарского . В результате и исполнения требований Госинспекции , в 2015 году задержанная заработная на общую 382,483 млн. рублей 8012 .
В юридической и практике государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением трудового законодательства различают предварительный, и текущий надзор за соблюдением о труде.
Цель предварительного надзора состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. По мнению, предварительный надзор за соблюдением о труде, при установлении труда, при проектов нормативных актов и актов, содержащих трудового права, ведущее значение, как при проведении государственные имеют возможность нарушения законодательства, допустить ущемления прав и работников. Последующий надзор государственные органы осуществляют процессе реагирования письма, жалобы предложения, которые в соответствующие от работников и работодателей. Цель такого надзора - выявить уже нарушение и нарушенное право . Текущий надзор уполномоченные органы осуществляют в порядке. процессе текущего надзора возможно и нарушений трудового , и устранение допущенных нарушений.
соответствии с . 7 ст. 370 ТК профессиональные союзы взаимодействуют с органом исполнительной , уполномоченным на государственного надзора соблюдением трудового , и его органами, другими органами исполнительной , осуществляющими функции в установленной деятельности. Профсоюзы основании заключенных Генеральной прокуратурой Федеральной службой труду и договоров (Соглашение взаимном сотрудничестве службы по и занятости Федерации независимых России (далее ФНПР) в обеспечения соблюдения прав работников 23.08.2006, Соглашение Генеральной РФ с о взаимодействии сотрудничестве от 28.12.2010) совместные проверки трудового законодательства. , по данным , в 2015 году с государственными труда проведено 1372 . Кроме того, адрес государственных труда направлено тысячи материалов. результате привлечено административной ответственности 175 лиц, в числе 4 - дисквалифицировано. с органами в 2015 г. около тысячи проверок. Кроме , инициировано более 3,5 обращений в прокуратуры. По случаев приняты прокурорского реагирования, к уголовной административной ответственности 360 и их , в том дисквалифицировано 7 должностных . Опыт совместной профсоюзов с прокуратуры и инспекцией труда результативность и подобного взаимодействия.
данной темы А.В. подходы к эффективности правового надзора за соблюдением законодательства. Одним подходов является дифференциации мер в зависимости характера посягательства субъекта, его . Так, более меры воздействия применяться там, это особенно , например, в работодателей злостно трудовые права. то же вмешательство в добросовестных работодателей быть ограничено. этого, мы автора по предложения ввести отношении работодателей мониторинга состояния прав, который предусматривать повышенные работодателя, в , предоставление периодического (вплоть до ) о соблюдении прав, в , если посягательство трудовые права систематический, массовый , кроме того, опасность его или развития (, например, при невыплате заработной , массовых сокращениях).
образом, при вопроса о осуществления надзора за законодательства о , мы установили, законодательством закреплены широкие полномочия Прокуратуры РФ, инспекции труда, органов исполнительной , уполномоченных на надзора соблюдением трудового . определили сходства различия плановой внеплановой, документарной выездной проверок, сроки их . А также к выводу, укрепление взаимодействия органов надзора с профсоюзного контроля целях предупреждения оперативного устранения трудового законодательства эффективно противодействовать нарушениям трудового и оперативно нарушенные права , о чем статистические данные работы.
[1] Долматов И.В., Думан О.А. Судебная бухгалтерия (2-е издание). Ай Пи Эр Медиа., 2015. С. 268
[2] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
|