Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, которые установлены ст. 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», также без проведения слушаний.
Порядок работы Конституционного Суда РФ предполагает:
– принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;
– обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;
– принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;
– запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);
– проведение открытого голосования;
– подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;
– подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании;
– право судьи на особое мнение;
– провозглашение решения, вынесенного по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.[1]
Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов.
При толковании Конституции РФ решение принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей Конституционного Суда РФ.
Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» или решением Конституционного Суда РФ.
Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в издании «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».[2]
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в издании «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.
Конституционный Суд РФ в заседаниях также: принимает послания Конституционного Суда РФ; принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения; принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
[1] Брежнев О.В. Институт послания Конституционного Суда законодательному органу власти: проблемы теории и практики / О.В. Брежнев // Российская юстиция. – 2014. – № 9. – С. 43.
[2] Алиев Т.Т. Роль Конституционного Суда РФ в сочетании баланса частных и публичных интересов в России / Т.Т. Алиев // Современное право. – 2014. – № 4. – С. 64.
|