В Департамент по вопросам пенсионного обеспечения поступает много запросов, связанных с применением норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части организации выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. Обобщив имеющиеся вопросы из Республик Башкортостан и Карелии, Волгоградской, Иркутской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Челябинской и других областей, предлагаем вашему вниманию публикацию по затронутой проблеме. Как известно, 16 октября 1995 года Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, которым признавалось неконституционным положение ст, 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Решение вопроса о целесообразности выплаты социальных пенсий в этот период было оставлено Конституционным Судом на усмотрение законодателя (пункт 4 постановления), который урегулировал этот вопрос только в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это право распространяется и на социальные пенсии, назначаемые в соответствии с законом Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку статья 124 в отношении трудовых пенсий в редакции закона РСФСР от 20.11.90 перестала действовать, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, следует применять вступивший в законную силу новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, не ожидая внесения соответствующих изменений в пенсионный закон. Во-первых, потому, что изменения в статью 1 внесены позднее, чем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"» принят 14 января 1997 года № 19-ФЗ). Во-вторых, статьей 4 Федерального закона от 8 января 1997 года № 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплен особый порядок выплаты пенсий осужденным к лишению свободы — выплата пенсий им осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления на лицевые счета осужденных. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ осужденный — это лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Таким образом, выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, в изложенном порядке производится со дня вынесения приговора суда, но не ранее 1 июля 1997 года.
Много вопросов задается о выплате пенсий осужденным к лишению свободы за прошлое время. Видимо, в первую очередь, имеется в виду период с 16 октября 1995 года, т.е. со дня провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Следует отметить, что во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации (пункт 4 постановления) законодатель определил порядок выплаты пенсии осужденным к лишению свободы в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, который вступил в действие с 1 июля 1997 года. В этой связи у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, отсутствовали правовые основания для выплаты пенсии за время пребывания в местах лишения свободы до этой даты.
Основанием для изменения порядка выплаты пенсии пенсионеру является информация администрации исправительного учреждения, представляемая в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии с проектом готовящихся разъяснений эта информация, наряду с другими реквизитами, содержит сведения о дате вынесения приговора и дате поступления осужденного пенсионера в исправительное учреждение.
Вместе с тем до вынесения обвинительного приговора и помещения пенсионера в исправительное учреждение (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, следственный изолятор для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию) причитающаяся пенсия выплачивается в общеустановленном порядке. Это означает, что, несмотря на то, что пенсионер до вынесения приговора находился в местах содержания под стражей (перечислены в статье 7 Федерального закона от 15.07.95 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых"), оснований для приостановления выплачиваемой пенсии не имеется. Причитающиеся суммы могут быть выплачены в ранее избранном пенсионером порядке: через организации федеральной почтовой связи, доставочные структуры или учреждения банка. Указанные выплаты могут быть произведены по доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку выплата пенсии осужденному к лишению свободы (за период со дня вынесения судом обвинительного приговора) производится только в порядке, изложенном в статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, то возможность ее выплаты через организации федеральной почтовой связи, другие доставочные структуры и учреждения банка, а значит, и получение пенсии родственниками в этих учреждениях по доверенности осужденного должна быть исключена.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных лечебные исправительные учреждения.
В период пребывания осужденного в лечебном исправительном учреждении, равно как и в любом другом исправительном учреждении (виды исправительных учреждений перечислены в статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) назначенная пенсия перечисляется в это учреждение в соответствии с процессуальными нормами, изложенными в Кодексе, на основании сведений, поступивших в данном случае из исправительного учреждения.
Помещение осужденного пенсионера в период отбывания наказания в виде лишения свободы в лечебно-профилактическое учреждение уголовно-исполнительной системы не влечет изменения порядка выплаты пенсии пенсия также перечисляется в исправительное учреждение, в составе которого находится лечебно-профилактическое учреждение.
В соответствии с проектом Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, совместно разрабатываемому МВД России, Минтрудом России и Минобороны России, администрация исправительного учреждения в 5-дневный срок извещает орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, начисленной осужденному, или прекращение ее выплаты. Так, в случае привлечения осужденного (из числа пенсионеров, получающих пенсию по старости или по инвалидности с надбавкой на нетрудоспособных иждивенцев) к оплачиваемому труду, по действующему пенсионному законодательству надбавка на нетрудоспособных иждивенцев к пенсиям по старости и по инвалидности не должна выплачиваться, т.е. при наступлении указанного обстоятельства размер пенсии осужденного должен пересчитываться.
В тот же срок администрация исправительного учреждения извещает орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, о поступлении в учреждение осужденных пенсионеров, их убытии из учреждения или смерти.
Пенсионерам, освободившимся из мест лишения свободы, выплата пенсии производится по месту жительства или месту пребывания с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступило это обстоятельство.
Поскольку процедура оформления государственной пенсии носит заявительный характер, а в силу особенностей условий и режима отбывания наказания, связанного с лишением свободы, осужденный не может самостоятельно реализовать свое право на пенсионное обеспечение, поэтому часть организационных вопросов в реализации права осужденного на государственное пенсионное обеспечение возлагается на администрацию исполнительного учреждения. Так, согласно упомянутому проекту Порядка осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, при назначении государственной пенсии помимо документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, администрация исправительного учреждения оформляет (восстанавливает) и представляет органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, паспорт осужденного, а также справку о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении (в отношении осужденных отсутствует процедура постановки и снятия с регистрационного учета, предусмотренная Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713).
