Вторник, 26.11.2024, 23:14
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Гражданско-правовой и административный порядок возникновения прав на земельные участки

Общие основания приобретения права собственности на земельные участки как объекты гражданского оборота указаны в п.2 ст.218 ГК РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В п.3 ст.218 ГК РФ предусматривается возникновение права на бесхозяйную вещь.  
Граждане и юридические лица могут приобрести право собственности на земельный участок как на бесхозяйную вещь по правилам ст.225 ГК РФ. Естественно, что не все приведенные выше основания применимы к публичным образованиям. Кроме этого, закон устанавливает для Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления отдельные основания возникновения права собственности на землю. Основанием возникновения других видов права на земельные участки - постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, аренды, сервитута и безвозмездного срочного пользования - являются гражданское законодательство и федеральные законы (ч.1 ст.25 ЗК РФ).  
Совершенно особое место в новейшей истории России занимает такой способ возникновения права собственности на земельные участки, как приватизация, которая основывается на общем принципе государственного регулирования приватизации земли. Согласно ст.217 ГК РФ регулирование приватизации целиком возлагается на законы о приватизации государственного и муниципального имущества . Разработка принципов приватизации земельных участков в конкретный период и для решения конкретных задач отталкивалась от необходимости передать в частную собственность земельные участки определенной категории или предоставить возможность конкретной группе лиц, у которых ранее возникло право собственности на здания, строения, сооружения, выкупить земельные участки с указанными объектами недвижимости. Действующая конструкция приватизации появилась в праве только после принятия Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" .
В ст.1 этого закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. До этого в отношении, например, земель сельскохозяйственного назначения действовал принцип безвозмездности передачи имущества гражданам, а сам процесс являлся не реализацией общих отраслевых принципов, а реализацией воли Президента РФ через соответствующие указы. За последние 20 лет можно выделить две значительные волны приватизации земельных участков.  
Первой по времени, а также по масштабам и по срокам осуществления явилась приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения бывших колхозов и совхозов, которая активно осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 1992-1995 гг.
Вторая волна приватизации связывается с введением в действие ЗК РФ и Федеральным законом № 137-ФЗ. В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Границы и размер таких земельных участков определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.7 ст.36 ЗК РФ).  
Такой общий принцип, к сожалению, провоцирует споры с органами местного самоуправления, и обжалование их решений в связи с отказом предоставить в собственность земельный участок такой по площади, какой, на взгляд собственника здания, строения, сооружения, наиболее полно обеспечивает потребности по эксплуатации объекта. Законом может быть установлен запрет на приватизацию земельных участков определенного вида разрешенного использования.
Так, например, приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков также не подлежат приватизации .
Самостоятельное значение наряду с приватизацией в строго юридическом смысле слова имеет предоставление с 2006 года в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков для личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства с видами права "пожизненное наследуемое владение" или "постоянное (бессрочное) пользование", а также без определенного вида права.  
Начало процессу было положено Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" , которым были внесены изменения, в частности, в ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст.25.2 и 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ. Согласно п.1 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. В отношении всех перечисленных выше участков установлено общее правило, согласно которому принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.  
Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления, если речь заходит о праве собственности на земельные участки, находятся в особом положении в сравнении с другими субъектами земельных отношений. С одной стороны, они могут иметь в собственности земельные участки, которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а с другой стороны, по основаниям, с ним не связанным. Среди последних - признание права собственности публичного образования законами или разграничение государственной собственности на землю.
Полное разграничение государственной собственности на землю до настоящего времени, как известно, не осуществлено.  
Яркой иллюстрацией признания права собственности публичного образования на земельный участок в силу закона является положение п.1.1 ст. 19 ЗК РФ: "Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка" . Не совсем ясно, к какому основанию возникновения права собственности отнести безвозмездную передачу земельных участков от одного публичного образования другому в целях их предоставления гражданам бесплатно (п.5 ст. 19 ЗК РФ). Определенно можно сказать только то, что такое основание имеет сложный состав и представляет собой комбинацию норм различных отраслей права. Конструкция приобретения права собственности на земельный участок как на бесхозяйную вещь по правилам ст.225 ГК РФ не может применяться Российской Федерацией и ее субъектами, так как земельный участок не может не иметь собственника.  
В ст.214 ГК РФ закреплена презумпция, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью . Поэтому трудно себе представить государственный орган власти в качестве истца, который просит суд признать за ним право собственности на имущество, которое принадлежит ему в силу прямого указания закона. Обращает на себя внимание еще одно понятийное несоответствие - "земельный участок" как бесхозяйное имущество и "земля" в ст.214 ГК РФ в рамках института приобретательной давности.  
Не вызывает никаких сомнений, что земля с юридической точки зрения не может быть бесхозяйной, не может быть принята на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В противном случае подавляющую часть территории Российской Федерации пришлось бы признать бесхозяйной.

 

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.06.2017)
Просмотров: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%