Понятие «этика» происходит от греческого слова ethos – нрав, обычай. В «философском энциклопедическом словаре» этика выступает, как наука, объект изучения которой – мораль, ее сущность, происхождение и развитие, совокупность принципов и норм поведения, принятых в обществе или определенной профессиональной группе [11, с. 21]. Данное учение рассматривает основные принципы нравственности и нормы человеческой деятельности через призму таких понятий как благо и справедливость, добро и зло, ответственность и долг, совесть, честь и т.п.
Нормы морали, являясь естественным регулятором общественных отношений, возникают в обществе раньше каких-либо юридических законов, обеспечивая внутреннюю прочность и устойчивость социальной системы, возможность ее адаптации к окружающей среде [5, с. 88]. Возникающее затем право, как система правовых норм, оказывается тесно связанным с ценностями этики, эти принципы пронизывают всю правовую систему.
Элементом этического учения является также нормативная часть, которая регулирует определенные варианты поведения. Классифицируются нравственные нормы в связи с понятием этических принципов. Следование этическим нормам поведения при осуществлении служебных обязанностей образует профессиональную этику.
Считается, что профессиональная этика залаживает нравственные основы деятельности для различных профессий. Это учение о профессиональной морали, выступающей в качестве исторически сложившейся системы нравственных заповедей, предписаний, принципов и норм в рамках определенных профессий. Учение о профессиональной этике определяется термином «деонтология» – от греческого «деон» – должное и «логос» – учение. Он был введен в обращение в начале XIX в. английским философом Бентамом [12, с. 80].
Данное учение складывалось в сфере таких видов деятельности, где объектом выступал человек, в центре внимания оказывалась работа с людьми, что отличало его от других неповторимостью возникавших ситуаций, противоречий и трудностей, которые необходимо было преодолевать и разрешать. Поэтому согласимся с О. Рыжанковой, отмечающей, что «профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются высокие нравственные требования» [11, с. 21]. А. Рубис отмечает, юридическая этика для таких социальных групп выступает основным элементом нравственно-правовой культуры общества [10, с. 21].
Юристы образуют одну из профессиональных групп современного белорусского общества. А. Рубис отмечает, юридическая этика для таких групп выступает основным элементом нравственно-правовой культуры общества [10, с. 21]. Специфика юридической этики обуславливается особенностями профессиональной деятельности юриста, т.к. от них требуется широкое общее образование, интеллект, культура, наличие высоких нравственных качеств, повышенных моральных требований, и соответственно особой профессиональной морали, профессионального мастерства. «Юрист должен быть человеком, у которого общее образование, нравственное образование идет впереди специального, т.к. юрист постоянно находится в общении с людьми, решает их правоотношения» – подчеркивал А.Ф. Кони [9, с. 21].
С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, в свое время, разработали модель юриста с учетом общих требований и специфических показателей, относящихся к тем или иным разновидностям юридической деятельности. Данную модель, по их мнению, составили:
высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;
высокий, притом «специализированный» нравственный уровень – подчинение деятельности юриста ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание и т.д.
надлежащий уровень правовой культуры;
развитое юридическое мышление;
глубокие знания законодательства и практики его применения;
общекоммуникативные и организаторские качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;
навыки научно-исследовательской работы [3, с. 21].
По мнению О.В. Пересадиной, особенностью профессии юриста является обостренное чувство справедливости, которое проявляется как в принципиально-критической оценке поведения окружающих людей, в соответствии с самыми высокими критериями их социальной значимости и при условии дружелюбного отношения к ним, так и в критической оценке собственных поступков по отношению к тем, кто находится от него в какой-либо зависимости [7, с. 87]. Реализация юристом правового и нравственного требования справедливости должна опираться на закон. Указывая на нераздельное единство законности и справедливости, известный юрист М.С. Строгович писал: «всякое решение, принимаемое органами государства, должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной» [4, с. 32]. Поэтому, согласимся с утверждением Ю.Г. Маркова, что юристам необходимо изучение этики самих юридических правовых актов, «этика закона столь же важна, как и этика деятельности самого юриста», так как они претендуют на защиту прав и интересов людей [5, с. 88].
Таким образом, юридическая деятельность не может существовать отдельно от ценностей этики. Юрист, вступающий в правовые отношения с другими людьми должен всегда действовать в соответствии с законом, а четкое представление о моральных абсолютах, следование принципам справедливости и честности, чувству совести и долга, желанию борьбы с проявлениями корыстолюбия, подлости, эгоизма и лживости, обеспечит ему наиболее эффективное выполнение профессиональных обязанностей.
|