Вторник, 26.11.2024, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Состав, структура и порядок формирования Конституционного суда РФ

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее Закон) Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ – орган правосудия.

В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ закреплено правило о численном составе Конституционного Суда РФ. Штатная численность Конституционного Суда РФ – 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заседателей в Конституционном Суде РФ нет.[1]

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек:

– гражданин Российской Федерации;

– возраста не менее сорока лет;

– обладающий безупречной репутацией;

– имеющий высшее юридическое образование;

– имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;

– обладающий признанной высокой квалификацией в области права;

– не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

– не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

– не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

– не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Закреплен лишь предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ – семьдесят лет. Но и он не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

В Конституционном Суде РФ нет структурных подразделений, осуществляющих правосудие. Им рассматриваются и разрешаются дела в заседаниях с проведением слушаний или без проведения слушаний.[2]

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к его полномочиям. Помимо того, он в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда РФ;

2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. У него есть два заместителя, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ также сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей. Каждый из таковых вправе (обязан):

1) требовать созыва заседания Конституционного Суда РФ (п. 2 § 1 Регламента Конституционного Суда РФ);

2) в случае поступления в Конституционный Суд представления о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Конституционного Суда РФ или о привлечении его в качестве обвиняемого, либо о заключении его под стражу, либо о совершении в отношении Председателя Конституционного Суда РФ следственных и иных процессуальных действий, когда для их совершения в соответствии с законодательством требуется согласие Конституционного Суда РФ, в течение трех часов передать поступившие материалы судьям для предварительного изучения и установить дату заседания для рассмотрения вопроса по поступившему представлению (п. 1 § 12 Регламента Конституционного Суда РФ);

3) осуществлять по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, в том числе:

– созывать рабочие совещания судей (п. 2 § 2 Регламента Конституционного Суда РФ);

– подписывать протокол заседания Конституционного Суда РФ;

– определять руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ, которые должны обеспечивать достоверность информации о деятельности Конституционного Суда РФ, размещаемой на официальном интернет-портале Конституционного Суда РФ, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации (п. 3 § 70 Регламента Конституционного Суда РФ);

– временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии их исполнять;

– выполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ.

4) по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия.

Как Председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.[3]

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. По истечении срока их полномочий каждый из них может быть назначен на должность на новый срок.

Однако у них имеется право по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия соответственно Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ. Закон требует констатировать такое сложение полномочий решением Конституционного Суда РФ.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрена специальная процедура досрочного прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда РФ и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.

Полномочия указанных должностных лиц прекращаются по представлению Президента РФ в случае, если решением Конституционного Суда РФ установлено хотя бы одно из предусмотренных законом фактических оснований принятия данного решения. Указанными основаниями являются:

– исполнение Председателем Конституционного Суда РФ (заместителем Председателя Конституционного Суда РФ) своих должностных обязанностей ненадлежащим образом;

– неисполнение Председателем Конституционного Суда РФ (заместителем Председателя Конституционного Суда РФ) своих должностных обязанностей.[4]

Вопрос, касающийся досрочного прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда РФ или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ может быть поднят по инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда РФ. После чего в течение 24 часов с момента выражения не менее чем пятью судьями соответствующей инициативы созывается заседание Конституционного Суда РФ, которым принимается решение об образовании из числа судей комиссии для проверки фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Председателем Конституционного Суда РФ или заместителем Председателя Конституционного Суда РФ должностных обязанностей, и определении срока ее работы. По истечении срока работы настоящей комиссии данный вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Решение по указанному вопросу принимается тайным голосованием. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, в отношении которого рассматривается вопрос о досрочном прекращении полномочий, участия в голосовании не принимает. Однако решение о внесении Президенту РФ представления о досрочном прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ по соответствующей должности может быть принято только, когда за него проголосовали не менее 13 судей.

На основе решения готовится представление, которое незамедлительно направляется Президенту РФ.

Институт прекращения полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ характеризует также запрет прекращения их полномочий в качестве судьи Конституционного Суда РФ без прекращения их полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ по таким основаниям, как:

1) нарушение порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

2) совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

3) продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

4) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.[5]

При наличии указанных оснований сначала принимается решение о прекращении полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, а затем уже и полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления, Управления делами и Представительства Конституционного Суда в Москве.

Для обеспечения деятельности руководства Конституционного Суда РФ и судей также созданы Секретариат Председателя Конституционного Суда РФ, Секретариаты Заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и Аппараты судей.

Функциями Секретариата Конституционного Суда РФ являются:

– организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

– прием посетителей;

– рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ;

– содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

– изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.[6]

Структуру аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ устанавливает сам. Им же утверждается Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

 

[1] Троицкая А.А. Российский Конституционный Суд и проверка поправок к Конституции: как распахнуть приоткрытую дверь / А.А. Троицкая // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 2. – С. 96.

[2] Петров А.А. Конституционное правосудие в России. Альтернативная история Часть II (Окончание) / А.А. Петров // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 3. – С. 2.

[3] Дриго Е.В. Институт особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации: регулирование и практика применения / Е.В. Дриго // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 3. – С. 81.

[4] Остапович И.Ю. К вопросу о взаимодействии Конституционного Суда РФ с высшим органом законодательной власти России / И.Ю. Остапович // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 8. – С. 195.

[5] Даниелян Д.Р. Конституционный Суд РФ в судебной системе России: значение и перспективы развития / Д.Р. Даниелян // Российский судья. – 2014. – № 8. – С. 32.

[6] Нудненко П.В. Принцип законности административной ответственности в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации / П.В. Нудненко // Административное право и процесс. – 2014. – № 8. – С. 72.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.06.2017)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%