Кроме того, при отсутствии в личном деле осужденного необходимых для назначения пенсии документов (правоустанавливающих или удостоверяющих личность) администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вопросы установления группы инвалидности, ее причины, сроков наступления инвалидности должны рассматриваться учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, которые находятся в системе (структуре) органов социальной защиты населения Российской Федерации, Никакое другое учреждение не может дать заключение и выдавать документ об установлении инвалидности. Положения указанного Федерального закона распространяются и на осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях.
Освидетельствование граждан, находящихся в местах лишения свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 1996 года № 965, в соответствии классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения Российской Федерации 29 января 1997 года № 30/1 и Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 апреля 1994 года № 392.
Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Заявление осужденного, направление на медико-социальную экспертизу лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
Освидетельствование осужденных специалистами территориальных учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы должно проводиться на базе территориальных учреждений (больницы, медицинские части) и лечебных исправительных учреждений (медицинские части туберкулезных колоний, колоний для содержания осужденных, страдающих алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ - инфицированных).
Порядок и график их работы регламентируется согласно договоренности руководства органов социальной защиты населения, управлений исполнения наказаний и медицинских отделов МВД, ГУВД, УВД, УЛИУ субъектов Российской Федерации.
При признании осужденного инвалидом справка медико-социальной экспертизы установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для решения вопросов пенсионного обеспечения.
Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы медико-санитарной экспертизы о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. При этом следует иметь в виду, что в случаях получения осужденными, привлеченными к труду, травмы в период исполнения ими трудовых обязанностей вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности должен рассматриваться при наличии документов установленной формы об обстоятельствах получения травмы в общем порядке. Если по последствиям травмы, полученной при исполнении трудовых обязанностей, осужденный признается инвалидом, причина инвалидности формулируется "трудовое увечье".
Ваши запросы от 24.06.97 № 4-60 и от 01.09.97 № 4-145/В рассмотрены в Департаменте по вопросам пенсионного обеспечения.
По существу поставленных вопросов сообщаем следующее, 1. Как известно, 16 октября 1995 года Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, которым признавалось неконституционным положение ст. 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда.
Решение вопроса о целесообразности выплаты социальных пенсий в этот период было оставлено Конституционным Судом на усмотрение законодателя (пункт 4 постановления), который урегулировал этот вопрос в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ).
2.В соответствии со статьей 98 УИК РФ (Федеральный закон от 08.01.97) осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это право распространяется и на социальные пенсии, назначаемые в соответствии с законом Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Поскольку статья 124 в отношении трудовых пенсий в редакции закона РСФСР от 20.11.90 перестала действовать, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, следует применять вступивший в законную силу новый Уголовно-исполнительный кодекс, не ожидая внесения соответствующих изменений в пенсионный закон. Во-первых, потому, что изменения в статью 1 приняты позднее, чем Уголовно-исполнительный кодекс (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» принят 14 января 1997 года № 19-ФЗ). Во-вторых, статьей 4 Федерального закона от 8 января 1997 года № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.
3.Под вопросом о выплате сумм пенсий, не полученных пенсионером за прошлое время в связи с лишением свободы, видимо, имеется в виду период с 16 октября 1995 года, т.» дня провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Учитывая, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ (пункт 4 постановления) законодатель определил порядок выплаты пенсии осужденным к лишению свободы в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, который вступил в действие с 1 июля 1997 года, то у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, отсутствовали правовые основания для выплаты пенсии за время пребывания в местах лишения свободы до этой даты.
В пункте 3 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплен порядок выплаты пенсий осужденным к лишению свободы - выплата пенсий им осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления на лицевые счета осужденных. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ осужденный - это лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Таким образом, выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, в изложенном порядке производится со дня вынесения приговора суда, но не ранее 1 июля 1997 года. Основанием для изменения порядка выплаты пенсии пенсионеру является информация администрации исправительного учреждения, представляемая в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии с проектом готовящихся разъяснений эта информация, наряду с другими реквизитами, содержит сведения о дате вынесения приговора и дате поступления осужденного пенсионера в исправительное учреждение.
Вместе с тем, до вынесения обвинительного приговора и помещения пенсионера в исправительное' учреждение (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, следственный изолятор для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию), причитающаяся пенсия выплачивается в общеустановленном порядке. Это означает, что несмотря на то, что пенсионер до вынесения приговора находился в местах содержания под стражей (перечислены в статье 7 Федерального закона от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»), оснований для приостановления выплачиваемой пенсии не имеется. Причитающиеся суммы могут быть выплачены в ранее избранном пенсионером порядке: через организации федеральной почтовой связи, доставочные структуры, или учреждения банка. Указанные выплаты могут быть произведены по доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Поскольку выплата пенсии осужденному к лишению свободы (за период со дня вынесения судом обвинительного приговора) производится только в порядке, изложенном в статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, то возможность ее выплаты через организации федеральной почтовой связи, другие доставочные структуры и учреждения банка, а, значит, и получение пенсии родственниками в этих учреждениях по доверенности осужденного, должна быть исключена.
Пенсионерам, освободившимся из мест лишения свободы выплата пенсии производится по месту жительства или месту пребывания с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступило это обстоятельство.
5. В соответствии со статьей 74 УИК РФ лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы относятся к числу исправительных учреждений. В период пребывания осужденного в лечебном исправительном учреждении, а также в лечебно-профилактическом учреждении исправительного учреждения (перечислены в статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) назначенная пенсия перечисляется в исправительное учреждение по месту отбытия наказания в соответствии с процессуальными нормами, изложенными в Кодексе, на основании сведений, поступивших из исправительного учреждения.
|